Формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

Содержание

Введение……….………………..………………………………………………..………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9
1.1. Проблема формирования межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9
1.2. Особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………………………...20
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений……………….25
Выводы по главе…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35
2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37
2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44
Выводы по главе……………………………………………………………………….........54
Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56
3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56
3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86
3.3. Рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93
Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99
Заключение…………………………………………………………….…………………..101.
Список литературы……………….…………….……………………………………......105
Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 248.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ РГСУ в  г. ОБНИНСКЕ

Кафедра социальной работы и психологии

 

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

                                                                                                    Зав.кафедрой

 Социальной работы  и психологии

______________ О.В.Ощёхина

 «___» _________________ 2012 г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива» (на примере филиала РГСУ в г. Обнинске).

 

Выполнил: студент

6 курса, заочной формы

                                                                                 обучения

                                                                                 Абасов

                                                                                 Эльдар Закирович

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры

                                                                                 Н.С. Корчагина

 

 

 

 

Обнинск

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……….………………..………………………………………………..………..….3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9

 

1.1. Проблема формирования  межличностных отношений в трудах  отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9

 

1.2. Особенности межличностных  отношений в условиях студенческого  коллектива…………………………………………………………………………………...20

 

1.3. Факторы, влияющие на  формирование межличностных отношений……………….25

Выводы по главе…………………………………………………………………………….33

 

Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений  в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35

2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35

 

2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37

 

2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44

 

Выводы по главе……………………………………………………………………….........54

 

Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56

 

3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56

 

3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86

 

3.3. Рекомендации по  формированию межличностных отношений  в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93

 

Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99

 

Заключение…………………………………………………………….…………………..101.

Список литературы……………….…………….……………………………………......105

 

Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110

 

Введение 

 

Актуальность  проблемы и темы исследования. Обучение в вузе является одним из важных этапов в жизни человека, на котором он не только овладевает профессией, но и навыками межличностного общения. В связи с этим отношения между студентами нуждаются в разностороннем, глубоком и детальном изучении.

Отметим, межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Эти взаимосвязи опосредствуются содержанием, целями и организацией совместной деятельности.

Формирование межличностных  отношений в студенческом коллективе представляет собой процесс активного  влияния преподавателя на отношения  студентов в коллективе через  создание специальных ситуаций с  целью изменить их структуру и содержание.

Теоретический анализ показывает, что в различных областях научного знания изучение проблемы межличностных отношений занимает видное место. Проблемы формирования межличностных отношений освещена в работах М. С. Каган, Л.П. Буевой, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Я. Л. Коломинского, А. В. Петровского, А. В. Мудрика и других.

Итак, в науке существует большое количество исследований теоретического и прикладного характера, посвященных межличностным отношениям в коллективе. Однако, несмотря на практическую востребованность изучения способов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива, недостаточно специальных исследований, посвящённых этой тематике. Неразработанность данной проблемы определяет актуальность темы дипломной работы.

Степень разработанности  темы в трудах исследователей. Опираясь на принципы системного анализа, М. С. Каган освещает проблему межсубъектных. отношений в коллективе с позиции деятельностного подхода. Он называет практическим межсубъектным отношением «лишь такое, в котором участники единого действия выступают ... как равно активные и равно свободные партнеры, ориентирующиеся друг на друга как на инициативно-самодействующих субъектов» [20]. Из этого определения следует, что межличностные отношения - это всегда субъект - субъектные связи, не любые практические связи людей (иногда случается так, что один субъект использует другого как объект), а только те, в которых они выступают как полноценные субъекты.

Иной подход к взаимосвязи  категорий отношение, общение и  деятельность развивает JI. П. Буева. Она не причисляет общение к ряду отношений. Описывая взаимосвязь этих категорий, автор пишет о том, что общение представляет собой форму связи, в которой конкретизируются и проявляются отношения. Кроме того, объективные отношения между людьми в процессе деятельности определяют всю совокупность субъективных характеристик общения.

Определенную значимость для понимания межличностных  отношений представляют исследования JI. С. Выготского. В его учении о высших психических функциях выражается идея о социальной обусловленности психики человека. В результате своих исследований ученый пришел к выводу, что для понимания сущности высших психических функций индивида необходимо обратиться к изучению общественных условий жизни.

Важнейшие теоретические  положения по проблеме отношений  сформулированы В. Н. Мясищевым в середине XX века. Также как и Б. Г. Ананьев, он был учеником академика В. М. Бехтерева. Раскрывая сущность понятия «отношение», ученый указывает на то, что психологический смысл отношений состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений происходит в результате отражения личностью, на сознательном уровне сущности тех социальных отношений в условиях его макро- и микросреды, в которой он живет.

А. А. Бодалев, обращаясь к проблеме отношений, пишет, что «отношения человека - это по существу своему особая, присущая только ему форма связей с природой и социальной средой, а точнее с их конкретными проявлениями» [12, с. 57]. Причем если у человека сформировавшиеся отношения к другим людям и к самому себе становятся устойчивыми, то эти отношения образуют в структуре его личности «коммуникативное ядро и очень определенно сказываются на характере человека». Таким образом, центральной идеей, пронизывающей все работы, автора, является «формирование гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности, то есть достижение такого уровня отражения любого человека, отношения к нему и поведения, когда он воспринимается как самая большая ценность».

Описание сущности межличностных  отношений, их детальную характеристику, а также практическое изучение отношений мы встречаем в работах Я. Л. Коломинского. В основу его определения межличностных отношений легли теоретические выводы В. Н. Мясищева. Он определяет межличностные отношения как «личностно-значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние».

В рамках разработанной А. В. Петровским «теории деятельностного опосредования межличностных отношений» ученый убедительно доказывает, что формирование межличностного восприятия и взаимоотношений людей опосредуется целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным предметным содержанием.

Педагогическое исследование А. В. Мудрика [28] посвящено проблеме общения как фактору воспитания школьников. Автор демонстрирует богатый практический опыт формирования общения учащихся с учетом их возрастных особенностей. Поскольку в работах ученого прослеживается тесная связь между понятиями общение и взаимоотношения в коллективе, мы сочли необходимым к ним обратиться.

Теоретическая база работы. Фундаментальные философские положения о диалектике всеобщей связи;  положения диалектико-материалистической философии о межсубъектных отношениях, личности как субъекте отношений; о деятельности и общении как важнейших факторах развития человека; о диалектической взаимосвязи потребностей, мотивов, интересов личности в процессе ее жизнедеятельности внутри системы общественных отношений; психолого-педагогические теории о роли взаимоотношений в развитии личности; принципы единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), единства теории – эксперимента – практики (Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин и др.); личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя).

Объект исследования: особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

Предмет исследования: формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические  аспекты изучения формирования  межличностных отношений в условиях  студенческого коллектива.

2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

3. Выявить факторы, оказывающие  влияние на формирование межличностных  отношений в условиях студенческого  коллектива.

4. Выработать технологии  формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

Гипотеза исследования: на формирование межличностных отношений студентов оказывает влияние сплоченность в коллективе. Одним из способов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива является реализация совестных мероприятий преподавателей и студентов.

Методы исследования. Беседа, наблюдение, социометрический опрос, тестирование по следующим методикам: определение индекса групповой сплоченности Сишора, оценка студентами межличностных отношений в своей группе.

Обоснованность и достоверность  результатов исследования обеспечивались репрезентативностью выборки и  комплексным применением надежных апробированных методик, релевантных  предмету, цели и гипотезам исследования.

Эмпирическая  база работы. Филиал РГСУ в г. Обнинске. В исследовании приняли участие 25 студентов в возрасте от 18 до 20 лет, обучающихся на дневном отделении факультета социальной работы и психологии (2, 3 и 4 курсы).

Теоретическая значимость. Определяется тем, что в работе рассмотрены теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива; факторы, оказывающие влияние на формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

Практическая  значимость состоит в том, в дипломной работе представлены способы решения важной прикладной задачи по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

Особенности структуры работы. Введение, три главы, список использованных источников, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

1.1. Проблема формирования  межличностных отношений в трудах  отечественных и зарубежных исследователей

 

В философской литературе разработка проблемы отношений тесно связана с рассмотрением таких категорий, как деятельность и общение, и занимает значимое место [31]. Методологическая общность подходов к изучению этих категорий проявляется в том, что большинство из них разделяют принципиальную позицию о единстве отношений, общения и деятельности. Однако характер этого единства понимается по-разному.

Понятие «отношение» философы рассматривают в рамках как субъект - объектных, так и субъект - субъектных связей. При этом общим для одной и другой связи выступают модальность отношения (положительная, отрицательная, нейтральная) и устойчивость. А существенным отличием субъект - объектного отношения от субъект - субъектного является однонаправленность первых; субъект - субъектные связи, напротив, характеризуются взаимностью.

Информация о работе Формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