Социально-психологические особенности волонтёров при реализации школьного варианта программы «Рука в руке»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить социально-психологические особенности детей от 14 до 17 лет при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Задачи исследования:
Проанализировать первоисточники по проблеме социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Разработать и провести диагностику социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Подготовить рекомендации волонтёрам из числа школьников по коррекции социально-психологических особенностей

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения становления и развития индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками (на примере программы «Рука в руке») 6
1.1. Описание индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в России. 6
1.2.Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет10
1.3. Особенности международной программы «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»). Характеристика деятельности волонтерского движения «Рука в руке» - регионального варианта программы «Большие Братья/Большие Сестры» 18
2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы» 32
2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка 32
2.2. Изучение самооценки у волонтёров программы «Рука в руке» 34
2.3. Изучение акцентуаций характера у волонтёров при помощи методики Шмишека 37
2.4. Изучение уровня тревожности волонтёров по методике Спилбергера – Ханина (программа «Рука в руке)» 39
2.5. Рекомендации волонтёрам программы «Рука в руке» по коррекции социально-психологических особенностей 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения……………………………………………………………………54

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-психологические особенности взаимоотношений школьников при реализации школьного варианта программы Рука в руке.docx

— 175.21 Кб (Скачать файл)

В.Н. Гуров  считает: «Однако в социально-педагогической работе с детьми, их семьями немало противоречий, нерешенных проблем. У многих социальных педагогов нет достаточной подготовки» [5, с. 54].

Таким образом, потребности в практике и в подготовке специалистов – социальных педагогов не до конца изучены. Слабо поощряются передовой опыт, старания энтузиастов, плохо пропагандируются их достижения. От практики отстает наука, и возникает опасность, что этот разрыв будет увеличиваться. Поэтому необходима поддержка социально-педагогических исследований. Остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов, готовящих кадры социальных педагогов. Такая должность сегодня нужна школе.

1.2. Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет

 

Проблемами  возрастной периодизации особенно интенсивно занимались Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев.

Хронологически  подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Л.С. Выготский утверждает, что основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития подростка[19, с. 51]. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский.

По мнению Д.Я. Райгородского, активно начинают развиваться творческие способности [18, с. 14]. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

1. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию.

2. Развитие  самосознания (формирование "Я-концепции"  система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я").

3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

6. Заметное развитие волевых качеств.

7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности:- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Переходный  период от подросткового к раннему  юношескому возрасту (9 класс) – это  один из самых сложных периодов в  жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.

Л.Д. Гуткина выделяет психические новообразования, которые характерны для этого возраста [16, с. 48]:

1. Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых  потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с  потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.

С одной  стороны, девятиклассники стремятся  к «внешней» взрослости, которая  проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой  взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков. Претендующие  на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют.

С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.

Девятиклассники все чаще обращают взгляд на собственный  внутренний мир и соотносят его с миром внешним: «Кто я? Какой я? Каково мое место среди других». Именно «Я» – сам по себе и как субъект взаимодействия с «Другими» – становится доминантой мироощущения старшего подростка.

Стремление  подростка углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, что  побуждает интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию.

Подростки критично относятся к отрицательным  чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми, и если учитель делает замечания об отрицательных чертах его характера – возникает аффективная вспышка и конфликт.

2.Отсюда - интенсивное развитие внутренней  жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники,  начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интерес одноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии.

3. Расширяется  потребность в общении и его   «география». «Старшие подростки  в отличие от предыдущих возрастов  оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако  большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию». С одной стороны, неплохо, что одноклассникам хочется общаться и после школы, но с другой – совершенно понятно, что этому общению могут сопутствовать и всякого рода антисоциальные деяния: выпивка, примыкание к сомнительным группировкам «ближних взрослых».

Проконтролировать такой «досуг» невозможно, запрещать  – по меньшей мере глупо. Выход из ситуации – так называемый  «закон садовника»: если старшие подростки будут иметь возможность проводить хотя бы часть свободного времени в своем классе с интересом и пользой для себя, тяга к улице в той или иной степени ослабеет. К тому же окультуренные нормы и ценности общения, приобретенные в классе, помогут ребятам устоять против неизбежных соблазнов за стенами школы.

Межличностное общение девятиклассников может  осложняться и другими проблемами, если класс находится на низкой ступени коллективного развития: старшие подростки в этом случае бывают более нетерпимы и даже агрессивны по отношению друг к другу, чем школьники других возрастов. Этому может способствовать тревожность по поводу предстоящих жизненных перемен и волнующих ребят вопросов: кого возьмут или не возьмут в старшие классы; что ждет тех, кто уйдет из школы? Но эти настроения могут не только разъединять, но и объединять ребят, если в классе создана атмосфера общей заботы и поддержки.

4.Поведение  девятиклассника часто носит  протестующий характер по отношению  к взрослым, проявляющийся  в  разных формах (демонстративные  действия негативного характера,  неподчинение требованиям, стремление  избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия («лишь бы не мешал») до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.

5. Ярко  выражена у девятиклассников  и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками.

6.Значимой  деятельностью для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если старший подросток собирается продолжать образование. Однако учение далеко не всегда становится учебной деятельностью старшего подростка. Этому мешают две основные причины.

Во-первых, девятиклассники далеко не всегда имеют  возможность проявить собственную субъектность на уроке в индивидуальных и групповых проектах, в коллективных формах работы, в самостоятельной деятельности,   т.к.  форма обучения, как правило, остается по-прежнему фронтальной. С девятиклассниками, как правило, работают теми же способами, что и с младшими подростками: в глазах учителей они по-прежнему в первую очередь школьники и объекты их непререкаемых требований.

Во-вторых, растущие с каждым днем проблемы социализации старшего подростка нередко сводятся учителями только к проблеме успеваемости. В то время как, по мнению психологов, «нельзя, “вытаскивая” успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка, а можно сделать лишь наоборот».

Некоторые подростки к девятому классу действительно  окончательно теряют всякую ориентацию в изучаемых предметах, превращаясь  в неких «иностранцев», давно  уже не понимающих, о чем говорят  и чего от них требуют учителя. Естественное стремление избежать очередного «избиения младенцев» перед лицом класса заставляет их прогуливать уроки и конфликтовать с учителями.

В какой-то степени эта проблема решается с  помощью профильной и предпрофильной дифференциации обучения, но только в  том случае, если в ней учитываются  интересы самих школьников, а не их родителей и учителей.

Поэтому значимой с точки зрения профориентации деятельностью для старших подростков нередко становятся вполне конкретные практические занятия, меняющие статус увлечения на более серьезный: автомеханика, компьютерная графика, различные виды домоводства.

Вместе  с тем нередко увеличивается  потребность в укреплении и развитии традиций класса: многие подростки знают, что это их последний год в этой школе (или в школе вообще), поэтому так хочется сделать этот год ярким и запоминающимся! Еще более значимой становится коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы, в которых можно уже не казаться, а быть взрослыми в необычных, порой экстраординарных условиях;  всевозможные формы «деятельности-общения» – дискуссии, тренинги, темой которых является раскрытие их «Я» и взаимоотношения с другими.

Окончание девятого класса – это не только завершение этапа общего образования, не только первые серьезные экзамены и получение первого официального документа об образовании. Это прощание с детством и отрочеством, для многих – прощание со своим классом и грядущая первая серьезная встреча со взрослой жизнью.

Поэтому велика для девятиклассника значимость  мудрого и понимающего классного руководителя. Настоящий воспитатель видит все возрастающие проблемы социализации, с которыми сталкиваются его воспитанники, но осознает, что не всегда и не во всем может оказать им реальную помощь: компенсацией этому пусть будет искреннее внимание и понимание трудностей каждого подростка и всего класса, доверительный диалог с ними и добрый совет значимого старшего товарища.

Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

Информация о работе Социально-психологические особенности волонтёров при реализации школьного варианта программы «Рука в руке»