Стили педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования: изучить психологическую характеристику педагогического общения.
Задачи исследования:
1)рассмотреть специфику и технологию педагогического общения;
2)изучить коммуникативные задачи, стадии педагогического общения и технологию их реализации;
3)рассмотреть стили общения учителя и зависимость поведения ребенка в классе от стиля общения учителя;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………..…………………………………………………..…….3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ …………..……… 5

Специфика и технология педагогического общения……………..……...5
Коммуникативная задача, стадии педагогического общения и
технология их реализации………………………………………………... 8

ГЛАВА 2. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ………………….12

2.1. Стили общения учителя и зависимость поведения ребенка в
классе от стиля общения учителя……………………………….……….12
2.2. Влияние стиля педагогического общения на развитие младшего
школьника………………………………………………….………….…..18
2.3. Выявление стилей педагогического общения учителей –
предметников ……………………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая характеристика стилей педагогического общения.docx

— 71.57 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………..…………………………………………………..…….3

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ …………..……… 5

 

    1. Специфика и технология педагогического общения……………..……...5
    2. Коммуникативная задача, стадии педагогического общения и

технология их реализации………………………………………………... 8

 

ГЛАВА 2. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ………………….12

 

2.1.   Стили общения учителя и зависимость поведения ребенка в

     классе от  стиля общения учителя……………………………….……….12

2.2.    Влияние стиля педагогического общения на развитие младшего

     школьника………………………………………………….………….…..18

2.3.    Выявление стилей педагогического общения учителей –

     предметников  ……………………………………………………………..22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………27

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2  ……………………………………………………………... 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов.  В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. Стили общения Об этом следует поговорить подробно. Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. Специфика педагогического общения обусловлена различными социально- ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы: конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения; конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

Объектом исследования - стиль педагогического общения учителей.

Предмет исследования – объективные проявления стиля педагогического общения учителей и рекомендации по его оптимизации.

Целью исследования: изучить психологическую характеристику педагогического общения.

Задачи исследования:

1)рассмотреть специфику  и технологию педагогического  общения;

2)изучить коммуникативные  задачи, стадии педагогического  общения и технологию их реализации;

3)рассмотреть стили общения  учителя и зависимость поведения  ребенка в классе от стиля  общения учителя;

4)проанализировать влияние  стиля педагогического общения  на развитие младшего школьника;

5)изучить выявление стилей  педагогического общения учителей  предметников.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ

 

    1. Специфика  и технология педагогического общения

 

Общение, процесс коммуникации, - широкое и емкое понятие. Это осознанное и неосознанное, вербальная и невербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое общение есть частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия так и специфические для образовательного процесса.

Рассмотрим общие характеристики общения с тем, что бы с этих позиций охарактеризовать в дальнейшем педагогическое общение обучающего и обучающихся.

Важной характеристикой общения является его психологическая динамика, определяемая особенностями воздействия словесной информации. Добавим еще две характеристики общения: репрезентативность, полиинформативность. Первой обозначается субъектная представленность говорящего в тексте, второй – многоплановость речевого общения, где реализуется одновременно все его характеристики (содержательность, выразительность, воздейственность), отражаются разные уровни (предметный, смысловой и т.д.).[1, с.70]

Репрезентативное общение предполагает, что всякое общение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся, их культурный уровень, возраст, пол, интересы и т.д. Особое значение приобретает анализ речевого общения-текста, который позволяет вскрывать и те социально-общественные отношения, в которые включены реализующие это общение люди, их личностные особенности.

Не менее важной характеристикой речевого общения является полиинформативность. Она заключается в том, что передаваемое в процессе вербального общения речевое сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющее собой единство собственно содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания.

Обобщая выше изложенное: речевое (вербальное) общение описывается, по меньшей мере, семью характеристиками: контактностью, ориентированностью, направленностью, семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью, полиинформативностью.

Определяя общение как взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности, можно выделить в общении четыре момента:

    • связь,
    • взаимодействие,
    • познание,
    • взаимоотношение и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, познавательный и регулятивный.

Опишем три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную; регуляционно - коммуникативную; аффективно-коммуникативную, подчеркивая обязательность собственно коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффектного компонента.

Также можно несколько иначе определить речевые функции:

-речевого поведения: инструментальная (удовлетворение материальных потребностей); регулирующая (контроль поведения  окружающих);

-взаимодействия (поддержание  контакта); личная (самопредъявляющая); эвристическипоисковая (почему?); воображаемая (внутренний мир); информативная (сообщение  новой информации).

Очевидна многосторонность содержания и назначения речевых функций. Важно то, что все они широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая стороны коммуникативного взаимодействия.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания) имеющее определенные педагогические функции  и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а так же на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.

Педагогическое общение направлено не только на само взаимодействие, и на обучающихся в целях их личностного развития, но и на то, что является основным для самой педагогической системы – на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений.

Педагогическое общение – есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это - личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических средств.

Функционально – это контактное, информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется полнообъектной направленностью, полуинформативностью, высокой степенью репрезентативности.

Добавим, что педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся. Оно определяется тройной ориентированностью: личностной, социальной, предметной.

Учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обучающего. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, являясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно-ориентированного, социально-ориентированного и предметно-ориентированного общения. При этом педагогическое общение, включающее все перечисленные элементы, имеет принципиально новое качество.   

Второе качество педагогического общения обуславливается прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя, воспитывающую функцию, т.к. образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер. Обучающая функция общения может быть соотнесена с трансляционной. Обучающая функция педагогического общения является ведущей: часть многостороннего взаимодействия учителя – учеников, учеников между собой. В тоже время педагогическое общение отражает и специфику характера взаимодействия людей.

В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передает ученику прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный  общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазма в соединении с благородной скромностью, тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов.

Учитель помогает ученику выразить  себя, то положительное, что есть в нем. Необходимость в заинтересованности педагога в успехе ученика, который облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Таким образом, обучающая, воспитывающая функции составляют единство педагогического общения.

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения.

Воспитание будет эффективным в том случае, если вызывает у ребенка положительные отношения к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача

 овладения технологией  педагогического общения. Незнание  такой технологии приводит к  тому, что коммуникативные действия  осуществляются путем проб и  ошибок.[8, с.272]

Итак: основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обуславливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.

                         

    1. Коммуникативная задача, стадии педагогического

общения и технология их реализации

 

Для понимания сущности технологии педагогического общения необходимо обращение к понятию «коммуникативная задача», поскольку процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной от педагогической задачи, и являясь ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативные воздействия и анализ его результатов. Таким образом, коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации.

В то же время коммуникативная задача, отражая задачу, педагогическую, носит вспомогательный характер по отношению к ней. Поэтому, организуя конкретное педагогическое воздействие, необходимо представить способы его коммуникативной реализации.

Информация о работе Стили педагогического общения