Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………
Многое зависит от состояния здоровья, личных качеств, как самого ребенка, так и приемных родителей. Нужно помнить, что растущую личность можно многому научить, развить, если постараться. А на какие-то явления просто не обращать внимания, принимая его как данность.
Обычно дети, попадающие в приемные семьи, как правило, удивительно быстро развиваются. Одновременно с формированием, чувства уверенности. С развитием межличностных отношений значительно улучшается их речь, расширяется их кругозор. У некоторых детей наблюдается такой быстрый скачок в развитии, которого не могли даже предполагать врачи и педагоги.
27. На что следует обратить
внимание в первые недели
Особое внимание стоит уделить первой встрече с ребенком. Бывает что ребенок при первой встрече пугается мужчин, долго не может привыкнуть к новому папе. Это происходит если ребенок долго находился в детских учреждениях, где работают женщины и мужчины непривычны для ребенка. Наберитесь терпения и не обижайтесь на ребенка, если он отдает предпочтение кому-то из членов семьи.
Помните, что установить контакт с детьми легче всего через необычные игрушки, предметы, подарки.
В первые дни нежелательно приглашать в дом гостей, новых людей. Не советуем в этот период злоупотреблять походами в гости или часто посещать незнакомые места.
В первые дни дети боятся спать одни, оставаться в комнате без взрослых.
Исключите из общения с ребенком жесткие и категорические требования.
Дисциплинирующие ограничения, наказания, порицания лучше использовать попозже, когда ребенок привыкает к новым условиям, примет взрослых как своих родных. Первое время нужно меньше ограничивать свободу ребенку. Запретами в этот период трудно добиться его расположения. Нужно считаться с привычками ребенка, постараться почувствовать его состояние.
Чтобы вхождение в семью создавало меньше трудностей, в первое время необходимо придерживаться того режима дня, по которому ребенок жил последнее время.
Внимательно выслушивайте все рассказы из прошлого опыта, это поможет лучше его узнать, быстрее установить с ним контакт и доверительные отношения. Запрет или нежелание слушать могут усугубить имеющиеся у ребенка проблемы. Не старайтесь слишком настойчиво и назойливо расположить ребенка к себе. Ему нужно время освоиться и оглядеться. Все нормально развитые дети очень любопытны. Особый интерес они проявляют к бытовой технике, к предметам, которых они раньше не видели (не отходят от телефона или телевизора, пробуют мыло, выдавливают пасту, выливают мамины духи, рвут книги, ломают хрупкие предметы, игрушки, лезут в запрещенные места). Самый простой способ избежать неприятностей и сохранить добрые отношения - заранее убрать те предметы, которыми вы особенно дорожите, в укромные места. А полезные для ребенка вещи оставить на видном месте, так чтобы их удобно было взять.
28. Как строить взаимоотношения
приемного ребенка с
Приемного ребенка нельзя представлять сразу всем родственникам. Вначале ему надо дать время, чтобы он о возможности познал домашнее окружение. Постепенно ребенок становится членом семьи и всего семейного окружения. У него появляются свои тети, дяди, бабушки, дедушки, двоюродные сестры, братья. Иногда бабушки и дедушки выражают свой протест «чужому» ребенку, но ребенок обычно «подкупает» их своей непосредственностью.
29. Как строить взаимоотношения приемных и собственных детей?
Если в семье, пожелавшей взять приемного ребенка, есть свои собственные дети, то их надо подготовить еще до прихода приемного сына или дочери. При соответствующей предварительной подготовке собственные дети с нетерпением ждут появления нового члена семьи.
Приемные дети, особенно в первый период, требуют от родителей большого терпения, внимания, заботы. И совершенно неуместно в присутствии своих детей говорить о недостатках приемного сына или дочери, со вздохом оценивая его несовершенство. Важно сделать родных детей своими сторонниками, даже партнерами в помощи и заботе о приемных детях. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, то есть они – по-прежнему любимы, их интересы будут соблюдены, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных детей приемные учатся взаимодействию с родителями.
30. Как относиться к
воспоминаниям приемного
В большинстве случаях у детей сохраняются плохие воспоминания о покинувших их родителях. Однако встречаются дети, которые с грустью и слезами вспоминают своих, даже бросивших их родителей, чаще всего мать.
