Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:28, курсовая работа
Рассуждая о проблемах взаимоотношений детей и родителей, взрослые машинально прибегают к привычному определению «трудный». И обозначают этим словом, как правило, всё, что относится к «противной» стороне, то есть детям. Трудный возраст, трудный характер, трудный ребёнок. Эти клише возникли не случайно, они отражают правду жизни. Правду, – но не всю. Взять хотя бы трудности возраста. Родители зачастую совсем не желают принимать в расчёт, что к тому времени, когда дети достигают сложного переходного возраста, и сами взрослые постепенно вступают в очень и очень не простой период – «кризис середины жизни». А он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый…
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Некоторые причины, из-за которых ребенок может стать «трудным»……………………………………………………………….6
1.1. Хронические соматические заболевания и физические дефекты………………………………………………………………….6
1.2. Церебральные расстройства………………………………...7
1.3. Дети с ЗПР……………………………………………………9
Глава 2. Роль семьи в психическом развитии ребенка………………11
2.1. Влияние отношений в семье на характер ребенка………..11
2.2. Педагогическая запущенность ребенка в семье…………..13
2.3. Чрезмерная опека и ограничение самостоятельности……14
2.4. Нарушения со стороны родителей. Неврозы и патологические особенности личности……………………………….16
Глава 3. Как проявляются «трудности» ребенка……………………..19
3.1. Эмоциональные расстройства……………………………...19
3.1.1. синдром нарушения поведения или социальной дезадаптации……………………………………………………………19
3.1.2. Гиперкинетический синдром……………………...19
3.1.3. ранний детский аутизм…………………………….20
3.1.4. Детская тревожность………………………………21
3.1.5. Детские страхи……………………………………..22
3.2. Агрессивность детей………………………………………..23
3.3. Детская ложь………………………………………………...25
3.4. Аффективное поведение……………………………………26
3.5. Бродяжничество……………………………………………..27
3.6. Фрустрация…………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………..34
Ульяновский государственный университет
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии
«Трудные» дети:
Взаимоотношения
с родителями.
Ульяновск
2000
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Некоторые
причины, из-за которых ребенок может
стать «трудным»………………………………………………………
1.1.
Хронические соматические
1.2.
Церебральные расстройства……………
1.3.
Дети с ЗПР……………………………………………………
Глава 2. Роль семьи в психическом развитии ребенка………………11
2.1. Влияние отношений в семье на характер ребенка………..11
2.2.
Педагогическая запущенность
2.3.
Чрезмерная опека и
2.4.
Нарушения со стороны
Глава 3. Как проявляются
«трудности» ребенка……………………..
3.1.
Эмоциональные расстройства…………
3.1.1. синдром нарушения
поведения или социальной
3.1.2. Гиперкинетический синдром……………………...19
3.1.3. ранний детский аутизм…………………………….20
3.1.4. Детская тревожность……………………………
3.1.5. Детские страхи……………………………………..22
3.2.
Агрессивность детей……………………………
3.3.
Детская ложь………………………………………………
3.4.
Аффективное поведение………………………
3.5.
Бродяжничество…………………………………………
3.6.
Фрустрация………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Рассуждая о проблемах взаимоотношений детей и родителей, взрослые машинально прибегают к привычному определению «трудный». И обозначают этим словом, как правило, всё, что относится к «противной» стороне, то есть детям. Трудный возраст, трудный характер, трудный ребёнок. Эти клише возникли не случайно, они отражают правду жизни. Правду, – но не всю. Взять хотя бы трудности возраста. Родители зачастую совсем не желают принимать в расчёт, что к тому времени, когда дети достигают сложного переходного возраста, и сами взрослые постепенно вступают в очень и очень не простой период – «кризис середины жизни». А он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый…
Трудности в воспитании не возникают вдруг, неожиданно и, как принято считать, только в подростковом возрасте. Их причины нужно искать и в более ранних периодах жизни ребёнка.
У растущего человека в силу законов развития постоянно появляется что-то новое: хорошее или плохое, желаемое или нежелательное, положительное или отрицательное. Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребёнка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Он познаёт мир, не только воспринимая всё полезное, что было создано до него культурой, опытом, традициями старших поколений, но и совершая ошибки, преодолевая их.
Столкновение мира ребёнка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический характер. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребёнку с неблагоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто встречаются случаи возникновения осложнений психического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания.
Отрицательное в ребёнке – это то, чего он сам пока еще не может преодолеть, то, что мешает его продвижению вперёд. Поэтому так важно дать жизнь всему положительному, укрепить его, сделать фактором дальнейшего развития ребёнка, замедлить начало любого неблагополучия в поведении, предупредить его. Всё это далеко не просто и требует от родителей обширных знаний, в первую очередь в области психологии и педагогики.
Воспитание – это творчество взрослых, в основе которого лежит наука – возрастная и детская психология. Известно, что всё на свете имеет свои причины, в том числе и негативные явления в поведении ребёнка. Педагогически грамотные родители никогда не принимают по отношению к нему каких-либо действий, не разобравшись в причинах отрицательного поступка.
Очень часто отклонения в развитии личности ребёнка возникают из-за нарушенных взаимодействий в семье, виновными в которых оказываются все её члены.
Предпосылки «трудного характера» задаются родительскими проблемами, страхами, тяжелыми воспоминаниями, комплексами. Ситуация зачастую складывается не в пользу детей – прежде всего из-за их малочисленности в современной семье. Один, совсем не часто двое, редко больше двоих детей. Семья же располагает не единственным поколением взрослых, пребывающих в разной степени родства, - но одинаково находящихся в полной готовности воспитывать и «учить жить».
Так что определение «трудные» в равной степени может быть отнесено и к детям, и к родителям. Но подчиненная позиция детей в семье, бесправие ребёнка, пренебрежение его мнением и пристрастиями, слепота и глухота к его переживаниям, тотальный контроль и неадекватная жесткость и требовательность делают самого «трудного» ребёнка в первую очередь несчастливым.
Противостояние поколений – это, к сожалению, наиболее часто встречающаяся практика взаимодействия в семье.
Многие родители склонны видеть только недостатки своего ребёнка и не замечать ошибок в собственном поведении и в системе воспитания. А ребёнок нередко ведёт себя плохо в семье лишь потому, что, когда он ведёт себя хорошо, родители не обращают на него внимания.
Нигде так не вредны стереотипы, как в воспитании. Если родители по каждому поводу одёргивают ребёнка, прибегают к угрозам, наказаниям, их воздействие не только обречено на неудачу, но и вызывает обратный результат. Угрозы, окрики наказания, вызванные искренним желанием не допустить чего-нибудь отрицательного, создают только дополнительные препятствия на жизненном пути ребёнка.
Любить ребёнка – это естественно, это легко. Гораздо труднее проявлять заботливое постоянное внимание к развитию растущего человека, направлять его, анализировать поступки и действия, давать им оценку, предвидеть последствия своих действий и слов. Поэтому не случайно говориться: воспитания без трудностей не бывает. По разным причинам возникают эти трудности: ребёнок заболел, – отстал в развитии, избаловали, – стал непослушным, не научили трудиться – появились двойки. Родители, разумеется, страшатся всего негативного и яростно его ломают. Но ребёнок не враг, с которым надо бороться. Он союзник в деле совершенствования его характера и способностей.
Муж и жена – основатели семьи. Они ответственны за всё, что в ней происходит. Ведь многие трудности в развитии и воспитании детей возникают и осложняются именно при наличии негативных моментов в самой семье, будь то нервозная обстановка, равнодушие родителей друг к другу или незнание психологии ребёнка. Когда супружеская связь носит конфликтный характер или скрыто разрушается, одновременно исчезают педагогически целесообразные контакты родителей и детей. Если нет взаимопонимания между мужем и женой, нет его и с детьми. Это две взаимосвязанные стороны в воспитании: отношения между родителями и нормальное развитие детской психики.
Характер поведения взрослых отражается на поведении ребёнка. Поэтому, что бы ни случилось с сыном и дочерью, родители, прежде всего, должны анализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей.
Большую роль в возникновении нарушений детского поведения играют семейные стандарты и правила. Так, если в семье не принято с уважением относиться к авторитетам и общественным нормам морали, то зачастую асоциальные тенденции в поведении ребёнка не пресекаются, и тогда ребёнок легко позволяет себе уголовно наказуемые поступки.
Вряд ли сегодня кого-либо удивят сухие статистические сводки, свидетельствующие о росте преступности среди детей и подростков. Мы настолько привыкли к нарастающей волне детской преступности, что не заметили, как оказались во власти абсурдной логики общественного воспитания «трудных» детей, логики, которая основывается на формуле: ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений. Парадоксальность ситуации состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.
Несносный характер, «трудный» ребёнок, очень с ним тяжело!
Постоянный
Систематические обследования показали, что у детей с хроническими соматическими заболеваниями (такими, как астма, диабет или заболевание сердца) отмечается тенденция к некоторому повышению частоты эмоциональных нарушений и трудностей поведения. Почти наверняка можно считать, что это не является прямым результатом соматического заболевания, а связано с трудностями особого характера, которые имеются у детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.
Ребенок с инвалидностью, делающей для него невозможным участие в деятельности, типичной для нормальных детей, оказывается отрезанным от многих сторон жизни, важных для его формирования. В результате это отражается на том, каким ребенок видит самого себя, то есть на его самооценке.
Самооценка оказывает важное влияние на поведение. Ребенок, который уверен в собственных силах, имеет большую вероятность добиться успеха именно в результате влияния этой установки на то, как он подходит к решению задачи. Ребенок с инвалидностью из-за вызванных ею ограничений и связанных с ней обстоятельств может считать себя неполноценным человеком.