Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 08:30, дипломная работа
На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования, так как это задатки чувств. И речь идёт о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают состояние нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое - то чувство. Поэтому мне и захотелось заняться этой проблемой, и каким - то образом объяснить состояние человеческих эмоций.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Псехолого-педагогические основы эмоционального развития младших школьников……………………………………...6
1.1 Представления детей об эмоциях в онтогенезе………………6
1.2 Эмоции: понятие, виды……………………………………….11
1.3 Психология эмоций: новый подход………………………….19
1.4 Эмоциональная устойчивость, пути ее повышения………...24
1.5 Функции эмоций………………………………………………31
1.6 Игра: понятие………………………………………………….37
Выводы по главе 1……………………………………………………..42
Глава 2 Экспериментальная работа по эмоциональному развитию младших школьников через сюжетно-ролевую игру..43
2.1 Диагностика эмоций младших школьников………………...43
2.2 Методика развития эмоций личности через сюжетно-ролевую игру………………………………………………………51
2.3 Стабильность проявления эмоций личности………………..54
Выводы по главе 2……………………………………………………..60
Заключение……………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………….65
Здесь чрезвычайно важны умения взрослого: а) неторопливо вести игру; б) максимально полно развёртывать общение и взаимодействие персонажей; в) постоянно обращаться к партнёру в соответствии с его ролью. Соблюдение данных условий, как правило, приводит к пробуждению у ребёнка живого интереса к игре, воображения, игрового творчества.
В процессе игр, содержащих близкие и доступные пониманию детей образы, происходит усиление их интеллектуальной активности, облегчается восприятие условности игровых ситуаций, повышается интерес к общению со взрослым. Эмоциональные оттенки ролевой игры начинают выражаться в движениях ребёнка, его мимике. Особую выразительность приобретает сопровождающая игру речь: восклицания, высказывания, реплики и т.д.
Постановка задач в
такого рода играх требует не просто
выполнения определённого игрового
действия, но обязательно актуализации
эмоционального опыта ребёнка, который
должен меняться в соответствии с
изменением условий игровой задачи
и требовать широкого использования
эмоционально-выразительных
Важно подчеркнуть: развёртывание игровых действий вызывает у многих детей существенные затруднения, что свидетельствует о бедности эмоционального опыта, о крайне несовершенных способах его выражения. Для обогащения этого опыта используются различные средства: рассматривание иллюстраций;, чтение художественных произведений;, введение в игру специальных наборов образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием.
Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе игры. Наблюдение за игрой даёт возможность определить, как складываются отношения со сверстниками: рады дети совместной игре или нет, принимает партнёр инициативу своего товарища или сопротивляется ей, какие конкретно эмоции при этом испытывает ребёнок. Диапозон эмоций, адресованных партнёру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержания эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий.
Необходимо отметить многообразие вариантов складывающихся в игре реальных отношений между детьми. Суть их различия заключается в предпочтении ребёнком игры, совместной со сверстником, со взрослым, или же индивидуальной.
В тех случаях, когда дети стремятся к совместным играм, их поведение зависит от ряда причин: а) может ли ребёнок видеть, слышать, понимать другого и откликаться на его предложения; б) может ли взаимодействовать на речевом уровне и на уровне игровых действий; в) свободен ли от эмоциональных стереотипов поведения отрицательного характера и т.д.
Особо следует подчеркнуть,
что уровень эмоциональной
Собравшись вместе, ребята часто играют в «школу», «магазин», «аптеку», «больницу», «библиотеку», «зоопарк» (см. Приложение 7), разыгрывают сражения, сроят из кубиков и конструкторов целые города с многоэтажными домами, разговаривают друг с другом по телефону. Придумывают и другие игры, которые требуют от детей творчества, выдумки.
Здесь дано описание лишь некоторых игр. Безусловно, можно играть и в другие. Игра выбирается по усмотрению учителя, в зависимости от интересов и особенностей детей, имеющегося времени, условий для игры.
Весь комплекс мероприятий, рассматриваемый нами в связи с обсуждением проблемы связанной с сюжетно- ролевой игрой, является, естественно, далеко не полным. В то же время, он характеризует основные условия преодоления этой проблемы. Мы убеждены, что именно игра является средством помощи эмоционального развития младших школьников.
После формирующего эксперимента нами был проведён итоговый эксперимент с целью проверки гипотезы. Вот какие результаты мы получили. (Надо отметить, что мы применяли те же методики (см.2.1.)) Они представлены в Приложениях № 8,9,10.
Выводы по 2 главе
Полученные результаты нашей
опытно-экспериментальной
Организованная работа при выполнении игровой деятельности положительно влияет на эмоциональный тонус младших школьников.
Младшие школьники используют эмоциональный опыт в процессе игровой деятельности.
В сравнении с результатами 1 эксперимента исследования 25% учащихся с низким уровнем эмоционального развития попали в группу со средним уровнем и 20% из группы среднего уровня в группу с высоким уровнем эмоционального развития.
В целом выборки
В контрольном классе каких-либо изменений обнаружено не было (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента).
Это позволяет сделать вывод о том, что повышение эмоционального развития у испытуемых экспериментального класса произошло в результате проведённых занятий.
Заключение
В настоящее время
Теоретические основы педагогики игры были заложены педагогами Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и в дальнейшем решались отечественными учёными Р.И.Жуковской, Д.В.Менджерицкой, А.П.Усовой и другими, которые вскрыли широкие воспитательные возможности игры. Игры бывают сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, народные и т.д. Почти у каждой игры есть своё правило. А именно в правилах заложено большое воспитательное значение.
Не следует запрещать ребенку играть ( в любом возрасте ). Потребность ребенка в игре есть потребность в реализации своих изначально существенных свойств. В игре формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Широко используются игры для воспитания чуткости, коллективизма, умения, согласованно действовать и при необходимости починяться. При возрасте 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Непосредственность младших школьников и быстрота реакции именно в игровых ситуациях проявляется наиболее ярко. Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в игровую деятельность.
В игре формируются все
стороны личности ребёнка, происходят
значительные изменения в его
психике. Этим объясняются огромные
воспитательные возможности игры, которую
психологи считают ведущей
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях всё то. что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания. Игра - отражение жизни. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.
Таким образом, игра имеет большую роль в развитии эмоциональной сферы младших школьников.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
Список литературы
1.Аболин Л. М. Эмоциональная
устойчивость и пути ее
2.Аникеев Н.П. Воспитание игрой.- М.,1997.-С.40.
3.Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М., Академический проект,2000
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1988.- С 435.
5.Бондаренко А.К., Матусик А.И. воспитание детей в игре.- М.,1993.- С 7
6.Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М., 1984.
7.Вяткин Б.А. Роль темпераментов системной деятельности.- М.,1988.-С134
8.Горький А.М. О молодежи.- М.,1949.-С71.
9.Изард К. Эмоции человека.-СПб.,питер,2001
10.ильин В.П. Чувства и эмоции.-СПб., питер,2002
10.Кэмирон-Бенблер л.
12.Кулагина И.Ю., Фридман Л.М. Психологический справочник учителя.- М., «Просвещение»,1991.
13.Корниенко Н.А. Эмоциональные механизмы формирование личности.-М., Новосибирск,1993.
14.Конапкин Н.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.-М.,1980.
15.Кронгауз М.А. Семантика.-М.,2001.
16.Крупская Н.К. Педагогическое сочинения.-М.,1959.-т.6.-398с.
17.Менделевич В. Психотерапия «здравым смыслом».-Чебоксары,1992.
18.Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности.-М.,1983.-С24.
19.Маслоу А.Г. По направлению психологии бытия. Религии и ценности и пик переживания. – М.,2002.
20.Метод в теории и на практике. // Школьный психолог.- 2003.-№23.
21.Немов Р.С. Психология. Книга 1.-М.,2001.
22.Немов Р.С. Психология. Книга 2.-М.,2001.
23.Никитин М.В. Курс лингвистической семантики.-СПб.,1997.
24.Нюттен Ж. Мотивация. Экспериментальная психология.-М.,1975
25.Нвоселова С.Л. игра дошкольника.-М.,1999.
26. Корнетов Г.Б. Педагогика: Учебное пособ
27.Петров НГ. Фундаментальные функции эмоции как органа индивида.//Мир психологии.-2002.-№4.
28.Писаренко В.М. Роль психики в эмоциональном устойчивости человека.//Психологический журнал.-1986.
29.Платонов К.К. Система психологии и теории отражения. –М.,Наука,1992
30. Петровского А.В. – Общая психология:
Учебное пособие для студентов пед. институтов.М.,Просвещение,
31. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.,Психологический словарь.-М.,Педагогика,1983
32.Розин В.М. что такое игра? //Мир психологии.-1998.-№4.
33.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии .-М.,Педагогика.-1989.
34.Развитие эмоциональной сферы. //Школьный психолог.- 2001.-№6.
35.Симонов П.В. Эмоции и воспитание. //вопросы философии.-1981.-№5.-С.39-41.
36.Спектор Р.И. Психологические способности высших спортивных достижений. М.,1987-С.19
37.Шакуров Р.Х. Психология эмоций.// Мир психологии.-2002.-№4.-С.30
38.Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства-форма отражения действительности. М.,1989.-С.222.
39.Эльконин Д.Б. Детская игра. // мир психологии.-1998.-№4.-С.58-64.
40.Якобсон П.М. Психология чувств. – М.,1958.-С.238.
40.Развитие эмоциональной сферы. //Школьный психолог.- 2001.-№6.
Приложения
Приложения №1
Тест «САН»
ФИО |
Функциональное состояние в % | |||
с |
а |
н |
уровень | |
Игорь 3. |
3,4 |
4,2 |
4,0 |
низкий |
Ксения Ш. |
5,7 |
5Д |
4,8 |
средний |
Наиль А. |
3,9 |
4,9 |
3,3 |
низкий |
Ольга П. |
4,9 |
5,0 |
4,3 |
средний |
Роман Т. |
4,2 |
3,7 |
3,9 |
низкий |
Михаил С. |
4,0 |
3,1 |
3,6 |
низкий |
Виктория М. |
5,8 |
4,9 |
6,2 |
высокий |
Наталья М. |
6,1 |
5,0 |
6,5 |
высокий |
Роман Щ. |
5,2 |
3,9 |
4,9 |
средний |
Елена А. |
3,7 | |
4,1 | |
3,2 |
низкий | |
Приложение №2
Оценочный лист внешних проявлений эмоций
Внешние признаки эмоционального возбуждения |
% /балл/ наиболее типичного поведения |
комментарии |
1.Поведение, внимание 2.Мимика, пантомимика 3.Движение 4.Речь 5.Вегетативные сдвиги |
||
Сумма баллов |
Информация о работе Сюжетно - ролевая игра как средство эмоционального развития младших школьников