Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: коммуникативная компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: сюжетно-ролевые игры будут выступать в качестве средства формирования коммуникативной компетентности.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1. Понятие и структура коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..8
1.2. Возрастные особенности коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………17
1.3. Игра как средство формирования коммуникативной компетентности......................................................................................................30
Выводы по первой главе………………………………………………………...43
Глава 2. Экспериментальное изучение игровой деятельности как средство формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Изучение уровней коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...45
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста……........................59
2.3. Анализ реализованных мероприятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...66
Выводы по второй главе………………………………………………………...78
Заключение ………………………………………………………………………80
Библиографический список……………
Уровни |
Экспериментальная группа 10 человек |
Контрольная группа 10 человек | ||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
Высокий |
2 |
20% |
3 |
30% |
Средний |
2 |
20% |
2 |
20% |
Низкий |
6 |
60% |
5 |
50% |
Таблица 10
Результаты по диагностическому заданию «Помощники»
№ п\п |
Экспериментальная группа (10 чел.) |
Контрольная группа (10 чел.) | ||||
Баллы |
Уровень |
ФИ |
Баллы |
Уровень |
ФИ | |
1 |
1 |
Низкий |
Апомьев Никита |
3 |
Высокий |
Пиджакова Анастасия |
2 |
3 |
Высокий |
Батырева Даша |
3 |
Высокий |
Пиджакова Маргарита |
3 |
3 |
Высокий |
Батырева Ксюша |
2 |
Средний |
Савченко Дарья |
4 |
1 |
Низкий |
Васильев Иван |
1 |
Низкий |
Суворова Софья |
5 |
2 |
Средний |
Кадейкина Катерина |
1 |
Низкий |
Третьекова Валерия |
6 |
1 |
Низкий |
Копмев Максим |
2 |
Средний |
Хасханов Юсуп |
7 |
1 |
Низкий |
Лумпова Алена |
3 |
Высокий |
Хасханова Арина |
8 |
2 |
Средний |
Люботинских Сергей |
1 |
Низкий |
Шестаков Егор |
9 |
1 |
Низкий |
Мохтева Полина |
1 |
Низкий |
Ширшова Маша |
10 |
1 |
Низкий |
Налимова Карина |
1 |
Низкий |
Ширяева Елизовета |
В результате проведенной экспериментальной работы по методике «Помощники» было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне 60% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 20%. В контрольной группе на низком уровне 50% испытуемых, на среднем – 20%, на высоком – 30%.
Диагностическое задание «Не поделили игрушку».
Диагностика проводится с целью выявления умений детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим. Взрослый обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением детей вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Педагог выслушивает предложения каждого ребенка. Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.
Оценка результатов
3 балла — ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;
2 балла — ребенок не
провоцирует конфликт, но инициативы
по его разрешению не
1 балл—ребенок провоцирует
конфликт, не учитывает интересы
других детей, не способен
В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
В таблице 11, 12 представлено соотношение количества детей контрольной и экспериментальной групп по выявлению уровня умений детей спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Таблица 11
Результаты диагностического задания по выявлению уровня умений детей спокойно реагировать в конфликтных ситуациях
Уровни умений детей спокойно реагировать в конфликтных ситуациях |
Экспериментальная группа 10 человек |
Контрольная группа 10 человек | ||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
Высокий |
2 |
50% |
5 |
50% |
Средний |
3 |
30% |
4 |
40% |
Низкий |
5 |
20% |
1 |
10% |
Таблица 12
Результаты диагностического задания по выявлению уровня умений детей спокойно реагировать в конфликтных ситуациях
№ п\п |
Экспериментальная группа (10 чел.) |
Контрольная группа (10 чел.) | ||||
Баллы |
Уровень |
ФИ |
Баллы |
Уровень |
ФИ | |
1 |
2 |
Средний |
Апомьев Никита |
2 |
Средний |
Пиджакова Анастасия |
2 |
3 |
Высокий |
Батырева Даша |
2 |
Средний |
Пиджакова Маргарита |
3 |
3 |
Высокий |
Батырева Ксюша |
2 |
Средний |
Савченко Дарья |
4 |
1 |
Низкий |
Васильев Иван |
1 |
Высокий |
Суворова Софья |
5 |
2 |
Средний |
Кадейкина Катерина |
1 |
Высокий |
Третьекова Валерия |
6 |
1 |
Низкий |
Копмев Максим |
2 |
Средний |
Хасханов Юсуп |
7 |
1 |
Низкий |
Лумпова Алена |
3 |
Низкий |
Хасханова Арина |
8 |
2 |
Средний |
Люботинских Сергей |
1 |
Высокий |
Шестаков Егор |
9 |
1 |
Низкий |
Мохтева Полина |
1 |
Высокий |
Ширшова Маша |
10 |
1 |
Низкий |
Налимова Карина |
1 |
Высокий |
Ширяева Елизовета |
В результате проведенной экспериментальной работы по методике «Не поделили игрушки» было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне 20% испытуемых, на среднем – 30%, на высоком – 50%. В контрольной группе на низком уровне 10% испытуемых, на среднем – 40%, на высоком – 50%.
Таким образом, в результате полученных данных на экспериментальном этапе мы пришли к выводу, что у испытуемых экспериментальной и контрольной группы преобладает низкий уровень коммуникативной компетентности.
В таблице 13, 14 представлено сводные результаты диагностики уровня коммуникативной компетентности детей контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 13
Результаты диагностики уровня коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
Уровни коммуникативной компетентности |
Экспериментальная группа 10 человек |
Контрольная группа 10 человек | ||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | |
Высокий |
2 |
20% |
3 |
30% |
Средний |
3 |
30% |
3 |
30% |
Низкий |
5 |
50% |
4 |
40% |
Таблица 14
Сводная таблица результатов диагностики уровня коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная группа | |||||||
Ф.И. |
Критерии коммуникативной |
Количество баллов |
Уровень | ||||
1 методика |
2 методи ка |
3 методика |
4 методика |
5 методика | |||
Апомьев Никита |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
8 |
Средний |
Батырева Даша |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
Батырева Ксюша |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
Васильев Иван |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
Кадейкина Катерина |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Средний |
Копмев Максим |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
Лумпова Алена |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
Люботинских Сергей |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Средний |
Мохтева Полина |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
Налимова Карина |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
Контрольная группа | |||||||
Ф.И. |
Критерии коммуникативной |
Количество баллов |
Уровень | ||||
1 методика |
2 методи ка |
3 методика |
4 методика |
5 методика | |||
Пиджакова Анастасия |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
14 |
Высокий |
Пиджакова Маргарита |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
14 |
Высокий |
Савченко Дарья |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Средний |
Суворова Софья |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
Третьекова Валерия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
Хасханов Юсуп |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
Средний |
Хасханова Арина |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
Шестаков Егор |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
Ширшова Маша |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий |
Ширяева Елизовета |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Средний |
В результате проведенной экспериментальной работы по всем методикам было установлено, что в экспериментальной группе на низком уровне коммуникативной компетентности находятся 50% испытуемых, на среднем – 30%, на высоком – 20%. В контрольной группе на низком уровне 40% испытуемых, на среднем – 30%, на высоком – 30%.
Таким образом, в экспериментальной и контрольной группах преобладает низкий уровень коммуникативной компетентности, что требует разработки цикла игр, направленных на формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
Для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста был разработан комплекс игр.
Цель работы: развитие и формирование коммуникативных навыков и умений при помощи сюжетно-ролевой игры, по средствам тренинговой работы и развивающих игр.
Серия сюжетно-ролевых игр была направлена на расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизацию процесса самопознания и самоактуализации; расширение диапазона творческих способностей; снятие коммуникативных барьеров.
Участники группы: экспериментальная группа студентов
Количество участников группы: 10 человек.
Программа рассчитана на 10 практических занятий.
Занятия проводятся один-два раза в неделю в форме мини-тренингов длительностью 30-40 мин.
Место проведения занятий - комната, предназначенная для работы с дошкольниками.
Все занятия были построены на принципах преемственности и последовательности.
В начале занятия и в
конце всегда уделялось время
на вспоминание и краткое
Этапы содержательной работы:
I. Знакомство и формирование норм и правил в группе.
Наиболее важный этап работы, на котором происходит не только знакомство ведущего занятия и участников (в данном случае), но и создание внутренней рабочей атмосферы, от благополучия которой зависит дальнейший ход работы. Следует обратить внимание на два ключевых момента этого этапа:
1. Знакомство