Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:52, дипломная работа
Цель исследования – выявление и апробация методов и условий социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА.
Основные задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
2. Определить особенности психического развития и уровень сформированности санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………………………….….
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с РДА………….
1.2. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей……………………………………………………………….………..
1.3. Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА …………….………
Выводы ………………………………………………………...................
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………..
2.1.Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА………………………………………………………………
2.2. Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА…………………………………………………………………………
2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………
Выводы …………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………….
Список приложений……………………………………………………….
РЦДПОВ является учреждением бюджетной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории Городецкого района социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями в умственном и физическом развитии в возрасте от трех лет до 18 лет, а также их семей.
Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Основными задачами Центра являются:
-выявление в городе или районе всех детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризированной базы данных о таких детях и подростках;
-изучение совместно
с консультативно-
-разработка на основании
типовых базовых программ
-обеспечение реализации
указанных программ и
-оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации;
-социально-реабилитационная
работа с родителями детей,
имеющих отклонения в
РЦДПОВ имеет следующие структурные подразделения (рис.1).
Рис.1. Структура ГБУ РЦДПОВ
Социально-педагогическая работа
по формированию санитарно-гигиенических
навыков у детей с РДА
В таблице 3 представлены основные виды деятельности (социальные услуги), осуществляемые в отделениях.
Таблица 3
Основные виды деятельности отделений ГБУ РЦДПОВ
Отделение психолого-педагогической помощи. |
Отделение дневного пребывания. |
Социально-реабилитационные: - реализация индивидуальных программ реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями; - реализация программ SBR. Социально-педагогические - социально-педагогическое консультирование; - социально-педагогическая диагностика социально-бытовых знаний, умений, навыков детей и подростков и обследование личности; - социально-педагогическая коррекция; - трудотерапия; - музотерапия; - социально-педагогический патронаж; - организация детско-родительских праздников; - организация и проведение кружковой работы для формирования и развития интересов несовершеннолетних; Социально-психологические: - социально-психологическое консультирование; - психодиагностика; - психокоррекция личности Социально-педагогические: - дефектологическое консультирование; - диагностика познавательной деятельности; - дефектологическая коррекция; - логопедическое консультирование; - диагностика речевой деятельности; - логопедическая коррекция; - содействие в получении льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством РФ. |
- Организация социально-реабилитационных мероприятий; - Организация полноценного питания, согласно утвержденным нормам; - Организация отдыха и оздоровления; - Организация социокультурного досуга и спортивно-оздоровительных мероприятий; - Самоподготовка к учебным занятиям; - Организация клубной и кружковой работы; - Организация трудовой реабилитации; - Организация
социально-педагогической - Дополнительные социальные услуги. |
Для реализации практической работы были выбраны 3 ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ, имеющими РДА. Диагноз поставлен в медицинском учреждении и зафиксирован в медицинской карте детей.
Таблица 4
Контингент детей с РДА
№ п/п |
Ф.И. |
Возраст |
Балл по шкале C.A.R.S. |
Степень проявления аутизма. |
1 |
Юля В. |
5 лет |
31,5 |
Легкая |
2 |
Лиля В. |
5 лет |
36 |
Средняя |
3 |
Варя С. |
6 лет |
36 |
Средняя |
В целях получения сведений об особенностях психического развития исследуемых детей был проведён анализ социально-психологической документации, подготовленной специалистами центра. В таблице 5 представлена характеристика детей на основании структурированного наблюдения по шкале C.A.R.S. Протокол исследования в Приложении 2.
Таблица 5
Характеристика детей с РДА
Параметр изучения |
Варя С. |
Юля В. |
Лиля В. |
Отношение к людям |
Не смотрит в глаза, избегает взрослого проявляет беспокойство, если отношения навязываются, не отвечает взрослому. |
Временами кажется, что не замечает взрослого. Чтобы привлечь внимание требуются настойчивые и сильные попытки. Инициирует контакт в минимальной степени. Общаются исключительно друг с другом, других детей «не видят» | |
Имитация |
Имитирует только после направления со стороны взрослого |
Требуется значительная степень настойчивости и помощи со стороны взрослого, часто имитирует только с задержкой | |
Эмоциональный ответ |
Реакции чрезмерны, не относятся к ситуации, гримасничает, кричит, |
Временами реакции не соответствуют происходящим событиям, могут быть задержанными, ригидность – нет выражения эмоций по отношению к объектам и событиям | |
Владение телом |
Повторяющиеся движения, необычные (скручивает, пальцы, руки, ноги) |
Моторная неловкость, плохая координация, раскачивания, повторяющиеся движения. | |
Использование предметов |
Заинтересовывается на очень короткое время, нюхает, кидает. |
Иногда проявляет интерес к куклам, но не к другим игрушкам -не играет а манипулирует ими | |
Адаптация к изменениям |
При изменении задачи могут продолжать предыдущую, отказаться от деятельности. | ||
Зрительный ответ |
Соответствует возрасту, но избегает смотреть в глаза взрослым |
Иногда может посмотреть на упоминаемый при нем объект, временами смотрят «в никуда» | |
Слуховой ответ |
Избыточная реакция на звуки |
Часто не отвечают, чтоб привлечь внимание, нужно часто повторять. Боязнь громких звуков | |
Ответ осязания, обоняния, вкуса |
Нюхает, проверяет на вкус несъедобные предметы |
Избыточные реакции на несильную боль | |
Нервозность и страхи |
Трудно успокоить |
Страхи темноты, громких (неречевых) звуков. | |
Вербальная коммуника ция |
Задержка речевого развития (звукопроизношения, лексико грамматической стороны). На вопросы часто не отвечает и сама не задаёт. Речевые штампы к месту |
Задержка речевого развития (как импрессивной, так и экспрессивной стороны), звукопроизношения, лексико- грамматического строя. На вопросы часто не отвечают и сами не задают. Могут говорить о себе в третьем лице («Юля, есть»). Глаголы в речи встречаются преимущественно в неопределённой форме, прилагательные практически отсутствуют | |
Невербаль ная коммуника ция |
Часто не понимает невербальной коммуникации других. |
Часто не может выразить свои потребности и желания невербально, не понимает невербальной коммуникации других | |
Уровень активности |
Может быть очень активной, трудно сдерживать |
Вялые, чтоб заставить шевелиться нужно потратить много сил | |
Вербальный ответ |
Не так сообразительна, как дети того же возраста |
Малосообразительные | |
Общее впечатление |
Все симптомы в лёгкой или средней степени |
Все симптомы в средней или лёгкой степени |
Из таблицы 5 видно, что
у детей отсутствует социо-
Модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией слабо выражены. Для них характерен низкий уровень интеграции социального, эмоционального и коммуникативного поведения, качественные нарушения в общении выступают в форме недостаточной пластичности, экспрессивности речи, невозможности организовать свою игровую деятельность с предметами, низкой синтонности (способность человека находиться в гармонии с окружающей его реальностью) и отсутствия взаимности в общении.
У исследуемых детей проявляются нервозность и страхи.
Стереотипность поведения выражается в негативизме по отношению к новым видам деятельности, есть моторные стереотипии.
У Вари отмечается гиперактивные проявления.
У исследуемых детей степень развития интеллекта ниже, чем у детей данного возраста.
Для выявления сформированности санитарно-гигиенических навыков была проведена беседа с родителями и наблюдение, которое проводилось по разработанной специалистами центра пооперационной схеме во время нахождения детей в центре на занятиях, в режимных моментах, в перерывах. (Протоколы в Приложениях 3-4). Полученные данные представлены в таблице 6.
