Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:28, курсовая работа
Рассуждая о проблемах взаимоотношений детей и родителей, взрослые машинально прибегают к привычному определению «трудный». И обозначают этим словом, как правило, всё, что относится к «противной» стороне, то есть детям. Трудный возраст, трудный характер, трудный ребёнок. Эти клише возникли не случайно, они отражают правду жизни. Правду, – но не всю. Взять хотя бы трудности возраста. Родители зачастую совсем не желают принимать в расчёт, что к тому времени, когда дети достигают сложного переходного возраста, и сами взрослые постепенно вступают в очень и очень не простой период – «кризис середины жизни». А он протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый…
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Некоторые причины, из-за которых ребенок может стать «трудным»……………………………………………………………….6
1.1. Хронические соматические заболевания и физические дефекты………………………………………………………………….6
1.2. Церебральные расстройства………………………………...7
1.3. Дети с ЗПР……………………………………………………9
Глава 2. Роль семьи в психическом развитии ребенка………………11
2.1. Влияние отношений в семье на характер ребенка………..11
2.2. Педагогическая запущенность ребенка в семье…………..13
2.3. Чрезмерная опека и ограничение самостоятельности……14
2.4. Нарушения со стороны родителей. Неврозы и патологические особенности личности……………………………….16
Глава 3. Как проявляются «трудности» ребенка……………………..19
3.1. Эмоциональные расстройства……………………………...19
3.1.1. синдром нарушения поведения или социальной дезадаптации……………………………………………………………19
3.1.2. Гиперкинетический синдром……………………...19
3.1.3. ранний детский аутизм…………………………….20
3.1.4. Детская тревожность………………………………21
3.1.5. Детские страхи……………………………………..22
3.2. Агрессивность детей………………………………………..23
3.3. Детская ложь………………………………………………...25
3.4. Аффективное поведение……………………………………26
3.5. Бродяжничество……………………………………………..27
3.6. Фрустрация…………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………..34
Менее заметно, но более существенно для развития личности изменение отношения к воспитательным воздействиям. После того, как ребенок преодолевает психологический барьер своей зависимости от родителей, он лишается очень важной потребности в психологической защите.
Дети, теряющие зависимость от родителей, нередко демонстрируют самостоятельность суждений, так что взрослые испытывают иллюзию возможности «договориться» с бродяжничающим ребенком о том, что он будет вести себя хорошо. Однако такой подход, как правило, ни к чему не приводит. Апеллируя к сознанию, взрослые сразу выбирают неверный путь, если забывают, что сферой конфликта является не мышление (дети отлично понимают, что убегать из дома нельзя), а чувства. И ведущим среди этих чувств является разочарование в возможности окружающих оказывать ребенку поддержку в трудной для него ситуации.
3.6. Фрустрация.
По-латыни это слово (frustratio) означает «обман», «не оправдавшееся ожидание», «разочарование». Этим термином психологи определяют такое состояние, в котором оказывается человек, столкнувшийся с непреодолимыми препятствиями на пути к своей цели.
Если человек испытывает некоторую потребность, но существует нечто, препятствующее ее удовлетворению, то он теряет душевное равновесие и впадает в раздражение.
Психологи изучали это явление с помощью простого эксперимента. Испытуемым объявляли, что им предстоит проверка ловкости и сообразительности. Затем им давалось несложное вроде бы задание: с помощью нескольких приспособлений дотянуться до пирамидки из колец и поэтапно разобрать ее. Единственная трудность состояла в том, что запрещалось выходить из очередного круга. Но именно это затруднение и было непреодолимо: экспериментатор нарочно очерчивал круг так, что выполнить задание было физически невозможно, не нарушив запрета. эксперимент показал: большинство испытуемых после долгих безуспешных попыток выходили из себя, принимались кричать и ругаться, а порой экспериментатору приходилось даже спешно ретироваться, чтобы избежать рукоприкладства.
Каждый человек не раз становился жертвой похожих обстоятельств. Наиболее уравновешенные люди, как правило, находят в себе достаточно сил, чтобы не выплескивать свое раздражение на окружающих. Однако загнанное внутрь, оно не исчезает, а продолжает мучить человека порой довольно долго.
Взрослому человеку в таком положении очень нелегко. Но положение ребенка гораздо более серьезно. Он тоже имеет свои потребности, однако, в удовлетворении их он гораздо более, чем взрослый человек, скован и зависим.
Дошкольник еще слаб и неумел, многое ему просто не по плечу. Поэтому главным препятствием на пути к его целям становится недостаточный уровень его физического и интеллектуального развития. взрослый может помочь ему перешагнуть через этот барьер, но часто ленится это делать, либо не замечает в том необходимости, либо даже просто считает это ненужным. «В воспитательных целях» некоторые родители намеренно ввергают ребенка в состояние фрустрации, в качестве назидания или наказания налагая на него строгие ограничения и запреты.
Конечно, потребность потребности рознь. Если ребенок не может дотянуться до полки, где лежит шоколадка, то он, наверное, огорчится. Но не сильно и не надолго. А вот если блокируются пути удовлетворения его важнейших потребностей!
Возникает вопрос, какие потребности считать важнейшими? Споры по этому поводу не прекращаются. Но есть вещи вполне очевидные. Каждый ребенок хочет любить и быть любимым, испытывает потребность в поддержке и безопасности, стремится воспринимать и познавать окружающий мир. Природа таких потребностей сложна.
Если в настроении ребенка преобладает напряженная тревожная сосредоточенность, порой прорывающаяся бурными вспышками ярости и гнева, родителям стоит задуматься: не возникают ли на пути удовлетворения основных потребностей ребенка непреодолимые препятствия. Бывает, что ребенок жаждет любви и поддержки, а родители ограничивают свою роль лишь надзором за ребенком и элементарным уходом. Если ребенок стремится познавать мир, а его возможности резко скованы рутинной обстановкой, - это еще один источник фрустрации. Ребенок хочет, чтобы его успехи и достижения замечали, оценивали по достоинству, а на него никто не обращает внимания. Спокойно выдержать это невозможно.
Крайне нежелательно использовать в воспитательных целях фрустрирующие приемы. Лишение лакомства, прогулки, участия в празднике и т. п. – вполне приемлемая воспитательная мера, но лишь при том условии, что она носит исключительный характер. если же ребенок знает, что любое предвкушаемое удовольствие может быть заблокировано произволом старших, то он теряет уверенность в стабильности и благополучии окружающего мира и готов легко впасть в буйное раздражение. Хроническая ситуация фрустрации, порожденная многочисленными ограничениями и запретами, скверно сказывается на формирующемся характере.
Заключение.
Итак, подход к проблеме «трудного» ребенка в семье должен носить комплексный характер. Эта проблема многогранна, сложна. На возникновение трудностей характера и поведения могут влиять различные факторы жизни ребенка, как внутренние, так и внешние. К внутренним факторам относятся хронические соматические либо длительные заболевания, физические дефекты, церебральные расстройства, ЗПР. Физическая неполноценность урезает рамки общения и увлечений ребенка. Неправильное, неадекватное отношение окружающих может сделать такого ребенка замкнутым, озлобленным, агрессивным. Недомогание может стать причиной появления капризности, упрямства, которые усиливаются при чрезмерной опеке ребенка родителями, часто испытывающими чувство вины или жалости перед больным ребенком.
Важным является также отношение ребенка к самому себе и своим недостаткам. И здесь важная роль принадлежит родителям, которые должны постараться донести до ребенка, что он может добиться результатов, помочь создать ему установку на успех. Но большой ошибкой является стремление «развивать» его, не учитывая его реальные возможности. Это может привести к физическому и психическому истощению сил, подтверждая и без того невысокое мнение ребенка о собственных возможностях.
Появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем во многом связано с семьей, в которой воспитывается ребенок. Детская психика травмируется семейными конфликтами, распадом семьи, разводом супругов смертью одного из родителей. На нее также влияют недостаток любви и внимания, жестокое отношение родителей к ребенку, непоследовательность в системе наказаний и поощрений. При этом существуют семьи, риск появления «трудного» ребенка в которых значительно выше, чем в других. Это в первую очередь так называемые неблагополучные семьи, в которых родители оказывают разрушительное влияние на ребенка, а их поведение можно охарактеризовать как аморальное и асоциальное. Это также педагогически ослабленные семьи (семьи инвалидов, родителей-одиночек, людей, профессия которых отнимает много времени).
При неправильном, непоследовательном и неорганизованном процессе воспитания может возникнуть явление педагогической запущенности ребенка. Педагогическая запущенность – это процесс неблагоприятного воздействия на ребенка и накопления им нежелательных качеств и одновременно это состояние ребенка, развитие личности которого уже нуждается в коррекции.
Чрезмерная
опека и ограничение
.