Если ребенок в своих воспоминаниях проявляет положительное отношение к своей матери, то будет абсолютно неправильно исправлять его взгляды или высказывания в связи с этим неудовольствием. Наоборот, надо радоваться, что чувства ребенка не притупились, потому что его мать хотя бы частично удовлетворяла его основные физические и психические потребности. На воспоминания ребенка о родной семье можно не обращать внимания. На возможные вопросы ребенка, не вспоминая родную мать, говорить, что у него есть новая мама, которая будет заботиться о нем. Этим объяснением, а главное приветливым и ласковым подходом, можно успокоить ребенка. Через некоторое время его воспоминания сгладятся и он сердечно привяжется к новой семье.
Когда взрослые люди говорят с ребенком о его прошлом, ни в коем случае нельзя высказываться о его прежней семье пренебрежительно. Ребенок может почувствовать себя оскорбленным. Однако он должен четко знать, почему он не мог оставаться среди прежнего окружения, что его воспитание другой семьей – спасение для него. В разговоре с ребенком о его прошлом необходимо проявлять находчивость: сказать ему всю правду и не обидеть его, помочь ему все понять и правильно осмыслить. Ребенок должен внутренне согласиться с действительностью, только тогда он к этому не будет возвращаться.
31. Отдавать ли приемного ребенка в детский сад?
Приемного ребенка в возрасте до 3-х лет желательно воспитывать матери, так как после всех переживаний ему необходимо успокоиться и сжиться с семьей.
Когда ребенок полностью адаптируется в семье, то он может посещать детский сад. Для детей, не посещавших детский сад, это критический момент, когда ребенок оказывается в широком социальном окружении. В интересах ребенка родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателями детского сада. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приемного ребенка, попросить их уделять ему немного больше внимания, придерживаясь, индивидуального подхода.
32. Какие трудности могут
возникнуть при поступлении
Для детей, не посещавших детского сада, в начале учеты в школе возникает критический момент, когда ребенок оказывается в широком социальном окружении. В интересах ребенка родителям необходимо тесто сотрудничать с учителями. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приемного ребенка, попросить их уделять ему немного больше внимания, придерживаясь индивидуального подхода. Если ребенок наблюдается психологом, то сообщать об этом, ибо психолог также будет нуждаться в информации учителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Сценарий праздника
«Путешествие в страну
Фокусляндия».
Звучит музыка, выходят ведущие.
Ведущий 1: Спасибо, что пришли
На праздник в нашем доме.
Позвольте всё вам показать.
Со всеми познакомить.
У вас у каждого в семье
Есть золотые руки.
Кто пишет, режет, кто поёт,
Тот не умрёт со скуки.
Ведущий 2: Здравствуйте.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать Вас в этом зале.
Ведущий 2: Сегодня у нас особенный день, особенный тем, что это большой семейный праздник- День семьи. В честь этого праздника мы рады приветствовать всех Вас, и надеемся, что вы хорошо проведёте этот вечер.
Ведущий 1: Наш праздник организован совместно социально-педагогическим центром, центром внешкольной работы и отделом образования.
Ведущий 2: Каждый человек проводит большую часть своей жизни в семье. Говорят: «Большая половина счастья человека в семье». Ведь семья – это школа для детей и для взрослых. Семья – это наша опора и только в семье мы можем пережить такие чувства как благодарность, ответственность, родственность. Думаем, что Вы согласитесь с нами: хорошо, что есть такой праздник – День семьи. Хорош что, несмотря на повседневные хлопоты и заботы, у нас есть возможность собрать всех Вас в такой удивительный день.
Ведущий 1: Хорошее настроение…как хочется, чтобы оно почаще посещало наш дом. Близких и дорогих нам людей. А что, если попробовать создать настроение самим и устраивать семье настоящий праздник – День хорошего настроения.
Фокусляндия.
Ведущий 2: Все семьи у нас замечательные, уникальные, интересные, но каждая семья интересна по-своему. У каждой семьи своя история, свои традиции, увлечения, свой девиз. Из чего же сделаны наши мальчишки, девчонки, папы и мамы. Сделайте, пожалуйста, портрет вашей семьи. Для этого можно использовать абсолютно всё, что есть у вас на столах. Можно рисовать, резать, клеить, фантазировать, делать свой портрет неповторимым. Это могут быть ваши задорные лица, возможно, это будет связано с вашими увлечениями, символом, девизом вашей семьи или просто рисунок о Вас…..
А теперь давайте поделимся, что мы изобразили с Вами. Расскажем о своей семье и своих портретах.
Какие замечательные рисунки у нас получились, как здорово Вы рассказали о них. Жалко их просто складывать, а давайте мы сделаем из них галерею, мы будем смотреть на них, и они будут нас радовать.
Ведущий 1: Я обожаю праздники,
Они такие разные:
Смешные, интересные,
Волшебные, чудесные.
И лучшие свои наряды
На праздники надеть мы рады.
Встречайте мастерская моды «Дебют с меховой коллекцией».
Ведущий 2: Семья – это единое целое, состоящее из частей. Вы все с этим согласны?
И сейчас мы в этом убедимся. Пожалуйста, по два представителя от двух семей. Становитесь друг к другу спиной. Помощник связывает правую ногу родителя с левой ногой ребёнка. А теперь мы будем соревноваться в беге… Поаплодируем и поблагодарим друг друга.
Ведущий 1: Мода… Она как непогода.
Меняется с каждым годом
Бывает, такое крутит
Бывает, возьмёт и пошутит.
Мастерская «Дебют» с коллекцией «Деревенский антураж».
Ведущий 2: Помощник отводит и рассаживает детей отдельно на стулья.
А где теперь наши дети? Найдут ли родители своих детей? Но непросто найдут, а с закрытыми глазами? Выходит родитель и наощупь находит своего ребёнка и так далее несколько родителей. Затем все друг другу аплодируют.
Ведущий 1: Страна детства – это счастливое время постоянных открытий, удивительных встреч со сказкой и новыми людьми. Это веселье и музыка. Радость и подарки. Одним из подарков будет танец для Вас.
Ведущий 2: Как приятно смотреть на Вас. Вы чувствуете, какая атмосфера у нас в зале…
Добрая
Доброжелательная
Весёлая
Чистосердечная
Понимающая
Ласковая
Говорят, когда человек счастлив, он должен вдохнуть это ощущение и затаить его надолго-долго. Мы хотим пожелать Вам, что б Ваши улыбки, сияющие глаза, что б это было не кратковременно, а было с Вами навсегда.
И, что б сохранить эту атмосферу любви и единения я предлагаю вам написать друг другу письма-пожелания. Пожелания другим семьям, друг другу, чтобы они сохранились с нами надолго.
Ведущий зачитывает письма.
Какие замечательные пожелания. От себя
мы хотим вам пожелать тепла и уюта вашего
очага. Пусть все невзгоды обходят вас
стороной. Помните раз вы вместе, то вы
преодолеете всё.
А сейчас слово предоставляется заместителю начальника отдела образования Куцко Раисе Григорьевне.
Выступление представителя отдела Образования. Вручение подарков.
Ведущий 1: Сегодня праздник, а праздник это время сюрпризов. И ещё одним сюрпризом для вас будет сладкий стол.
Ведущий 2: Мы с вами не прощаемся, а говорим вам до новых встреч!
В нашем центре проходят различные мероприятия, на которые мы вас и ваших детей приглашаем и всегда рады видеть и помочь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА (ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКАЯ ГРУППА)
Программа по вхождению ребенка в новую семью представляет собой комплекс диагностико – коррекционных занятий:
1 блок: выявление особенностей
психологического развития
- коррекция и компенсация недостатков в развитии и воспитании: игровая терапия (игры на развитие памяти, произвольной активности и самоконтроля), коррекция личностных нарушений у детей, развитие коммуникативных способностей, снятие страхов (элементы арттерапии, игротерапии, психогимнастика), коррекция самооценки.
2 блок: обучение ребенка новой ролевой позиции:
- обучающие коррекционные игры с психологом, другими детьми.
3 блок: коррекция детско-родительских отношений:
- обучающие дискуссии, детско-родительский тренинг, совместные игры родителей и детей по заданному сюжету и на свободную тему, совместная, продуктивная деятельность.
1 блок
Выявление особенностей психологического развития детей
Диагностика:
— «Несуществующее животное».
— «Рисунок семьи».
— Диагностика тревожности.