Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:30, дипломная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идёт о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое - то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким - то образом объяснить состояние человеческих эмоций.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….11
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций………………………………………………31
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………….65

Вложенные файлы: 1 файл

КВР.docx

— 153.99 Кб (Скачать файл)

С возрастом дети становятся всё более самостоятельными и  менее зависимыми от помощи взрослых. В школьном возрасте у детей появляются желания быть вместе, вместе играть, трудиться, выполнять поручения, у них возникает интерес к мнению товарищей: хочется пользоваться их расположением. На протяжении младшего школьного возраста формируются коллективные отношения, и к концу этого периода у детей появляется стремление занять определённое место среди товарищей. Теперь уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников может определять положение ребёнка среди других детей и обеспечивает переживание им большего или меньшего эмоционального благополучия. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с делами класса, с внеклассной работой. Они начинают жить многообразной совместной жизнью, наполняемой общими интересами, стремлениями, радостями и исканиями. Дети начинают чувствовать себя частицей общего организованного целого. Младшие школьники активно стремятся найти своё место в коллективе, завоевать авторитет среди своих товарищей и их уважение.

Значительные сдвиги в  эмоциях происходят в подростковом возрасте. Подросток уже считает  себя «взрослым» и это накладывает  печать на его эмоциональные реакции. Подростки очень чутки к отношению  взрослых. Поэтому важно превращать хорошие порывы в нечто устойчивое, привычное. Важно, чтобы ребёнок  умел глубоко и сильно пережить сочувствие горю другого человека, пережить остро  чувство стыда за совершённый  поступок. Очень важно, чтобы круг эмоций, возникающий в связи с  деятельностью школьника, был достаточно широк, чтобы у него появлялись не только разнообразные чувства во время работы, но и стремление выполнить  её красиво, возникало чувство важности, нужности, полезности данного дела.

В развитии эмоциональной  жизни имеется преемственность. Переход от чувств одного периода  к чувствам последующего связан с  общим развитием личности. Каждая новая предметная область порождает  новые чувства, и в новых чувствах устанавливается новое отношение  человека к миру. Участие в общественной жизни формирует общественные, нравственные чувства, способствует гармоничному развитию эмоциональной сферы человека [12,36]

 

1.2Эмоции: понятие,виды

 

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношению человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [18].

Эмоция - это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувствительный компоненты. Индивидуальный процесс  взаимодействия этих компонентов, в  результате которого возникает эмоция, является результатом эмоционально-биологических  процессов. Так, у человека особенности  переживания и выражения эмоций гнева являются врождёнными, пан  культурными и универсальными. Каждая из эмоций работает на нас и для  нас, и то, что она делает, идёт нам на пользу.

Эмоция постоянно присутствует в сознании, постоянно влияет на восприятие и поведение. С возрастом  меняются не только эмоциональные реакции, но и активаторы конкретных эмоций[28].

 

Виды эмоций.

 

«Ценные» эмоции:

1 .Альтруистические эмоции - переживания, возникающие на  основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим  людям: желание приносить другим  людям радость и счастье; чувство  беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нём; сопереживание  удачи и радости другого; чувство  надёжности; чувство преданности;  чувство участия, жалости.

2.Коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями; чувство симпатии, расположения; чувство признательности, благодарности.

3.Глорические эмоции связаны с самоутверждением, славой: стремление завоевать признание, почёт; чувство гордости; чувство превосходства; чувство удовлетворения тем. Что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.

4.Праксические эмоции, вызываемые  деятельностью, изменением её  в ходе работы, успешностью или  не успешностью её, трудностями  её осуществления и завершения: желание добиться успеха в  работе; чувство напряжения; увлечённость, захваченность работой; любование  результатами своего труда; приятная  усталость; приятное удовлетворение, что дело сделано, что день  прошёл не зря.

5.Пугнические эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость.

6.Романтические эмоции: стремление ко всему необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному; ожидание необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда; манящее чувство дали; чувство зловеще- таинственного; чувство особой значительности происходящего.

7.Гностические эмоции - потребность в познавательной гармонии: чувство удивления или недоумения; стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.

8.Эстетические эмоции - лирические  переживания: жажда красоты; чувства  изящного, грациозного; наслаждение  звуками; чувство светлой грусти  и задумчивости; чувство родного,  милого, близкого; сладость воспоминания  о давнем; горько - приятное чувство  одиночества.

9.Гедонистические эмоции - удовлетворение потребности в  телесном и душевном комфорте: наслаждение приятными физическими  ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца; чувство беззаботности, безмятежности; неги; чувство веселья; сладострастие.

10.Акизитивные эмоции - интерес  к накоплению, коллекционированию: стремление нечто многократно  приобретать, накапливать; коллекционировать;  радость по случаю увеличения  своих накоплений; приятное чувство  при осмотре своих накоплений [35].

 

Фундаментальные эмоции.

 

1. Эмоция интереса.

Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет важную мотивационную роль в формировании развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес - естественная мотивация, которая  обеспечивает работоспособность человека.

Существует множество  причин, или активаторов, эмоции интереса, чтобы понять, как вызывается или  активируется эмоция интереса, следует  подразделить активаторы на несколько  классов.

Перемены. Перемена обстановки открывает возможность получить новые типы или уровни стимуляции, новые активаторы эмоции интереса.

Одушевлённость. Один остроумно  и грамотно проведённый эксперимент  показал, что маленькие дети отдают зрительное предпочтение биологическим  движениям, предпочитая их другим типам  движения. Несомненно, интерес ребёнка  к человеческому лицу и к движениям  человека отчасти обусловлен генетически. Человек рождается, уже неся в  своих генах какой-то «социальный» интерес, и этот интерес является частью человеческой природы.

Новизна. Ещё один обязательный фактор интереса - новизна объекта. Это настолько надёжный активатор  интереса и он обладает мощной притягательной силой для наших органов чувств, что психологи, предъявляя ребёнку  знакомый, привычный для него объект в паре с незнакомым, новым объектом, по реакции на незнакомый объект могут судить о способности ребёнка к дискриминации объектов.

Воображение и мышление. Образы, хранящиеся в нашей памяти вызываемые нашим воображением - это неиссякаемый источник эмоций, и одна из них - эмоция интереса, поскольку она играет первостепенную роль в процессах мышления и воображения.

Другой источник эмоций - это слова и представления. Те из них, которые связаны с воображением или физическим событием, с новизной объекта или переменами, вызывают у нас эмоцию интереса.

2.Эмоция радости.

Первое подобие улыбки появляется на лице новорождённого младенца в первые же часы жизни. Эта улыбка запрограммирована генетически, она не видоизменяется с возрастом, меняется лишь эффективность стимулов, активирующих её. Смех формируется позже улыбки и проходит в своём развитии несколько стадий. Смех может способствовать формированию межличностных эмоциональных отношений, облегчая тем самым социализацию ребёнка.

3.Эмоция удивления - кратковременное  состояние-оно наступает внезапно  и также быстро проходит. Основная  функция удивления - подготовить  человека к эффективному взаимодействию  с новым, внезапным событием  и его последствиями. Готовность  к взаимодействию с новым очень  важна для человека. Если бы  не реакция удивления, которая  способна изменить общий фон  человека, то внезапное возникновение  опасной ситуации, для человека  в состоянии депрессии означало  бы верную гибель.

4.Эмоция печали.

Психологической основой  печали могут быть разнообразные  проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Главной и универсальной причиной является чувство утраты, возникающее  в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции. Эмоция печали выполняет ряд функций: переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым даёт ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим его людям о неблагополучии; печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

5.Эмоция гнева.

Гнев, отвращение и презрение  -самостоятельные дискретные эмоции, но они часто взаимодействуют друг с другом. Ситуации, активизирующие гнев активизируют эмоции отвращения и презрения. В любой комбинации эти три эмоции могут стать главным аффективным компонентом враждебности.

Мимическая реакция гнева  предполагает нахмуривание бровей и оскаливание зубов либо сжатие губ. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения импульсивности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придаёт индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулирует индивида отстаивать свои права.

6.Эмоции: отвращение и  презрение.

Само мимическое выражение  отвращения в своей прототип ческой форме выступает как инструментальная реакция отказа, так как проявляется  в выведении неприятных на вкус объектов из полости рта. По мере взросления мы научимся испытывать отвращение к  самым разнообразным объектам, включая  идеи и даже собственное «Я».

Эмоция презрения связана  с чувством превосходства. В эволюционной перспективе презрение выступало  своеобразным средством подготовки индивида из группы к встрече с  опасным врагом. Даже в наше время  солдатам внушают презрение к потенциальному врагу, сознательно дегуманизируя его образ для большей храбрости. Ситуации, активизирующие гнев, зачастую одновременно активизируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трёх эмоций можно рассматривать как триаду враждебности.

7.Эмоции: страх и тревога.

Переживание страха ощущается  и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает  людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы реагируем  страхом. К таким « естественным сигналам» опасности относится  боль, одиночество и внезапное  изменение стимуляции Переживание  страха сопровождается чувством неуверенности, незащищённости, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфически когнитивных  и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству  уверенности. Страх вызывает эффект «туннельного восприятия» и существенно  сужает выбор стратегий поведения. Однако страх несёт в себе и  адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для  укрепления «я», может побуждать  индивида к самосовершенствованию  с целью снижения собственной  уязвимости.

Результаты ряда исследований убеждают нас в необходимости  различия страха и тревоги. На уровне субъективного переживания, состояние  тревоги правильнее всего определить как комбинацию нескольких дискретных эмоций. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх, но и другие эмоции, например, печаль, стыд, вина, могут быть задействованы  в тревожном переживании.

8.Эмоция смущения.

Эмоция смущения возникает  в самом начале жизни человека. Некоторые его внешние проявления можно наблюдать уже у 3-4 месячных младенцев; но в явном виде смущение обнаруживается у детей на втором году жизни. Крайняя застенчивость  или поведенческое торможение при  взаимодействии с новыми стимулами  и стимулами социального характера  приобретают свойства личностной черты. Дети, которые на втором году жизни  обнаружили крайнюю застенчивость, проявляют её и в возрасте семи с половиной лет.

В обыденной жизни мы легко  распознаём эту эмоцию. В смущении человек отворачивается от собеседника, прячет глаза, старается избежать прямой социальной стимуляции. Переживание  смущения сопровождается острым чувством собственной неадекватности и чувством неполноценности. Эмоция смущения часто  сопровождается переживанием разнообразных  положительных и отрицательных  эмоций. Из шести негативных эмоций лишь ситуация смущения характеризуется  выраженным показателем эмоции радости.

Информация о работе Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников