Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация
Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.
ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 6 Половозрастной состав опрошенных экспертов
Возрастной интервал /Пол |
20-25 |
26-30 |
31-40 |
41-50 |
50+ |
М |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
Ж |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
Для обработки и интерпретации результатов использовались процедуры кластерного анализа пакета SPSS4, который является компьютерной программой для статистической обработки данных. По мнению многих авторов, SPSS «занимает ведущее положение среди программ, предназначенных для статистической обработки информации» [56].
4 SPSS -это аббревиатура англ. «Statistical Package for the Social Sciences», которая переводится как «статистический пакет для социальных наук»
75
Кратко остановимся на том, почему использовался именно кластерный анализ и какую информацию дает этот метод. Кластер представляет собой множество объектов, близких между собой по некоторой мере сходства, кластеризация - это процесс разбиения множества объектов на кластеры. В нашем случае кластерный анализ позволяет выделить из всего множества вариантов общие группы критериев для всех экспертов. Таким образом, этот метод дает возможность построить обобщенную модель группировки критериев в те или иные группы.
При анализе данных, полученных от экспертов, использовался иерархический кластерный анализ, который, как следует из названия, характеризуется построением иерархической структуры. В SPSS реализована агломеративная (объединительная) кластеризация, при которой каждый объект вначале находится в отдельном кластере, затем эти кластеры объединяются, группируя объекты каждый раз во все более крупные кластеры пока все объекты не станут членами одного кластера [36; 45]. На< определенном шаге алгоритм необходимо остановить. Объединение кластеров осуществляется на основе вычисления расстояний между объектами и выбора метода объединения кластеров. В SPSS предлагается 7 методов объединения кластеров и ряд способов нахождения расстояний и мер близостей между объектами. Выбор функции расстояния между объектами и способ объединения кластеров является одним из ключевых этапов, от которого зависит окончательный вариант классификации объектов. Для каждого конкретного случая этот выбор осуществляется по-разному исходя из метрики шкал, в которых измерены исходные переменные, содержательных целей классификации, исходных представлений об анализируемом многомерном признаке и т.д.
Помимо этого сама процедура кластерного анализа носит итерационную форму, т.е. на каждом шаге имеется определенный вариант разбиения объектов на некоторое количество групп. В связи с этим, отдельную проблему составляет выбор числа кластеров (т.е. определение
76 шага, на котором алгоритм объединения кластеров останавливается). Выбор осуществляется исходя из априорной информации, содержательных и практических представлений, на основе сравнения расстояний, на которых происходит объединение (остановка алгоритма, если расстояние существенно возросло).
Для анализа данных, полученных от экспертов, и составления кластеров критерий групповой и командной работы использовался полносвязывающий метод (самого дальнего соседа), в котором расстояние между группами определяется как расстояние между самыми удаленными значениями наблюдения, причем каждое наблюдение берется из своего кластера. В этом методе правило объединения указывает, что сходство между кандидатами на включение в существующий кластер и любым из элементов этого кластера не должно быть меньше некоторого порогового уровня, здесь имеется тенденция к обнаружению относительно компактных кластеров, образованных объектами с большим сходством [30].
Количество кластеров было решено оставить равное семи, т.к. именно в этом случае хорошо содержательно группируются критерии и возможно дать четкое название получающимся группам. Помимо этого вариант разбиения на семь групп является оптимальным с точки зрения максимизации различий при достаточных базах сравнения.
Ниже на рис. 9 представлена дендрограмма (древовидная диаграмма), которая показывает, каким образом происходит объединение выделенных групп на дальнейших шагах. В силу отсутствия возможности полного и точного представления данной дендрограммы, приведенные слева критерии групповой и командной работы написаны не полностью. Однако это не является каким бы то ни было недостатком, т.к. в данном случае необходимо представить общую схему работы кластерного анализа, нежели проанализировать, какие из критериев формируют те или иные кластеры. Напомним, что общий список всех критериев групповой и командной работы приведен в приложении 1.
77
23:Самооценка и самокон 24:Нацеленность группы 44:Отсутствие межличнос 45:Отсутствие деструкти 46:Пснхологическая совм 47:Уверенность каждого
10:Наличие отлаженных к 20:Стремление к регулярн 25:Удовлетворённость от 48:Взаимоподдержка член
11 :Достижение личных це 13 Недопустимость игнор 14:Учёт индивидуальных 26:Наличие принятых и р 27:Наличие общих всеми 29:Наличие разделяемых
ЗгПризнание вклада кажд 12: Приоритет организаци 17:Организация грунпово 19:Учёт мнения каждого п 28:Наличне общих раздел 30:Направленносіь на сов 52:Готовность каждого чл 22:Наличие высокой степ 33:Наличие синергетичес 35:Принятие личной ответ Зб:Положительный резуль 37:Отрицательный резуль
7:Способность быстро ада 8:Способность к стратеги 9:Способность всесторон 31 :Взаимосогласованност 32:Способность принимат 41:Готовность каждого чл 49:Постоянная включено 50:1 Іаличие общего едино 15:Стремление и умение б 16:Гибкость и адаптивное 21."Стремления каждого ч 51:Любые индивидуальны
6:Роль лидера не закрепле 38:Наличие ролей, необхо 39:Исполнение членами г 40:Отсутствие фиксирова 42:Функционально-ролева 43:Способность отдельны
1 Равнозначность
статусо 2:Признание права каждог 4:Отсутствие статусной д
5:Степень влияния надру 18:Признание индивидуал 34:Готовность
каждого чл
Социально-психологическая структура |
||||
| ||||
Коммуникативная структура |
| |||
| ||||
■" |
Общее видение |
|||
| ||||
|
| |||
| ||||
Ответственность и контроль |
| |||
| ||||
| ||||
Определенные компетенции |
||||
| ||||
| ||||
Ролевая структура |
||||
| * |
> |
. | |
| ||||
| ||||
Статус членов группы |
||||
|
Рис. 9. Дендрограмма полученных кластеров.
