Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:30, дипломная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идёт о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое - то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким - то образом объяснить состояние человеческих эмоций.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….11
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций………………………………………………31
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………….65

Вложенные файлы: 1 файл

КВР.docx

— 153.99 Кб (Скачать файл)

Предполагалось, что ЭУ в  условиях напряжённой деятельности опосредуется целостным процессом  эмоциональной саморегуляции в единстве рациональных, эмоциональных и физиологических проявлений. Эмоции в процессе саморегуляции напряжённой деятельности выполняют множество регуляторных частных функций, которые могут быть сгруппированы в определённые функциональные звенья. Эмоции участвуют в непосредственной координации возникновения и преобразования характера функционирования интеллектуальных и волевых регуляторов. В качестве определяющего средства повышения ЭУ будет выступать специально разработанная программа, предусматривающая, наряду с тождественными, и нетождественные преобразования человеком предметных условий и ситуаций. Формирование пристрастных преобразований осуществляется в эмоциогенных условиях деятельности.

Реальным объектом экспериментального исследования был спорт высших достижений, который представляет собой сложнейший и напряжённейший вид исполнительской деятельности [31].

При анализе экспериментального материала выяснилось, что эмоционально устойчивые спортсмены при самооценке своих особенностей саморегулирования  напряжённой деятельности обращаются к метафорическому языку, эмоциональным  восклицаниям, эмоционально-экспрессивным  реакциям, а также к переживаниям и чувствам. Эмоциональные характеристики представляли собой «центры» обобщенного  эмоционального образа - системы, состоящей  из множества тождественных признаков, свойств, соревновательных ситуациях и организующей дальнейшую саморегуляцию целостного действия;

Обобщённые эмоциональные  образы и их переживания индивидуальны. В исследовании установлено, что  пережитые ранее эмоции изменяют структуру и содержание спортивного  опыта, переживаемого эмоционально, который существенно определяет отношения спортсмена к предметам  и ситуациям, его поведения в  целом. В напряжённой деятельности происходит перевод отображаемых предметных условий с рационального языка  на язык эмоциональный.

Саморегуляция напряжённой деятельности эмоционально устойчивого человека не «чисто» рациональный процесс. Важнейшая образующая процесса - эмоция. Поскольку, прежде всего, изучались образцы ЭУ, то выделенная функциональная модель эмоциональной саморегуляции служила далее средством унифицированного анализа напряжённой деятельности неустойчивых спортсменов. Задачи ставились двояко: во-первых, ещё раз зафиксировать, насколько важна роль системы эмоциональной саморегуляции в обусловливании ЭУ; во-вторых, выявить структурные и содержательные дефекты процесса саморегуляции, необходимые для диагностики степени выраженности эмоциональной неустойчивости и организации целенаправленного корректирующего воздействия на установленные дефекты.

В целом оказалось, что  эмоционально неустойчивым спортсменам  присуща неадекватность практически  всех компонентов процесса саморегуляции напряжённой деятельности по отношению к ведущей цели. Низкий уровень ЭУ у них сопровождается наиболее выраженным рассогласованием между отдельными компонентами этого процесса, нечувствительностью к значимым условиям, синкретическим характером протекания переживаний. Эмоциональный опыт у неустойчивых спортсменов, если пользоваться терминологией А.М.Матюшкина [8], выступает как психологический барьер, как внутреннее субъективное препятствие к успешному достижению цели. У неустойчивых спортсменов переживания оформляются в аффективные процессы, в которых сказываются в большей степени природные основы эмоциональной жизни, последствия которых имеют случайный характер. Проявляются они моторно, внешне, ситуативно, реализуясь как неуправляемая, необратимая аффективная экспрессия. Симатическая составляющая такого аффектаявляется ведущей.

