Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

3. Теперь очень медленно зеленая  чашечка начинает раскрываться. Уже  видно, что она состоит  из отдельных чашелистиков, которые  постепенно отходя друг от  друга, загибаются книзу, открывая  розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже и лепестки тоже  начинают раскрываться медленно  разворачиваясь до тех пор, порка  не превращаются в полностью  расцветший цветок… Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

5.  Теперь представьте себе, что  на розу упал луч солнца. Он  отдает ей свое тепло и свет  … В течение некоторого времени  продолжайте  удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

6. Загляните в самую сердцевину  цветка. Вы увидите как там  появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и  любви к вам.

7. Поговорите с ним о том, что  для вас является важным с  данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить, все, что необходимо (здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).

8. Теперь отождествите себя с  розой. Представьте себе, что вы  стадии этой розой или же  вобрали в себя весь это  цветок… Осознайте, что роза и  мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически – вы и есть эта роза, это цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Веселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА 1

Вашему вниманию предлагается анкета, целью которой является выявление уровня адаптивности ребенка в замещающей семье. Анкета проводится анонимно. Данные анкеты будут использоваться в научных целях.

Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов. Внимательно прочитайте их. Выберите наиболее устраивающий вас вариант ответа, подчеркните или обведите его.

  1. Информация о себе:

Возраст

Пол

  1. Чаще всего в твоей семье царит спокойная и дружелюбная обстановка?

А) да; Б) нет

2. Часто ли бывает так, что  отношения в семье вызывают  у тебя усталость?

А) да; Б) нет

3. Приносит ли общение с членами  семьи для тебя облегчение?

А) да; Б) иногда; В) нет

4. Бывает ли, что контакты с  кем-либо из членов твоей семье тебя раздражают?

А) да; Б) нет

5. Стремишься ли ты помочь  кому-либо из членов твоей семьи,  если он (она) пребывает в плохом  настроении?

А) да; Б) нет

6. Часто ли у тебя бывает  чувство страха, тревоги перед  общением с кем-то из членов  семьи?

А) да; Б) нет

7. Часто ли бывает так, что  ты не находишь взаимопонимания  в семье?

А) да; Б) нет

8. Легко ли в твоей семье  ты достигаешь взаимопонимания?

А) да; Б) нет

9. Можешь ли ты заранее представить, как поведут себя члены твоей  семьи в той или иной ситуации?

А да; Б) иногда; В) нет

10. Всегда ли, вступая во взаимоотношения  с кем-либо из членов твоей  семьи, ты пытаешься понять его (ее)?

А) да; Б) нет

11. Со всеми ли членами твоей  семьи ты находишь общий язык?

А) Да, со всеми; Б) с некоторыми; В) ни с кем

12. Часто ли членам твоей семьи не нравиться, как ты себя ведешь?

А) да; Б) нет

13. Часто ли ты сожалеешь о том, что сорвал свое плохое настроение на ком-либо из членов семьи?

А) да; Б) нет

14. Нравится ли тебе быть в центре внимания членов твоей семьи?

А) да; Б) нет

15. Нравится ли тебе проводить время в кругу семьи?

А) да; Б) нет

16. Раньше члены семьи уделяли тебе больше внимания, чем сейчас?

А) да; В) нет

17. Раньше ты с большим удовольствием  делал домашние дела, чем сейчас?

А) да; Б) нет

18. Часто ли в семье к тебе проявляют невнимательность?

А) да; Б) нет

19. Создают ли члены семьи  условия для комфортного существования  и отдыха?

А) да; Б) нет

20. В данный момент достичь  взаимопонимания с членами семьи  тебе сложнее, чем раньше?

А) да; Б) нет

21. Сейчас у тебя больше возможности проводить время так, как ты хочешь, чем раньше?

А) да; Б) нет

22. Делишься ли ты с членами  семьи своими проблемами?

А) да; Б) нет

23. Приходят ли к тебе в  гости друзья? 

А) да; Б) нет

24. В настоящее время ощущаешь  ли ты большую помощь и взаимопонимание со стороны членов твоей семьи?

А) да; Б) нет

25. Всегда ли хотя бы кто-нибудь из членов семьи выслушивает тебя относительно твоих проблем?

А) да; Б) иногда; В) нет

26. Бывает ли так, что члены  твоей семьи не разрешают тебе  приглашать кого-нибудь из твоих друзей?

А) да; Б) нет

27. Любишь ли ты похвалу в  свой адрес за проделанную работу?

А) да; Б) нет

28. Нравится ли тебе выполнение  значимой для семьи работы?

А) да; Б) нет

29. Можешь ли ты комфортно  расположиться дома?

А) да; Б) нет

30. Твои отношения с членами твоей семьи лучше, чем у твоего друга с его (ее) родственниками?

А) да; Б) нет

31. Можешь ли ты утверждать, что  далеко не у всех так дружно  решаются семейные проблемы, как  в твоей семье?

А) да; Б) нет

32. Считаешь  ли ты, что в семьях  твоих друзей  созданы лучшие условия для отдыха, чем в своей семье?

А) да; Б) нет

Спасибо за ответы!

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТЫ 1

Информация о себе:

Возраст

Пол мужской(28%)

        женский(72%)

     1.Чаще всего в твоей  семье царит спокойная и дружелюбная обстановка?

А) да(80%); Б) нет(20%)

2. Часто ли бывает так, что  отношения в семье вызывают  у тебя усталость?

А) да(40%); Б) нет(60%)

3. Приносит ли общение с членами  семьи для тебя облегчение?

А) да(28%); Б) иногда(64%); В) нет(8%)

4. Бывает ли, что контакты с кем-либо из членов твоей семье тебя раздражают?

А) да(80%); Б) нет(20%)

5. Стремишься ли ты помочь  кому-либо из членов твоей семьи,  если он (она) пребывает в плохом  настроении?

А) да(72%); Б) нет(28%)

6. Часто ли у тебя бывает  чувство страха, тревоги перед общением с кем-то из членов семьи?

А) да(20%); Б) нет(80%)

7. Часто ли бывает так, что  ты не находишь взаимопонимания  в семье?

А) да(48%); Б) нет(52%)

8. Легко ли в твоей семье  ты достигаешь взаимопонимания?

А) да(56%); Б) нет(44%)

9. Можешь ли ты заранее представить, как поведут себя члены твоей семьи в той или иной ситуации?

А ) да(28%); Б) иногда(56%); В) нет(16%)

10. Всегда ли, вступая во взаимоотношения  с кем-либо из членов твоей  семьи, ты пытаешься понять его (ее)?

А) да(60%); Б) нет(40%)

11. Со всеми ли членами твоей  семьи ты находишь общий язык?

А) Да, со всеми(32%); Б) с некоторыми(64%); В) ни с кем(4%)

12. Часто ли членам твоей семьи  не нравиться, как ты себя ведешь?

А) да(32%); Б) нет(68%)

13. Часто ли ты сожалеешь о  том, что сорвал свое плохое настроение на ком-либо из членов семьи?

А) да(48%); Б) нет(52%)

14. Нравится ли тебе быть в  центре внимания членов твоей  семьи?

А) да(64%); Б) нет(36%)

15. Нравится ли тебе проводить  время в кругу семьи?

А) да(76%); Б) нет(24%)

16. Раньше члены семьи уделяли тебе больше внимания, чем сейчас?

А) да(36%); В) нет(64%)

17. Раньше ты с большим удовольствием  делал домашние дела, чем сейчас?

А) да(48%); Б) нет(52%)

18. Часто ли в семье к тебе  проявляют невнимательность?

А) да(44%); Б) нет(56%)

19. Создают ли члены семьи условия для комфортного существования и отдыха?

А) да(72%); Б) нет(28%)

20. В данный момент достичь  взаимопонимания с членами семьи  тебе сложнее, чем раньше?

А) да(24%); Б) нет(76%)

21. Сейчас у тебя больше возможности  проводить время так, как ты хочешь, чем раньше?

А) да(56%); Б) нет(44%)

22. Делишься ли ты с членами  семьи своими проблемами?

А) да(56%); Б) нет(44%)

23. Приходят ли к тебе в  гости друзья? 

А) да(80%); Б) нет(20%)

24. В настоящее время ощущаешь  ли ты большую помощь и взаимопонимание со стороны членов твоей семьи?

А) да(52%); Б) нет(48%)

25. Всегда ли хотя бы кто-нибудь  из членов семьи выслушивает  тебя относительно твоих проблем?

А) да(28%); Б) иногда(64%); В) нет(8%)

26. Бывает ли так, что члены  твоей семьи не разрешают тебе приглашать кого-нибудь из твоих друзей?

А) да(72%); Б) нет(28%)

27. Любишь ли ты похвалу в  свой адрес за проделанную  работу?

А) да(76%); Б) нет(24%)

28. Нравится ли тебе выполнение  значимой для семьи работы?

А) да(68%); Б) нет(32%)

29. Можешь ли ты комфортно расположиться дома?

А) да(76%); Б) нет(24%)

30. Твои отношения с членами  твоей семьи лучше, чем у твоего  друга с его (ее) родственниками?

А) да(28%); Б) нет(72%)

31. Можешь ли ты утверждать, что  далеко не у всех так дружно  решаются семейные проблемы, как в твоей семье?

А) да(48%); Б) нет(52%)

32. Считаешь  ли ты, что в семьях  твоих друзей  созданы лучшие  условия для отдыха, чем в своей  семье?

А) да(36%); Б) нет(64%)

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Методическая разработка

 

«Праздник семьи»

 

Цель:

 создать психологический комфорт в детско-родительских отношениях.

 

Задачи:

1. коррекция детско-родительских отношений;

2. развитие  психологических  навыков;

3. психологическое сплочение членов семьи.

 

Участники:

приемные и опекунские семьи (разновозрастная группа).

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Вводная часть

 

Основная часть

 

Упражнение «ТАБЛИЧКИ»

Упражнение «КАРТИНКИ»

Упражнение «ЦВЕТЫ»

Упражнение «НАЙДИ МЕНЯ»

Упражнение «ПОРТРЕТ ДВУХ ХУДОЖНИКОВ»

Упражнение «ТАНЦЫ СИДЯ»

Упражнение «СЕРДЕЧКИ»

 

Заключительная часть 

«Праздник семьи»

 

В.1  Здравствуйте!

В.2  Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады приветствовать Вас в этом зале.

В.1  Сегодня у нас особенный день, особенный тем, что это большой семейный праздник – День семьи. В честь этого праздника мы рады приветствовать всех Вас, и надеемся, что Вы хорошо проведете это время вместе с нами.

В.2  Каждый человек проводит большую часть своей жизни в семье. Говорят: «Большая половина счастья в семье». Ведь семья – это школа для детей и для взрослых. Семья – это наша опора и только в семье мы можем пережить такие чувства как благодарность, ответственность, родственность. Думаем, что Вы согласитесь с нами: хорошо, что есть такой праздник – День семьи. хорошо, что несмотря на повседневные хлопоты и заботы, у нас есть возможность собрать всех Вас в такой удивительный день.

 

ТАБЛИЧКИ

В.1  Все семьи у нас замечательные, уникальные, интересные, но каждая семья интересна по-своему. У каждой семьи своя история, свои традиции, свои увлечения. Сделайте, пожалуйста, портрет Вашей семьи – ее герб. Для этого на пустых табличках, которые стоят перед Вами, изобразите символы, предметы, все то, что может отобразить уникальность Вашей семьи. Это могут быть Ваши задорные лица, возможно, это будет связано с Вашими увлечениями, девизом Вашей семьи или просто рисунок о Вас, …

(участники делают таблички)

В.2  А теперь давайте поделимся, что мы изобразили с Вами. Расскажите о своей семье и о своих гербах.

 

КАРТИНКИ

В.1  Говорят, что любые трудности, любые самые тяжелые испытания можно преодолеть, если рядом будет находиться близкий человек. Вместе можно преодолеть любое препятствие.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района