Таблица 6
Особенности овладения детьми санитарно-гигиеническими навыками*
Навык и его составляю щие |
Варя С. |
Юля В. |
Лиля В. | |||
Со слов родителей |
Наблюдение |
Со слов родителей |
Наблюдение |
Со слов родителей |
Наблюдение | |
Мытьё рук с мылом: - закатывает рукава - включает воду - берёт мыло - намыливает руки - смывает мыло - отряхивает руки - выключает воду - берёт полотенце - вытирает руки - вешает полотенце |
— — — — — — — — — — — |
— — — — — — — — ± — — |
+ — — — + + — — + — ± |
± — — ± ± ± — — ± — — |
+ — — — + + — — + — ± |
± — — ± ± ± — — ± — — |
Умывание: - делает руки ковшиком - умывает лицо из «ковшика» - вытирает лицо |
—
—
— — |
—
—
— — |
+
+
+ + |
±
—
— ± |
+
+
+ + |
±
—
— ± |
Полоскание рта: - удерживает воду во рту - движения прополаскивания выплёвывает |
—
—
— — |
—
—
— — |
—
—
— — |
—
—
— — |
—
—
— — |
—
—
— — |
Туалет: - просится - спускает штаны - садится на унитаз - сидит до выполнения - отрывает бумагу - пользуется бумагой - одевает штаны - спускает воду - моет руки - чувствует дискомфорт при |
— — + — — — — + — —
±
|
± — ± — — — — ± + —
— |
+ + + + + + + + ± +
+
|
± ± ± ± + — — ± ± —
+ |
+ + + + + + + + ± +
+
|
± ± ± ± + — — ± ± —
+ |
*Примечание. Навык или его составляющая: + в основном сформирован; — не сформирован; ± сформирован частично.
На рисунке 2 данные о процентном уровне сформированности навыка представлены графически.
Рис.2. Сформированность санитарно-гигиенических навыков
Анализ данных таблицы 6 и рисунка 2 показал, что уровень развития санитарно-гигиенических навыков у исследуемых детей очень низкий. Обнаружена почти полная беспомощность детей в самообслуживании, в овладении санитарно-гигиеническими навыками.
Дети совершенно не владеют навыком полоскания рта: не удерживают воду во рту, не делают прополаскивающих движений, глотают воду.
К мытью рук и умыванию совершенно не приучена Лиля и Юля (за них всё делает мама). У Вари отдельные элементы навыка сформированы, но только частично (не включает и выключает воду, не берет мыло, а если дают, намыливает только тыльную сторону ладошек, слегка смачивает лицо, не снимает с крючка полотенце, а протягивает за ним руку и т.п.).
Навыки пользования туалетом сформированы, но недостаточно. Варя умет спускать и надевать трусы, просится в туалет. Юля и Лиля тоже сами ходят в туалет, без помощи взрослого. Они могут спустить воду, но не пользуются туалетной бумагой. Юля включает воду, пытается мыть руки, а Лиля этого не делает.
Матери девочек относятся к процессу выполнения санитарно-гигиенических процедур по-разному. Мама Юли и Лили раздражается и всё делает за детей, не приучая их, т.к. не хочет терять своё время. Мама Вари старается убедить себя, что всё более-менее нормально, пытаясь помочь ребенку, делая некоторые вещи за нее, удовлетворяется очень низким уровнем сформированности отдельных элементов навыка. Таким образом, видна низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. (Родителям проще все делать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания)
Обобщая данные исследования, можно сделать следующие выводы:
- для выявления сформированности санитарно-гигиенических навыков была проведена беседа с родителями и наблюдение за детьми по разработанной пооперационной схеме;
- уровень развития санитарно-гигиенических навыков детей очень низкий и не соответствует возрасту: совершенно не владеют навыком полоскания рта; мытья рук и умывания; очень слабо навыками пользования туалетом;
- выявлена низкая мотивация родителей обучению детей санитарно-гигиеническим навыкам, позиция полной опеки.
2.2. Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
В соответствии с данными диагностического исследования, была спланирована и проведена работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА.