Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:30, дипломная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идёт о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое - то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким - то образом объяснить состояние человеческих эмоций.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….11
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций………………………………………………31
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………….65

Вложенные файлы: 1 файл

КВР.docx

— 153.99 Кб (Скачать файл)

В наше время к классу сюжетно-ролевых игр относились «лапта», «казаки- разбойники», «прятки», «ножички», «классики», игры на деньги, сегодня у девочек популярна «резиночка», у мальчиков - футбол. Известно значение сюжетно-ролевых игр для развития: это подготовка одновременно к самостоятельному и коллективному поведению. В сюжетно-ролевых играх ребёнок и подросток учатся действовать по правилам, брать на себя и проводить игровые роли, договариваться, спорить, командовать, подчиняться, участвовать в разрешении конфликтов, неизбежных в коллективной игре.

Большую роль игра выполняет  в становлении самой личности: в форме игры подросток и далее  молодой человек «примеривают»  к себе разные « образы себя». Играя, девочка осваивает для себя новую  роль женщины, а мальчик - мужчины, в  форме игры осваиваются разные характеры [27].

Значение игры не возможно исчерпать и оценить развлекательно рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде [2].

 

 

Выводы по 1 главе

Изучение развития детей  показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические  процессы. Обусловленные игрой изменения  в психике ребёнка настолько  существенны, что в советской  психологии 9Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.

Л.С.Выготский рассматривал роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - говорил он,- игра не умирает, а проникает в отношении к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде...»

Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью  взрослого творчески воспроизводятся  детьми социальные отношения или  материальные объекты, мы называем сюжетно- ролевыми. Особенно большое значение они имеют в эмоциональном воспитании, в развитии фантазии, воображении и речи.

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших  школьников легко вовлечь в любую  деятельность, а в игровую особенно. Дети, поступившие в школу, всегда положительно ориентированы на учителя... Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это положительным оцениванием, своим положительным отношением к деятельности каждого ребёнка. Использование учителем различных игр способствует объединению детей для выполнения новой учебной задачи и для закрепления пройденного на уроке материала, а также помогает развитию эмоциональной сфере младших школьников.

 



Глава 2. Экспериментальная  работа по эмоциональному развитию младших  школьников через сюжетно-ролевую  игру

2.1. Диагностика  эмоций младших школьников

Огромное значение в воспитательной работе в начальной школе имеет  целенаправленная работа по сохранению и развитию положительных эмоций ребёнка. Положительные эмоции, стимулируемые  педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие школьники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой  интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес  побуждает ребёнка к учебной  активности, к творчеству, преодолению  встречающихся трудностей в процессе учения. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное  или жестовое его деятельности вызывает у ребёнка радость общения  с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации  ребёнка в детском коллективе.

Учитель начальной школы, организуя воспитательную работу среди  младших школьников должен помнить  о том, что дети видят и их эмоциональные  проявления зависят от их мироощущения волевой сферы, может воспользоваться  следующими правилами:

1.He бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.

2.Не старайтесь за каждым  отрицательным поступком ребёнка  видеть только отрицательные  мотивы.

3.В общении с детьми  чаще используйте просьбу и  поощрение, чем приказ и наказание.

4.Будьте предусмотрительны  и справедливы в оценке поступков  учащихся.

5.Учите ребят радоваться  своим успехам и успехам своих  товарищей.

6.Учите учащихся не  бояться выражать положительные  эмоции.

Экспериментальная работа проводилась  на базе Усть-Таркской средней

общеобразовательной школы  в 4 - х классах. Она проходила в  три этапа.

этап - констатирующий эксперимент;

    1. этап - формирующий эксперимент;
    2. этап - итоговый эксперимент.

Цель эксперимента: выявить  и экспериментально обосновать методику сюжетно-ролевой игры как средства эмоционального развития младших школьников, разработать систему мер по повышению эмоционального состояния младших школьников.

Задачи:

      1. изучить трудности в развитии эмоциональной сферы;
      2. определить причины трудности;
      3. определить содержание развивающей работы.

Нами выбраны экспериментальный и контрольный класс. В экспериментальном классе проводится констатирующий, формирующий и итоговый эксперименты.

В контрольном классе - только констатирующий и итоговый эксперименты. Экспериментальный и контрольный  классы необходимы для того, чтобы  обеспечить сравнимость экспериментальной  работы с массовой практикой и  репрезентативность объёма выбора.

Одно из важных мест в психодиагностическом обследовании занимает тестирование. Тесты, применяемые в работе психолого-медико-педагогических комиссий, безусловно, имеют диагностическую ценность. Однако не лишены недостатков:

1)они доступны сегодня  широкому кругу родителей и  самих обучающихся, что понижает  достоверность результатов;

3)тесты предполагают длительную индивидуальную работу с испытуемыми;

3)не всегда вскрывают  глубинные характеристики познавательных  процессов. Для выявления исходного  уровня эмоционального состояния  младших школьников нами был  использован тест «САН» для  оценки самочувствия, активности  и настроения (см. Приложение 1).

Целью нашей работы являлось обследование самочувствия, активности и настроения эмоциональной сферы  младшего школьника.

Сущность оценивания заключается  в том, что испытуемых просят соотнести  своё состояние с рядом признаков  по многоступенчатой шкале. Шкала эта  состоит из индексов (3210123) и расположена  между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние  в момент обследования.

При обработке эти цифры  перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному  самочувствию, низкой активности и  плохому настроению, принимается  за 1балл; следующий за ним индекс 2-за 2; индекс 1-за 3 балла и так  до индекса Зс противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов. Типовая карта методики САН

Фамилия, инициалы 

Пол Возраст 

Дата Время 

1 .Самочувствие хорошее  3210123 Самочувствие плохое 

2.Чувствую себя сильным  3210123 Чувствую себя слабым

3.Пассивный 3210123 Активный

4.Малоподвижный 3210123 Подвижный

5.Весёлый 3210123 Грустный

6.Хорошеенастроение3210123Плохоенастроение

7.Работоспособный 3210123 Разбитый

8.Полный сил 3210123 Обессиленный

9.Meдлительный 3210123 Быстрый

10.Бездеятельный 3210123 Деятельный

11 .Счастливый 3210123 Несчастный

12.Жизнерадостный 3210123 Мрачный

13.Напряжённый 3210123 Расслабленный

14.3доровый 3210123 Больной

15.Безучастный 3210123 Увлечённый

16.Равнодушный 3210123 Взволнованный

17.Восторженный 3210123 Унылый

18.Радостный 3210123 Печальный

19.Отдохнувший 3210123 Усталый

20.Свежий 3210123 Изнурённый

  1. .Сонливый 3210123 Возбуждённый

22.Желание отдохнуть 3210123 Желание работать

23.Спокойный 3210123 Озабоченный

24.Оптимистичный 3210123 Пессимистичный

25.Выносливый 3210123 Утомляемый

26.Бодрый 3210123 Вялый

27.Соображать трудно 3210123 Соображать легко

28.Рассеянный210123 Внимательный

29.Полный надежд 3210123 Разочарованный

30.Довольный 3210123 Недовольный

Код опросника

Вопросы на самочувствие - 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26.

Вопросы на активность - 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28.

Вопросы на настроение-5,6,11,12,17,18,23,24,29,30

Вот какие результаты мы получили при констатирующем эксперименте (см. Приложения 1).

Результаты теста САН (констатирующий эксперимент)

Вывод: Положительные состояния  всегда получают высокие баллы, а  отрицательные низкие. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение  между ними изменяется за счёт относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением. При  проведении эксперимента мы разработали  уровни деятельностного критерия:

Высокий - оценки активности, настроения и самочувствия равны; средний - соотношения между ними меняются за счёт снижения одного из функциональных состояний;

низкий - низкая активность, плохое настроение, неудовлетворительное самочувствие, низкий контраст между  состояниями.

Из эксперимента мы видим, что высокий уровень оценки САН  имеют 20% детей, 30% средний и 50% низкий.



Полученные нами результаты имели существенное значение для  коррекционной работы.

. Эмоциональные особенности  личности можно изучить по  внешним проявлениям. В связи  с этим рассмотрим методику, в  основе которой лежат разработки  для оценки типа эмоциональности  учащихся. Она предназначена для  определения оптимального уровня  эмоционального состояния в наиболее  сложных обстоятельствах, и по  её результатам можно в дальнейшем  строить систему регуляции и  самоконтроля. Они осуществляются  посредством учёта внешних проявлений  эмоций. Успешность управления своим  состоянием во многом зависит  от того, в какой мере человек  может справиться с внешним  проявлением чувств, поскольку они,  как правило, более выражены  и легче поддаются произвольному  регулированию.

Испытуемым выдаётся шкала  оценки внешних признаков эмоционального возбуждения, включающая в себя общую оценку поведения и внимания, характеристики мимики и пантомимики, движений, речи, внешних проявлений вегетативных сдвигов в организме. Шкала предваряется следующей инструкцией: «Представьте себя в какой-либо сложной ситуации, например на ответственной контрольной работе, и отметьте номер того варианта возможного поведения, внешних реакций, которые наиболее характерны для вас с подобных ситуациях».

 

Поведение, внимание

1.Безразличие ко всему.  Сонливость, зевота, пониженная реактивность. Малая интенсивность внимания.

2.Поведение не отличается от обычного. Деловитость, сознание направлено на предстоящую деятельность. Правильно выполняются основные привычные действия.

3.Проявляется беспокойство и суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат. Внимание как обычно, иногда менее устойчивое и сосредоточенное.

4.Частая смена настроения, раздражительность. Внимание не  устойчивое, трудно сосредоточиться  на чём-либо. Мимика, пантомимика.

1.Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты.

2.Мимика и пантомимика не отличаются от обычных.

3.В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре.

4.Мимика напряжённая, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, прищуривание. Бурная жестикуляция.

Движения 

1 .движения замедленные,  вялые.

2.Движения  спокойные,  слитные, мягкие

3.Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет.

4.Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела.

Речь

1 .Речь замедленная,  вялая,  маловыразительная. Тихий голос. 

2.Обычная речь.

3.Речь более учащённая,  более громкая или более выразительная,  чем обычно.

4.Речь частая. Окончания слов произносятся не чётко. Заметные изменения в интонации голоса.



Вегетативные сдвиги

1.Пульс и обычные или реже. Побледнение кожных покровов лица. Лёгкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше. Чем всегда, трудно их напрячь.

2.Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный.

Информация о работе Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников