Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-психологические особенности детей от 14 до 17 лет при реализации школьного варианта программы «Рука в руке».
Задачи исследования:
Проанализировать первоисточники по проблеме социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Разработать и провести диагностику социально-психологических особенностей школьников от 14 до 17 лет.
Подготовить рекомендации волонтёрам из числа школьников по коррекции социально-психологических особенностей
Введение 3
1. Теоретические основы изучения становления и развития индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками (на примере программы «Рука в руке») 6
1.1. Описание индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками в России. 6
1.2.Социально-психологические особенности школьников 14 – 17 лет10
1.3. Особенности международной программы «Большие Братья/Большие Сестры» («Big Brothers/Big Sisters International»). Характеристика деятельности волонтерского движения «Рука в руке» - регионального варианта программы «Большие Братья/Большие Сестры» 18
2. Экспериментальное изучение социально-психологических особенностей волонтёров (на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы» 32
2.1. Диагностическое исследование социально-психологических особенностей волонтёров с помощью методики Айзенка 32
2.2. Изучение самооценки у волонтёров программы «Рука в руке» 34
2.3. Изучение акцентуаций характера у волонтёров при помощи методики Шмишека 37
2.4. Изучение уровня тревожности волонтёров по методике Спилбергера – Ханина (программа «Рука в руке)» 39
2.5. Рекомендации волонтёрам программы «Рука в руке» по коррекции социально-психологических особенностей 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения……………………………………………………………………54
На рисунке №1 представлены результаты диагностики по методике Айзенка
Рис. 1. Результаты диагностики по методике Айзенка
Итак, из рисунка №1 видно, что 70% испытуемых (14 человек из 20 - ти) имеют тип темперамента – холерик, среди которых 63% - это мальчики и 83% - девочки. Они эмоционально неустойчивы, импульсивны, общительны, гиперактивны, конфликтны, обидчивы, легко выходят из себя, подвижны, капризны, поддаются влиянию компании сверстников или старших, бывают и непослушны. Однако следует отметить, что 20% (22% мальчиков и 17% девочек) испытуемых имеют тип темперамента - сангвиник. У них преобладает уравновешенность психических процессов, общительность, более менее развитые коммуникативные и организаторские черты личности. Среди подростков волонтёров совсем не оказалось флегматиков.
Таким образом, большинство подростков волонтёров подвижны, гиперактивны, импульсивны, умеют решать и находить выход из конфликтных ситуаций, легко общаются со сверстниками и взрослыми, могут найти контакт с окружающими. Среди холериков больше девочек, а среди сангвиников – мальчиков.
Далее определим уровень самооценки у школьников волонтеров с помощью опросника для определения уровня самооценки (Приложение №3).
В таблице №2 представлены результаты диагностики по методике изучения самооценки школьников.
Таблица 2 - Результаты диагностики по методике изучения самооценки
школьников волонтеров волонтёров МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы»
№ п/п |
ФИО |
Пол |
Возраст |
Кол-во баллов |
Уровень самооценки |
1 |
Е.М. |
м |
16 |
53 |
низкий |
2 |
Б.А. |
м |
14 |
62 |
низкий |
3 |
Ш.Д. |
м |
17 |
70 |
низкий |
4 |
Л.Н. |
м |
16 |
54 |
низкий |
5 |
Ц.В. |
ж |
15 |
49 |
низкий |
6 |
К.Д. |
м |
14 |
41 |
средний |
7 |
Ш.И. |
м |
17 |
79 |
низкий |
8 |
Ж.У. |
ж |
14 |
67 |
низкий |
9 |
Г.Д. |
м |
16 |
64 |
низкий |
10 |
К.В. |
ж |
16 |
52 |
низкий |
11 |
Л.К. |
м |
14 |
41 |
средний |
12 |
М.И. |
ж |
17 |
76 |
низкий |
13 |
П.К. |
ж |
15 |
31 |
средний |
14 |
З.Ж. |
ж |
14 |
75 |
низкий |
15 |
Д.О. |
м |
16 |
79 |
низкий |
16 |
В.И. |
м |
14 |
50 |
низкий |
17 |
Б.Д. |
м |
17 |
25 |
средний |
18 |
С.Д. |
м |
14 |
76 |
низкий |
19 |
Л.А. |
м |
16 |
28 |
средний |
20 |
З.А. |
м |
14 |
56 |
низкий |
В рисунке №2 представлены результаты диагностики уровня развития самооценки школьников
Рис. 2. Результаты диагностики по методике определения самооценки школьников
Таким образом, результаты диагностики уровня развития самооценки школьников следующие:
Для ещё более глубокого изучения социально-психологических особенностей школьников волонтеров мы решили провести методику Шмишека с целью изучения акцентуаций характера (Приложение №4). В таблице №3 представлены результаты диагностики по методике Шмишека.
Таблица 3 - Результаты диагностики по методике Шмишека на выявление акцентуаций характера школьников волонтёров МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы»
№ п/п |
ФИО |
пол |
возраст |
конформный |
неустойчивый |
истероидный |
эпилептоидный |
гипертимный |
шизоидный |
психастенический |
лабильный |
эмотивный |
сенситивный |
циклоидный |
астено-невротический | |
1 |
Е.М. |
м |
16 |
16 |
- |
- |
14 |
21 |
12 |
18 |
14 |
- |
12 |
12 |
- | |
2 |
Б.А. |
м |
14 |
14 |
15 |
14 |
12 |
21 |
- |
22 |
22 |
- |
- |
21 |
- | |
3 |
Ш.Д. |
м |
17 |
17 |
- |
12 |
16 |
15 |
18 |
18 |
20 |
- |
12 |
21 |
- | |
4 |
Л.Н. |
м |
16 |
16 |
15 |
- |
18 |
21 |
- |
- |
16 |
- |
- |
15 |
- | |
5 |
Ц.В. |
ж |
15 |
15 |
15 |
- |
12 |
- |
- |
22 |
21 |
- |
- |
12 |
- | |
6 |
К.Д. |
м |
14 |
14 |
15 |
16 |
22 |
18 |
15 |
20 |
22 |
- |
21 |
21 |
- | |
7 |
Ш.И. |
м |
17 |
17 |
21 |
- |
18 |
21 |
- |
12 |
- |
- |
- |
18 |
- | |
8 |
Ж.У. |
ж |
14 |
14 |
- |
- |
- |
15 |
- |
14 |
18 |
- |
- |
- | ||
9 |
Г.Д. |
м |
16 |
16 |
15 |
12 |
- |
18 |
12 |
14 |
16 |
- |
- |
12 |
- | |
10 |
К.В. |
ж |
16 |
16 |
18 |
- |
12 |
- |
- |
14 |
16 |
- |
21 |
21 |
- | |
11 |
Л.К. |
м |
14 |
14 |
12 |
12 |
- |
18 |
- |
20 |
12 |
- |
- |
- |
- | |
12 |
М.И. |
ж |
17 |
17 |
21 |
- |
- |
- |
- |
18 |
18 |
- |
12 |
15 |
- | |
13 |
П.К. |
ж |
15 |
15 |
- |
- |
15 |
21 |
15 |
20 |
18 |
- |
- |
- |
- | |
14 |
З.Ж. |
ж |
14 |
14 |
15 |
20 |
20 |
24 |
12 |
22 |
22 |
- |
21 |
21 |
- | |
15 |
Д.О. |
м |
16 |
16 |
21 |
14 |
20 |
21 |
- |
12 |
- |
- |
- |
21 |
- | |
16 |
В.И. |
м |
14 |
14 |
- |
- |
14 |
21 |
12 |
18 |
14 |
- |
12 |
12 |
- | |
17 |
Б.Д. |
м |
17 |
17 |
12 |
- |
14 |
15 |
- |
16 |
- |
- |
15 |
- | ||
18 |
С.Д. |
м |
14 |
14 |
- |
- |
- |
12 |
- |
16 |
14 |
- |
- |
15 |
- | |
19 |
Л.А. |
м |
16 |
16 |
- |
- |
16 |
21 |
12 |
16 |
18 |
- |
- |
- | ||
20 |
З.А. |
м |
14 |
14 |
12 |
16 |
16 |
15 |
- |
18 |
20 |
- |
- |
24 |
- | |
средний показатель |
0 |
15,9 |
14,5 |
15,9 |
18,7 |
13,5 |
17,4 |
17,6 |
0 |
15,8 |
17,3 |
0 |
В рисунке № 3 представлены результаты диагностики по методике Шмишека на определение акцентуаций характера школьников волонтеров.
Рис. 3. Результаты диагностики по методике Шмишека на выявление акцентуаций характера школьников волонтеров
Итак, как видно из рисунка №3, большинство школьников волонтёров имеют акцентуацию характера по гипертимному типу. Они беззаботны, часто неадекватно оценивают ситуацию, у них хороший сон и аппетит, приподнятое настроение, хотя недостаточно развиты коммуникативные навыки. Далее у школьников волонтёров преобладает лабильный тип акцентуации характера. У таких детей часто и резко меняется настроение, а поводы для его перемен самые незначительные. Третий тип акцентуации характера, преобладающий школьников волонтёров – это психастенический тип. Главные черты – нерешительность, мнительность, подозрительность, лёгкость возникновения различных фобий и страхов.
Далее мы решили провести диагностику уровня ситуативной и личностной тревожности у волонтёров. В таблице №4 представлены результаты диагностики по методике Спилбергера - Ханина школьников волонтёров (Приложение №5).
Таблица 4 - Результаты диагностики по методике Спилбергера на выявление уровня тревожности школьников волонтёров МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы»
№ п/п |
ФИО |
Пол |
Возраст |
Личностная тревожность |
Ситуативная тревожность | ||||
Тревож- ность |
Познават. активность |
Негативн. эмоцион. пережив. |
Тревожность |
Познават. активность |
Негативн. эмоцион. пережив. | ||||
1 |
Е.М. |
м |
16 |
низкий |
высокий |
высокий |
низкий |
высокий |
низкий |
2 |
Б.А. |
м |
14 |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
3 |
Ш.Д. |
м |
17 |
средний |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
высокий |
4 |
Л.Н. |
м |
16 |
низкий |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
5 |
Ц.В. |
ж |
15 |
средний |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
средний |
6 |
К.Д. |
м |
14 |
высокий |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
средний |
7 |
Ш.И. |
м |
17 |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
8 |
Ж.У. |
ж |
14 |
средний |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
9 |
Г.Д. |
м |
16 |
средний |
высокий |
средний |
высокий |
средний |
низкий |
10 |
К.В. |
ж |
16 |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
11 |
Л.К. |
м |
14 |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
12 |
М.И. |
ж |
17 |
средний |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
13 |
П.К. |
ж |
15 |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
средний |
14 |
З.Ж. |
ж |
14 |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний |
низкий |
15 |
Д.О. |
м |
16 |
средний |
высокий |
низкий |
высокий |
высокий |
высокий |
16 |
В.И. |
м |
14 |
высокий |
высокий |
высокий |
средний |
средний |
низкий |
17 |
Б.Д. |
м |
17 |
средний |
высокий |
высокий |
средний |
средний |
средний |
18 |
С.Д. |
м |
14 |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
19 |
Л.А. |
м |
16 |
средний |
средний |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
20 |
З.А. |
м |
14 |
высокий |
средний |
высокий |
низкий |
высокий |
высокий |
На рисунках № 4 и 5 представлены результаты диагностики по методике Спилбергера – Ханина на определение личностной и ситуативной тревожности школьников волонтёров.
Рис. 4. Результаты диагностики по методике Спилбергера - Ханина на выявление личностной тревожности школьников
Рис. 5. Результаты диагностики по методике Спилбергера - Ханина на выявление ситуативной тревожности школьников
Итак, как показала диагностика тревожности, большинство школьников волонтёров имеют несколько повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности и эмоциональных переживаний. Эти подростки тревожны, беспокоятся об окружающих людях, волнуются за результат своей работы. Следует отметить, что уровень познавательной активности у испытуемых достаточно высокий, что говорит о том, что им присуща любознательность, непосредственный интерес к окружающему миру, желание узнавать новое.
Таким образом, нами проведена диагностика социально-психологических особенностей школьников волонтёров.
По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Таким образом, с учётом результатов проведённой диагностики волонтёров программы «Рука в руке» были разработаны некоторые рекомендации по коррекции социально-психологических особенностей, игры и упражнения на развитие коммуникативных и организаторских склонностей.
По результатам проведённого исследования были разработаны рекомендации для волонтёров по развитию социально-психологических особенностей.
Цель коррекционной программы: развитие социально-психологических особенностей волонтёров программы «Рука в руке».
Задачи коррекционной программы:
- Коррекция самооценки: развивать адекватную самооценку;
- Снятие
тревожности и психической
- Развитие
умения контролировать и
- Развитие уверенности в себе;
- Коррекция
взаимоотношений волонтёров
Так, с целью снятия психической напряжённости и усталости у волонтёров было предложено пройти серию релаксационных тренингов.
Релаксационный тренинг направлен на самостоятельное снятие эмоционального напряжения, предотвращение возможного стресса, снятие переутомления восстановление нарушенных функций организма, повышение трудоспособности, предотвращение различных заболеваний, вызванных не разрешившимся стрессом (фрустрацией) с помощью упражнений на расслабление и успокоение. Тренинг включает в себя упражнения на мышечное расслабление (вызывание чувство тяжести, тепла и прочее) успокоение, отвлечение мыслей человека от тревожащих его событий.
Для достижения состояние релаксации чаше всего используются такие методы расслабления, как нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация, контроль дыхания и пр.
Релаксация
может проводиться как с
Для групповых сеансов релаксации необходимо изолированное, теплое, затемненное помещение, с удобной мебелью.
Осваивать методику релаксации следует с занятий в стиле аутогенной тренировки по Шульцу, то есть упражнений на достижение ощущения покоя в руках и ногах.
Наиболее подходящая поза для релаксации - лежа на спине, руки при этом должны быть слегка согнутыми в локтевых суставах и лежать ладонями вниз, ноги разведены на ширину плеч. В дневное время заниматься релаксацией можно в мягком кресле с подголовником и подлокотниками или в позе "кучера" (сидеть, не опираясь спиной с опорой на полной стопе, руки свободно лежат на бедрах, голова слегка опущена вперед). Находясь в одной из указанных поз, человек должен закрыть глаза, расслабить мышцы рук, ног, туловища, лица. Затем рекомендуется сделать глубокий вдох и замедленный выдох. Далее ведущий произносит слова (или сам самостоятельно); на вдохе - "я", на выдохе - "расслабляюсь", а затем также "и" (вдох) "успокаиваюсь" (выдох). Произнося про себя "я" и "и" внимание мысленно обращают к лицу (как будто рассматривается освещенное в темноте лицо) при словах "расслабляюсь" и "успокаиваюсь" представляется плавное перемещение "светового пятна" вниз по шее, рукам, туловищу, ногам, вплоть до пальцев. Слова формул произносятся медленно, каждая формула повторяется два и более раз.