Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 22:29, курсовая работа
Цель исследования – выявить значение дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность дидактических игр как средства обучения и воспитания.
2. Определить сущность сенсорного воспитания, его психолого-педагогические основы.
3. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания
4. Провести экспериментальное исследование по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Куб изготавливают из шести решеток для раковины, соединенных при помощи ниток.
Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить звоночки. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, скрепки .
Варианты заданий
1. Массаж.
Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, учить выполнять массаж ладоней, пальцев.
Для массажа ладоней предложите детям потереть ими о плоскости куба, приговаривая : Девочки и мальчики,
Разминаем пальчики.
О решетку их потрем
И ладошки разомнем.
2. «Нора».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, внимание, глазомер.
Малыш указательным пальцем, или фломастером зажатым в пальцах изображает лису, которая лезет в нору. (Необходимо попасть в отверстие решетки пальчиком или фломастером.)
Залезает лиса в норку,
Она делает уборку,
А потом зовет лисят,
Пусть лисята поглядят.
2. «Урожай».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, навыки классификации.
Насыпаем в 2 блюдца фасоль и горох. Ребенок большим и указательным пальцами берет фасолину или горошину и опускает в отверстие куба, говоря:
Сеем мы фасоль, горох.
Урожай у нас неплох.
Мы корзины принесем,
Урожай наш соберем.
Затем куб убираем и сортируем в разные блюдца фасоль и горох, упавшие на стол.
4. «Муравейник».
Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, речь, воображение.
Ребенок закрывает пробками от пластиковых бутылок отверстия.
В муравейник на ночь закрываем двери,
Чтобы не мешали птицы им и звери.
Не шумите до утра.
Муравьишкам спать пора.
5. «Помощники».
Задачи: развивать память, внимание, речь, мелкую моторику.
Дети прищепляют на куб прищепки, можно вместе с лоскутком ткани и говорят:
Белье на веревку
Вешали ловко.
Дома маме помогали
И нисколько не устали.
6. «Домик для магнита».
Задачи: познакомить со свойствами магнита, развивать память, речь, внимание, тренировать мелкую моторику.
Предложить ребенку найти домик для магнита, где ему будет хорошо. А хорошо ему там, где он будет крепко держаться. Ребенок прислоняет магнит к различным предметам: деревянным, пластмассовым, металлическим
Делаем вывод:
В деревянном домике магнитик не живет,
Из пластмассовой избушки тоже он уйдет,
А вот в железном домике уютно будет жить.
И в гости он магнитики сможет пригласить.
Теперь можно предложить остальные магниты разместить на металлической пластинке.
7. «Скалолаз».
Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание.
Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной , то другой рукой , а можно и двумя одновременно, говоря:
Скалолаз наш очень ловкий
Лезет в гору без страховки.
8. «Замок».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, речь.
Ребенок просовывает в отверстия большой и указательный пальцы, соединяет их, образуя колечко. Можно соединять большой и средний пальцы, большой и безымянный, большой и мизинец поочередно, читая стихотворение:
Дверь закрою на замок
И нестрашен серый волк.
9. «Косички у сестрички».
Задачи: Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, воображение.
Ребенок плетет из веревочек косичку, завязывает бант со словами:
Я своей сестричке
Заплету косички,
Бант Танюшке завяжу,
Всем ребятам покажу.
10. «Футбол».
Задачи: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, речь, память, воображение; воспитывать умение играть сообща.
В игре участвуют один или несколько детей. Просовывая фломастер или карандаш в отверстие необходимо попасть по шару, приговаривая:
Буду я играть в футбол
И забью в ворота гол.
11. «Мамины бусы».
Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память.
Малыш на шнурок нанизывает бусы со словами:
К маме Миша приходил,
Маму в бусы нарядил.
Бусин много раз, два, три –
Как красиво, посмотри.
12. «Звонарь».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, слуховое внимание.
Предложить ребенку просунуть фломастер или карандаш в отверстие и постучать по колокольчику, говоря на каждый ударный слог.
Ты звони как встарь,
В колокол звони, звонарь.
Ты звони , звони скорей,
Созывай моих друзей.
13. «Богатыри».
Два ребенка становятся возле угла куба, просовывают карандаш или фломастер и
пытаются сражаться ,словно богатыри , мечами. Произносят слова:
Мы ребята силачи
Взяли острые мечи.
Раз, два, три, четыре, пять -
Кто ж не хочет сильным стать?
14. «Лесенка».
Задачи: развивать моторику рук, речь, внимание, память, воображение.
Малыш нанизывает скрепки или резинки друг на друга, образуя лесенку, сказав при этом:
Смастерим мы лесенку,
Лесенку - чудесенку.
И на ней достанем мы
И до звезд и до луны.
15. «Змея».
Задачи: развивать мелкую моторику рук, память, внимание, речь, воображение.
Ребенок в отверстия решетки продевает ленту или шнурок, при этом цитируя:
Ползет змея среди травы,
Не поднимает головы.
16. «Швея».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, воображение, речь, внимание.
На шнурок нанизываются пуговицы.
Без работы не скучаю,
Пуговицы пришиваю.
17. «Цветок».
Задачи: развивать тактильную чувствительность, внимание, речь, память.
Ребенку предлагают цветок из гладких и шершавых лепестков.
Он водит по лепесткам пальцами и называет качество лепестка ( гладкий, шершавый.)
Удивительный цветок
Шершавый, гладкий лепесток.
18. «Весы».
Задачи: развивать навыки классификации, внимание.
На стенке куба висят 2 коробочки от киндер - сюрприза. Одна пустая, другая наполнена гайками.
Воспитатель говорит:
Раз, два, три, четыре -
На весы поставим гири.
Взвесим вафли, шоколад,
Мармелад и виноград.
Ребенку предлагается определить, где легкая, а где тяжелая гиря.
19. «Магазин».
Задачи: развивать тактильную чувствительность, внимание, воображение.
Воспитатель говорит:
Будем в магазин играть,
Будем ткани выбирать.
Платье мы сошьем для Маши,
А рубашечку для Саши.
Ребенок называет качество ткани, находит пару сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.
20. «Пчела и цветы».
Задачи: развивать обоняние, внимание, воображение, навыки классификации.
Слова воспитателя:
На лугу пчела живет,
Собирает она мед.
От цветка к цветку летает,
Нежный аромат вдыхает.
Ребенок нюхает коробочки от киндер - сюрприза.
(В них проделаны отверстия и помещены различные пахучие предметы.) Малыш по запаху определяет, что находится в коробочке. Ребенку можно предложить найти пару по запаху.
21. «Оркестр».
Задачи: развивать фонематический слух, внимание, воображение, речь, память.
Коробочки из-под киндер - сюрприза заполнены: горохом, семенами укропа,
гайками…Они звучат по - разному. С ребенком проводится игра «Тихо - громко». Можно
предложить детям погреметь коробочками одновременно - организовать оркестр,
сопровождая его словами:
На пенечки зайки встали,
В барабаны заиграли.
Бум- бум, та - ра - ра
Веселится детвора.
22. «Катушка».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, воображение, внимание.
На нитке закреплена пустая катушка, ребенок наматывает на нее шнурок со словами:
Я возьму катушку,
Нитку накручу
И свою подружку
Тоже научу.
Дыхательная гимнастика.
23 . «Ветер».
Задачи: учить детей выполнять дыхательную гимнастику, развивать память, речь, внимание, воображение.
На ниточке висит перо. Ребенок произносит слова и дует на перо.
Дует ветер, дует смелый,
Вот и птичка полетела.
Полетела высоко,
Машет крыльями легко.
Можно предложить подуть на шары или на колокольчик, которые расположены внутри куба. Поиграть в ураган.
24. «Ураган».
Задачи: развивать силу выдоха, внимание, память, речь, воображение.
Ураган налетел,
Колокольчик зазвенел,
И с высокой горы
Покатились шары.
Гимнастика для глаз.
25. «Гимнастика».
Задачи: учить снимать напряжение с глаз, развивать внимание.
Предлагаем детям посмотреть поочередно на различные предметы, расположенные на кубе, меняя угол зрения. Можно посмотреть на левый верхний угол, затем на правый верхний угол, на нижний левый угол, на нижний правый угол, в середину куба. Просим детей следить глазами за перемещением указки в разных направлениях по кубу со словами:
Глазки делают зарядку.
Начинаем по порядку:
Раз, два, три -
Влево, вправо посмотри,
Ну, скорее не ленись,
Посмотрели вверх и вниз.
А теперь не зевай,
Глазки по кругу вращай.
Ознакомление детей с цветом.
На каждой плоскости куба приклеены с помощью скотча цветные квадраты из картона. По заданию воспитателя ребенок может прищеплять прищепки, завязывать ленточки, закрывать отверстия пробками соответственно цвету квадрата. Можно предложить малышу показать красные, зеленые и т.д. пуговицы, магниты, бусы…
ПРИМЕЧАНИЕ.
«Cенсорный куб» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. При желании все пособия быстро и легко снимаются. Куб может стать демонстрационным. На нем можно разместить предметные, сюжетные геометрические фигуры… Его можно использовать как мини - театр. На его плоскостях размещают персонажей сказок, декорации. Поворачивая куб, будет происходить смена декораций и сюжета сказки.
Приложение 7
Конспект учебно – игровой деятельности для детей второй младшей группы на тему: «Маша и медведь»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Активизация словаря:
Пополнить словарный запас словами: гладкий, шершавый, мягкий, теплый, пушистый.
Методические приемы:
сюрпризности» (появление необычной игрушки, волшебный клубочек), художественное слово, игровой (предложение детям научиться выполнять работу по дому).
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
· дидактическое пособие «Сенсорный куб»;
· магнитофон;
· кассета с записью русской народной музыки;
· игрушки: медведь, кукла;
· волшебный клубочек;
· корзина с ленточками.
· лоскутки ткани;
· прищепки;
· накидка на «Сенсорный куб»;
· палочки по количеству детей;
· решетка для раковины;
· елка;
· макет дома;
· деревянные ложки.
1. Вводная часть.
В группу входит воспитатель.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Сергеевна.
Я сегодня шла в детский сад, пролетала мимо сорока , она мне сказала, что в лесу у медведя живет Машенька, она приглашает вас в гости. Вы хотите в гости к Маше? (предполагаемый ответ: да).
Воспитатель: У меня есть волшебный клубочек, он мне сейчас поможет познакомиться с вами. Вы будете передавать его друг другу и называть свои имена. ( Дети передают клубочек и называют свои имена).
Воспитатель: Мы с вами познакомилась. Клубочек показывай нам дорогу к Маше. (Воспитатель катит клубочек по полу, произнося слова, дети идут за ней).
Ты катись, катись, клубочек,
Мимо елок, мимо пней,
К Маше нас веди скорей.
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и пришли. (на столе стоит «Сенсорный куб» накрытый тканью, рядом на стульчике сидит Маша. Недалеко от стола стоит ель, за ней медведь).
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с Машей. (дети здороваются, воспитатель отвечает за куклу). Маша кашу варит медведю, убирает в доме, за хорошую работу ей медведь подарил необычную игрушку. (снимает накидку с куба).Маше игрушка очень нравиться. Она такая рукодельница, все умеет делать. А вы хотите всему научиться? ( предполагаемый ответ: да ).
Воспитатель: Маша переделала много работы, устала, пусть она отдохнет, а я вас всему научу. Сейчас я вам покажу как нужно мыть окна.( показ проводиться на решетке от раковины). Выполняются движения ладошек вверх- вниз по решетке.
Воспитатель: Сейчас мы будем печь пирожки. (имитация лепки пирожков).
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
(воспитатель предлагает
Воспитатель: Теперь я вас научу ставить в печь баранки.( в отверстия куба просовывается пальчик, демонстрируются поступательные движения левой и правой рукой).
Спозаранку, спозаранку
Печет Машенька баранки.
Воспитатель: Покажите какие баранки у нас получились. (просовывая указательный и большой палец правой и левой руки поочередно в решетку куба образовывать кольцо).
Дети повторяют.
Воспитатель: Ребята, возьмите лоскутки ткани, мы будем учиться стирать белье (имитирование стирки белья). Теперь мы повесим белье на веревку (при помощи прищепки на куб прицепляют лоскутки ткани).
Белье на веревку
Вешаем ловко.
(детям предлагается повторить слова).
Воспитатель: Белье высохло, снимите его. Погладим белье (имитирование глажки белья).
Воспитатель: Что - то медведя долго из леса нет? Давайте позвоним в колокольчики, он услышит и придет. Дети, возьмите палочки, просуньте их в отверстия и позвоните в колокольчики. (показ действий воспитателем).