ЭУ спортсмены организуют переживания эмоций, чувств, страстей в целостный целесообразный процесс. Эмоции в этом процессе обусловлены  предметом с обстоятельствами напряжённой  деятельности. Они находятся в  функциональной зависимости от интеллектуальных моментов, а также управляемы, обратимы и имеют дифференцированный характер. Переживания устойчивого спортсмена становятся «внутренней проекцией» рационального уровня являющейся более  сокращённым воспроизведением в  виде переживаемых целей. Переживания  у эмоционально устойчивых спортсменов  выражают страсти, которые в процессе саморегуляции находятся в функциональной зависимости от воли. Важным критерием высокого уровня ЭУ выступает высокая эмоциональность, которая характеризуется наличием не только положительных, но и отрицательных эмоций. Включаясь в целостную систему деятельной эмоции различных модальностей, становятся «умными», обобщёнными, превосходящими, а интеллектуальные процессы, функционируя в данном контексте, приобретают характер эмоционального мышления или же сложного процесса эмоциональной саморегуляции. Под последним мы понимаем совокупность взаимодействующих между собой сложных эмоционально- познавательных звеньев, объединенных переживаемой целью напряжённой деятельности, которая не может быть успешно реализована ни одним из них в отдельности.

В связи с требовательными  задачами практики в области повышения  ЭУ человека в исследование включён  формирующий эксперимент, основной особенностью которого выступала специально разработанная программа воздействия на компоненты и параметры соревновательного действия путём соответствующей организации условий для целенаправленного и

систематического формирования целостного процесса эмоционального регулирования.

 

Программа предусматривала:

  • систематизацию и развитие знаний о структуре и особенностях целостного процесса эмоциональной саморегуляции напряжённой деятельности; -развитие навыков анализа, сравнения и синтеза условий напряжённой деятельности по схеме, фиксирующей различные компоненты эмоциональной саморегуляции и сформированность их у каждого конкретного испытуемого;
  • создание условий для перевода в действенный план знаний и переживаний в процессе составления индивидуальных планов тренировок и их реализации в ситуациях конкретного выполнения заданий, моделирующих напряжённую или «боевую» практику.

Значение эмоций в осуществлении  различных видов деятельности, их определяющее воздействие на формирование способов её организации и воспитание социально значимых черт личности подчёркивается многими исследователями [3,30,33,38], в  тоже время формирующие эксперименты чаще всего не включают условий, представляющих возможность осуществлять пристрастные преобразования предметных ситуаций: роль эмоции отступает на второй план при переходе к конкретному формированию действия. Поэтому попытки сформировать должный уровень ЭУ не всегда оказываются эффективными. Именно это обстоятельство и побудило к условному противопостановлению интеллекта и аффекта при организации формирующего эксперимента.

Анализ экспериментальных данных показал, что деле направленное формирование пристрастных способов организации напряжённой деятельности приводит к более высокому уровню ЭУ. ЭУ зависит от устойчивых индивидуальных особенностей человека, основные средства её повышения лежат в сфере обучения и воспитания, направленной на развитие их регулирующих функций.

На основании проведённого исследования путей повышения ЭУ сформулировали ряд выводов:

  • ЭУ, с одной стороны,- результат целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряжённой и одновременно продуктивной деятельности, с другой - системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряжённой деятельности;
  • эмоции выполняют самостоятельные функции в системе саморегуляции, подчиняясь закономерностям, определяющим координацию и взаимодействие рациональных компонентов в целостной структуре эмоциональной саморегуляции деятельности;
  • в основе различий высокого и низкого уровня ЭУ лежит различие в функционировании систем эмоциональной саморегуляции напряжённой деятельности;
  • одна из основных задач повышения ЭУ должна быть связана с целенаправленным формированием процесса саморегуляции с включением человека в « живую» пристрастную деятельность;
  • эмоциональные механизмы должны формироваться в результате анализа реальных напряжённых обстоятельств, благодаря которым они становятся необходимыми;

человек должен научиться  конкретизировать ведущую переживаемую цель в системе производных эмоциональных  характеристик, проявляющихся в  таком единстве, которое обеспечивало бы гибкие переходы от цели к результату и наоборот[1].

 

1.5. Функции эмоций 

Эмоции, как и их основания, возбудимость первого субстрата - атрибут  живого, перемещающего существа относительно среды существования. Меняющаяся окружающая среда в связи с перемещением живого существа может быть благоприятна или опасна для существования  и жизни.

Живому, перемещающемуся  во взаимодействии с изменчивой внешней  и внутренней средой чтобы сохраниться, выжить, необходим такой регулятор, как сила возбуждения нервной  системы «позитивными» или «негативными»  ощущениями, обычно обобщено именуемые  эмоциями.

Фундаментальное предназначение эмоций - сохранять, упреждать, корректировать с различной интенсивностью и  значимостью реакции живого непрерывными, мгновенными, интегральными состояниями. Смена мгновенных состояний в  разных ситуациях фиксируется различными именами, знаками и символами.

Целостное возбуждение всего  организма позволяет не только быстро сориентироваться в опасной или  благоприятной среде, но и, получив  информацию, аутентично реагировать  решением.

Сущные атрибуты эмоции: функциональная направленность на удержание жизненно необходимых процессов, непосредственность, непрерывность, быстрота, целостность возбуждённого состояния с двумя его значениями, столь же мгновенное, целостное ответное «решение», т.е. действие организма,- фундаментальные функции, образующие основание направленности всех жизненно важных процессов, включая те, которые относятся к высшим психическим, духовным, а также интеллектуальным, «социальным» функциям живого.

Эмоции, захватывающие внешнюю  и внутреннюю среду организма, пронизывают  поведение, деятельность, все тонкие его процессы от клеточных образований до конструкции в целом. Эмоции лежат в основе вдохновения, озарения, интеллектуальных, мыслительных процессов.

Интуиция - дар эмоций, мобилизующих все сигналы, знаковые накопления (следы  памяти, опыт). В выделенных нами отношениях эмоции - наиглавнейший орган тела и вместе с тем - души, духа, индивида и личности, индивидуальности. Эмоциям, их подсказкам следует сильнее и  решительнее доверять, нежели догматическим, стереотипным умствованиям.

Эмоции обычно так и  понимаются: простые реакции возбуждения, иррациональные по своей сути. Констатируются феномены воздействия на выполнение функций и решения задач, стоящих  перед индивидом. Функционированию индивида «сопутствуют» эмоции того или иного плана в процессе восприятия, мышления, решения любых  проблем [8,9,10].

Нередко эмоции редуцируются к функциям физиологических состояний  организма, к чувствованиям и  переживаниям отношений, к внешней  и внутренней «среде» индивида.

Как эмоции регулируют «взаимоотношения»  индивида с внешней и внутренней «средой», как проявляются в качестве внутренней и внешней регуляции  процессов, деятельности и поведения, к тому же с предвосхищением возможного, потребного будущего.

Биологическая природа и  происхождение эмоций, увязываемые  сих реальным осуществлением - проявлением  в образе человека, втянутого в  отношения социума, методологически  важный и продуктивный в своей  направленности путь раскрытия их фундаментальных  функций во всей целокупности активности. «Отрицательные» эмоции - это не просто сигнал тревоги и опасности для организма, но сигнал выбора между смертью и жизнью или между ситуациями, кроющими в себе возможное ухудшение (положения, состояния).

Принятие человеком любого решения относительно наступающей  ситуации связано с «санкционирующей»  функцией эмоций. Осуществление эмоциями «санкционирующей» функции базируется на их «защитной» функции. Эмоция предупреждает человека о реальной опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий.

«Оценивая» ход и результат  деятельности, эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас  и в нас самих. На одно Ито же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно, поскольку  для разных людей возможна их разная значимость. Яркие, повторяющиеся эмоциональные  переживания осознаются как ценности. Потребность в переживаниях, как  и сами острые переживания, может  обрести «статус» ценностной ориентации и жизненного смысла [5,39].

Эмоции могут играть в  жизни человека разрушительную роль. Такие эмоции дезорганизуют функционирование тех или иных органов организма  и деятельности человека. «Дезорганизующая» роль эмоций - последствие деструктивной модальности и силы возбуждения.

Эмоции цементируют контакты, союзы, общение. Роль эмоционального предвосхищения может оказаться предрешающей: быть или не быть симпатии, предрасположению, любви. Эмоции фокусируют того, кто  является субъектом восприятия эмоций, открывают их сопряжение. Эмоциональный  подъём охватывает разом весь организм, всю душу, дух, темперамент, характер, синхронизирует их функции, объединяет и концентрирует их ресурсы, энергию  ради насущного самосозидания, творения, самораспада организма и всего того, что выстроено человеческой судьбой.

Информация о работе Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников