Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация
Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.
ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основу модели Дж. Катценбаха и Д. Смита также составляет концепция Б. Такмэна, однако здесь уделяются особое внимание роли лидера в процессе формирования команды [117]. Близкую интерпретацию становления команды дают Дж. В. Ньюстром и К. Дэвис [55]. Обобщая их работы можно выделить следующие этапы:
1. Формирование (forming). Члены команды обмениваются информацией, узнают и принимают друг друга, формулируют задачи группы. Преобладает аура вежливости, взаимоотношения отличаются осторожностью. Роль лидера команды на этом этапе является решающей. Он должен сосредоточиться на помощи членам команды, познакомить их друг с
38 другом и создать обстановку непринужденности. Страхи, смятения и колебания членов команды должны быть устранены как можно раньше. Наилучший путь к этому - прояснить цели, роли, ответственность и процедуры, которые имеют отношения к действиям команды.
4. Функционирование (performing). На данном этапе
команда
определена и работает эффективно для
достижения своих целей. Каждый
член исполняет несколько функциональных
ролей. Лидеру необходимо
оценить эффективность команды, наблюдая
за индивидуальными и
командными усилиями, успехами и выполнением
обязательств.
Необходимые качества для построения
команды на этом этапе включают в
39 себя: одобрение, оценку, уменьшение числа инструктажей и выслушивание полезных замечаний.
5. Перемена или расставание (английское название этого этапа нам не известно). Рано или поздно расформировываются самые успешные команды. Для лидера команды важно всякий раз представлять неопределенности, возникающие перед членами команды, по мере того как они переходят к новым задачам. Они нуждаются в информации о том, насколько хорошо они сделали работу, что они узнали и смогут ли справиться с новыми задачами. Лидер команды должен по возможности уменьшать напряженность, связанную с изменениями и переходами. Члены команды могут испытывать некоторые сожаления, если их знания и опыт внутри команды принесли им особое удовлетворение. В случае необходимости лидеру команды следует поощрять членов команды к тому, чтобы те не теряли связи друг с другом и поддерживали отношения, занимаясь новой работой и проектами.
Вообще, если проанализировать существующую литературу, те или иные статьи и публикации по командам, то практически в каждом источнике будет упоминаться именно данная модель (берущая свое начало в модели Б. Такмэна). Это может быть связано с тем, что эта модель выступает в качестве квинтэссенции большинства представлений западных исследователей, которые придерживаются психоаналитического направления в вопросах развития группы. Они практически единодушны в том, что первая стадия развития команды - это запуск всего процесса, который характеризуется определенной долей оптимизма, включением или входом людей в команду. Вторая стадия развития обычно ассоциируется со стрессом, конфликтом, разбиением на подгруппы и хаосом. Что касается последующих стадий развития, то авторы расходятся во мнениях: одни делают акцент на консолидацию группы вокруг задачи, другие отдают предпочтение явлениям лидерства, заключительной стадией развития для третьих является достижение намеченных целей и образование эффективной команды, для четвертых — регресс к более низким стадиям развития команды.
40
Необходимо подчеркнуть, что одномерные подходы к развитию группы являются также очень популярными в настоящее время. Здесь развитие группы (команды) описывается с точки зрения исследований отдельных частных аспектов и затрагивается лишь с какой-то одной своей стороны. Тем не менее, эти подходы обеспечивают определенный прирост знаний в области изучения команды.
Наиболее многочисленными среди одномерных моделей развития малой группы (команды) являются модели, отражающие инструментальную динамику развития. В качестве одного из примеров такого одномерного подхода приведем модель развития малой группы предложенную Е. Мабри [121]. Модель предполагает следующие четыре фазы инструментального движения группы в «поле» решения задачи:
Развертывание группового решения проблем можно представить в виде пошаговой схемы, состоящей из пяти стадий [114]:
Примером схемы, отражающей собственно эмоциональную динамику группообразования, является последовательность фаз развития межличностного контакта, намеченная И. П. Волковым [31]:
41
Следует отметить, что эта модель содержит наиболее подробный, детальный анализ развития эмоциональных отношений в малых группах.