78 С помощью процедуры кластерного анализа выделилось семь групп критериев, общие названия которых представлены выше. Дальнейший анализ получившихся кластеров привел к пониманию того, что выделенные группы критериев представляют собой специфические характеристики, которые задают и определяют процесс командообразования. Иными словами, эти характеристики являются основными социально-психологическими детерминантами командообразования. Для понимания содержания этого термина приведем определения, предлагаемые различными источниками, понятий «детерминация» и «детерминанта».
Открытый интернет-ресурс Глоссарий.ру дает следующее определение5: «Детерминанта (от греч. determinans - определяющий) -фактор или элемент, обусловливающие то или иное явление».
В энциклопедическом социологическом словаре под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова приведено следующее определение: «Детерминация (от лат. determinatio - ограничение, определение). Термин, был впервые введен в научный оборот в области биологии немецким ученым К. Гайдером в 1900г. Используется для обозначения ситуации, когда одно свойство, событие, явление оказывает определяющее влияние на другое свойство, событие, явление» [95, 169].
Таким образом, в данной диссертационной работе под детерминантами командообразования понимаются те характеристики, которые обуславливают и определяют процесс формирования команды.
Далее, на наш взгляд, следует уделить особое внимание проблеме соотношения понятий «детерминанты командообразования» и «критерии командообразования».
Тот же открытый интернет-ресурс Глоссарий.ру предлагает следующее определение6: «Критерий (от греч. kriterion - признак, служащий основой оценки) - признак, являющийся основой классификации». Таким образом,
5 http://www.glossary.ru/cgi-
bin/gl_find.cgi?p]i=%E4%E5%F2%
6 http://www.glossary.ru/cgi-
bin/gl_find.cgi?pli=%EA%F0%E8%
79 критерий представляет собой некоторую характеристику, разделяющую соподчиненные понятия (классы, объекты, явления) в той или иной отрасли знания или деятельности человека между собой.
И детерминанты, и критерии представляют собой определенные характеристики командообразования. Однако эти понятия не тождественны и соотносятся между собой как процесс и предмет. С одной стороны, при изучении феномена команды необходимо отделять ее от множества других функционирующих групп. Здесь характеристики выступают как критерии, позволяющие выделять команду из других групп. С другой стороны, в процессе командообразования эти же самые характеристики выступают в качестве детерминант. Иными словами, эти характеристики должны учитываться в процессе командообразования, т.к. они определяют и задают рамки этого феномена.
В качестве примера, иллюстрирующего данное положение, могут выступать компетенции студентов-социологов. С одной стороны, будучи критериями, они позволяют выделить именно студентов-социологов от всех других студентов. С другой стороны эти же компетенции выступают как детерминанты процесса обучения - они определяют процесс обучения в силу того, что их необходимо учитывать, на них следует опираться при составлении образовательных программ по специальности «социология», формировании учебных курсов и т.д.
Итак, полученные
кластеры представляют собой одновременно
социально-психологические дете
являющиеся основой модели командообразования, и критерии выделения команды из множества других функционирующих групп.
Далее перейдем к описанию разработанной модели командообразования, состоящей из четырех этапов развития общности людей, каждый из которых отличается от предыдущего по всем выявленным критериям.
80 На рис. 10 представлена модель развития группы до уровня команды, в основе которой лежат данные экспертного опроса и качественные оценки.
Признание человека как личности |
||||||
| / |
* |
||||
Общекомандные и управленческие компетенции |
Ответственность и контроль |
|||||
Л |
||||||
Коммуникативная среда |
Ролевая структура |
|||||
м |
||||||
Специальные компетенции |
Социально-психологическая совместимость |
Принимаемые цели групповой работы |
Рис. 10. Модель развития группы.
Проведенный экспертный опрос показал, что основу процесса командообразования должны составлять следующие детерминанты -наличие общей цели групповой работы, социально-психологическая совместимость всех членов группы и наличие специальных компетенций у каждого члена группы. Действительно, для того чтобы создать эффективную управленческую команду вначале необходимо перед группой поставить общую цель, которая бы их объединяла. При этом желательно, чтобы люди, включенные в группу, не конфликтовали друг с другом. Не обязательны отношения симпатии, просто должны отсутствовать межличностные деструктивные конфронтации. Ну и помимо этого все люди, составляющие группу, должны быть специалистами в своей области, т.е. обладать специальными компетенциями.
81 Следующим необходимым этапом построения эффективной команды является разработка отлаженной системы коммуникации между членами группы. Без наличия налаженных коммуникативных связей невозможно дальнейшее развитие. При этом в настоящей команде должна быть гибкая коммуникативная структура как внутри группы, так и со внешней средой. Это означает, что члены группы могут гибко и быстро общаться друг с другом, а со внешней средой может общаться не только лидер, но и любой другой член группы, если это необходимо для достижения общей цели.
Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования