Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Понятие и структура коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………17
1.3. Игра как средство формирования коммуникативной компетентности......................................................................................................30
Выводы по первой главе………………………………………………………...43
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...45
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста……........................59
2.3. Анализ реализованных мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...66
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение ………………………………………………………………………80
Библиографический список……………
В результате проведенной экспериментальной работы по методике «Отражение чувств» было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне 50% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 30%. В контрольной группе на низком уровне 40% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 40%.
Дети с высоким уровнем
правильно и самостоятельно определяют
эмоциональное состояние
Диагностическое задание «Интервью».
Цель данной методики выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
Методика проводится с подгруппой детей. Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия—остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада. Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Радио»: корреспондент должен сделать сообщение для жителей городе в рубрике «Новости». Результаты диагностики оцениваются в баллах. (см. приложение 3).
В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
В таблице 5, 6 представлено соотношение количества детей контрольной и экспериментальной групп по выявлению уровня умений детей получать необходимую информацию в общении.
Таблица 5
Результаты выявления уровня умений детей получать необходимую информацию в общении
Уровни умений детей получать необходимую информацию в общении |
Экспериментальная группа 10 человек |
Контрольная группа 10 человек | ||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
Высокий |
2 |
20% |
3 |
30% |
Средний |
2 |
20% |
2 |
20% |
Низкий |
6 |
60% |
5 |
50% |
Таблица 6
Результаты выявления уровня умений детей получать необходимую информацию в общении
№ п\п |
Экспериментальная группа (10 чел.) |
Контрольная группа (10 чел.) | ||||
Баллы |
Уровень |
ФИ |
Баллы |
Уровень |
ФИ | |
1 |
1 |
Низкий |
Апомьев Никита |
3 |
Высокий |
Пиджакова Анастасия |
2 |
3 |
Высокий |
Батырева Даша |
3 |
Высокий |
Пиджакова Маргарита |
3 |
3 |
Высокий |
Батырева Ксюша |
2 |
Средний |
Савченко Дарья |
4 |
1 |
Низкий |
Васильев Иван |
1 |
Низкий |
Суворова Софья |
5 |
2 |
Средний |
Кадейкина Катерина |
1 |
Низкий |
Третьекова Валерия |
6 |
1 |
Низкий |
Копмев Максим |
2 |
Средний |
Хасханов Юсуп |
7 |
1 |
Низкий |
Лумпова Алена |
3 |
Высокий |
Хасханова Арина |
8 |
2 |
Средний |
Люботинских Сергей |
1 |
Низкий |
Шестаков Егор |
9 |
1 |
Низкий |
Мохтева Полина |
1 |
Низкий |
Ширшова Маша |
10 |
1 |
Низкий |
Налимова Карина |
1 |
Низкий |
Ширяева Елизовета |
В результате проведенной экспериментальной работы по методике «Интервью» было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне 60% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 20%. В контрольной группе на низком уровне 50% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 30%.
Диагностическое задание «Необитаемый остров».
Цель диагностики: выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на предложенные вопросы.
Обработка:
3 балла — ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяй обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить;
2 балла — ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложений инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;
1 балл — ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем (см. приложение 4).
В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
В таблице 7, 8 представлено соотношение количества детей контрольной и экспериментальной групп по выявлению уровня умений детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.
Таблица 7
Результаты выявления уровня умений детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам
Уровни умений детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам |
Экспериментальная группа 10 человек |
Контрольная группа 10 человек | ||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
Высокий |
2 |
20% |
2 |
20% |
Средний |
3 |
30% |
2 |
20% |
Низкий |
5 |
50% |
6 |
60% |
Таблица 8
Результаты выявления уровня умений детей выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам
№ п\п |
Экспериментальная группа (10 чел.) |
Контрольная группа (10 чел.) | ||||
Баллы |
Уровень |
ФИ |
Баллы |
Уровень |
ФИ | |
1 |
2 |
Средний |
Апомьев Никита |
3 |
Высокий |
Пиджакова Анастасия |
2 |
3 |
Высокий |
Батырева Даша |
3 |
Высокий |
Пиджакова Маргарита |
3 |
3 |
Высокий |
Батырева Ксюша |
1 |
Низкий |
Савченко Дарья |
4 |
1 |
Низкий |
Васильев Иван |
1 |
Низкий |
Суворова Софья |
5 |
2 |
Средний |
Кадейкина Катерина |
1 |
Низкий |
Третьекова Валерия |
6 |
1 |
Низкий |
Копмев Максим |
2 |
Средний |
Хасханов Юсуп |
7 |
1 |
Низкий |
Лумпова Алена |
3 |
Средний |
Хасханова Арина |
8 |
2 |
Средний |
Люботинских Сергей |
1 |
Низкий |
Шестаков Егор |
9 |
1 |
Низкий |
Мохтева Полина |
1 |
Низкий |
Ширшова Маша |
10 |
1 |
Низкий |
Налимова Карина |
1 |
Низкий |
Ширяева Елизовета |
В результате проведенной экспериментальной работы по методике «Необитаемый остров» было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне 50% испытуемых, на среднем – 30%, на высоком – 20%. В контрольной группе на низком уровне 40% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 20%.
Диагностическое задание «Помощник»
Диагностика направлена на выявление умение детей взаимодействовать в системах «ребенок—ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Как мы помогаем дома», выполнить различные поручения. Взрослый делит детей на 4 полгруппы и объясняет, что в каждой подгруппе необходимо выбрать напитана (именно он будет отчитываться о проделанной работе), подготовить необходимый матерная, распределить обязанности и выполнить поставленную перся командой задачу.
Оценка результатов
3 балла— ребенок берет на себя функцию организатора взаимодействия, распределяет обязанности; проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способен оказать взаимопомощь и обратиться а случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику;
2 балла—ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением: знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает необходимую помощь; помощь принимает, но самостоятельно за ней не обращается;
1 балл — ребенок не
проявляет активности, пассивно
следует за инициативными
В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
В таблице 9, 10 представлено соотношение количества детей контрольной и экспериментальной групп по выявлению уровня умений детей взаимодействовать в системах «ребенок—ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь.
Таблица 9
Результаты по диагностическому заданию «Помощники»