Очень интересным и в некотором роде нетрадиционным является подход Д. Янкеловича [132], который выделяет следующие этапы:
Мы отметили, что эта модель нетрадиционна - первые стадии как раз вполне традиционны и согласуются с моделями, представленными выше, но вот четвертая и пятая стадия — новые, а именно появляются такие понятия как жестко структурированная команда и самоуправляемая команда. Это свидетельствует о том, что уровень команды, понимаемый как высший уровень развития группы, может в свою очередь делиться на составляющие.
Развитие этой идеи находит подтверждение в работе Дж. Хэкмана [111]. Он выделяет четыре уровня команд:
1. Наиболее традиционной является команда, управляемая менеджером (manager-led team). В таких командах, менеджер действует как лидер и отвечает за определение целей, методов их достижения и функционирование
42 данной команды. Сами команды несут ответственность только за реальное выполнение порученной им работы. Руководство отвечает за мониторинг и управление процессами деятельности, отбор членов команды и взаимодействие с организацией. Примерами команд, управляемых менеджером, являются группы по сборке автомобилей, бригады хирургов, спортивные и военные команды. Команда, управляемая менеджером, как правило, имеет специально выделенного руководителя, занимающего высокую позицию в иерархии и посвящающего команде весь свой рабочий день. Команды, управляемые менеджером, характеризуются максимальным уровнем контроля над их членами и той работой, которую они выполняют. Этот тип команд характеризуется относительно низким уровнем начальных затрат. Однако для них характерны некоторые недостатки, такие как рассеивание ответственности и подчинение одному человеку. Такие команды обладают меньшей автономией и наделены меньшими полномочиями. Команды, управляемые менеджером, могут идеально подходить для простых задач, когда определена главная цель.
2. Самоуправляемые (self-managing) или саморегулирующейся команды (self-regulating team). Здесь менеджер или руководитель определяет главную цель команды, но команда пользуется свободой выбора методов для достижения этой цели. Самоуправляемые команды становятся все более распространенными в организациях. Примерами могут служить исполнительные исследовательские комитеты или группы по решению управленческих задач. Самоуправляемые команды создают приверженность, предлагают расширение автономности и часто улучшают моральное состояние. Недостатком этого типа является то, что у менеджера гораздо меньше возможностей осуществлять контроль над процессом и продукцией, что затрудняет оценку хода работ. Кроме того, самоуправляемые команды могут потребовать больших временных ресурсов.
3. Целенаправленные (self-directing) или самопроектируемые (self-designing) команды сами определяют свои задачи и методы их достижения.
43
Целенаправленные команды предлагают максимальный потенциал для новаторства, усиливают приверженность целям и мотивацию, предоставляют возможности для организационного обучения и изменений. Целенаправленные команды могут идеально подходить для сложных, неточно поставленных проблем или задач с большой степенью неопределенности, а также для планирования продукции следующего поколения. Однако целенаправленные команды требуют чрезвычайно много времени, обладают огромным потенциалом для создания конфликтов, а их создание может обойтись очень дорого. Более того, их достижения чрезвычайно трудно (или вообще невозможно) отследить.
4. Самоорганизующиеся рабочие команды и советы директоров обычно отвечают за выполнение задачи, управляя своей деятельностью, создавая группу и организационный контекст. Они берут на себя максимальную степень контроля и ответственности.
Систематизация отличительных характеристик этих четырех типов команд представлена на рис. 4.
Проекти рование
организационного
контекста
Проектирование команды как исполняющей единицы
Сфера ответственности руководства
Мониторинг и управление Процессами
выполнения
Команда, Самоуп- Самопроек- Самоорга-
управляемая равляемая
тируемая низующаяся
менеджером команда команда команда
Рис. 4. Полномочия четырех типов команд (приводится по [80])
44 По-другому к этому вопросу подходит немецкий психолог К. Фоппель [85]. Он выделяет такие формы коллективного труда:
Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования