Формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 12:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: выявить способы формирования межличностных отношений обучающихся и разработать рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.
2. Определить особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива.

Содержание

Введение……….………………..………………………………………………..………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………………………………..9
1.1. Проблема формирования межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………………………...….9
1.2. Особенности межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………………………...20
1.3. Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений……………….25
Выводы по главе…………………………………………………………………………….33
Глава 2. Технологии формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива……………..……………………………………………….....35
2.1. Педагогические условия формирования межличностных отношений……………..35
2.2. Активизация обучения студентов как один из методов формирования межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………….37
2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений……………………….…44
Выводы по главе……………………………………………………………………….........54
Глава 3. Социально-педагогическая работа по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ в г. Обнинске……………………………………………………………………………………..56
3.1. Деятельность филиала РГСУ в г. Обнинске по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива………………………...……………..56
3.2. Исследование межличностных отношений студентов…………………………..…..86
3.3. Рекомендации по формированию межличностных отношений в условиях студенческого коллектива…………………………………………………………………..93
Выводы по главе……………………………………………………………………...……..99
Заключение…………………………………………………………….…………………..101.
Список литературы……………….…………….……………………………………......105
Приложения……………………………………………..….......…...….………………....110

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 248.50 Кб (Скачать файл)

- метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий всегда страдает вне зависимости от того, прав он или виноват. Необходимо проявить участие и указать на его положительные личностные качества. В попытке оправдать прозвучавшую в свой адрес положительную оценку человек будет стремиться найти конструктивное решение конфликта;

- «обмен позиций»: преподаватель предлагает конфликтующим высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот метод позволяет им выйти за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять друг друга;

- «расширение духовного горизонта конфликтующих» - это попытка вывести противоборствующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями и т. д.

10. Огромную роль в осознании студентом того, как строить свои взаимоотношения с окружающими, давал личный пример преподавателя. Поэтому преподавателям рекомендуется сознательно управлять своим поведением, стараться демонстрировать те качества и манеры, которые ему самому облегчают процесс установления гармоничных и доброжелательных отношений с кем бы то ни было.

11. Стиль руководства работой студенческого коллектива прямо или косвенно способен формировать определенные личностные черты студентов, а также повлиять на характер межличностных отношений в группе. Демократические принципы преподавателя вызывают у студентов состояние спокойствия, удовлетворения работой, радости от общения. Из-за непоследовательности преподавателей «либералов» (особенно это касается молодых преподавателей) студенты склонны к частому переживанию гнева и злости. Преподаватель авторитарного склада провоцирует угнетенное состояние, подавленность студентов, особенно слабых в учении и тех, кто оказался в категориях «непринятые» и «пренебрегаемые». Кроме того, при длительном сотрудничестве с преподавателем авторитарного типа у студентов развиваются пассивность, неуверенность в себе, агрессивность.

12. Не только стиль работы преподавателя, но и его человеческие качества могут способствовать формированию благоприятных межличностных отношений в студенческом коллективе. К таким качествам относятся: коммуникабельность, понимание, уважение к личности каждого студента в сочетании с разумной требовательностью, справедливость, терпение, эрудиция и разнообразие интересов. Эти качества, с одной стороны являются; важнейшими условиями: успешности педагогической деятельности преподавателя вуза, с другой - воспитывают в подобном направлении студентов.

Демонстрация перечисленных: качеств особенно важна для кураторов  студенческих групп, так как позволяет  им легко найти общий язык со студентами, заслужить их доверие, обрести взаимопонимание.

13. Большое значение в качестве ориентира имеют реальные взаимоотношения преподавателя с окружающими: с сотрудниками, с самими студентами, с руководством и т. д.

Безусловно, любая ситуация в сфере взаимоотношений как  студентов между собой, так и  студентов и преподавателей требует  глубоко индивидуального подхода, а это означает, что стандартных рецептов дать нельзя. Поэтому в своей работе мы наметили основные направления формирования межличностных отношений в студенческом коллективе, основываясь на выводах, полученных в ходе анализа теоретических положений и практического изучения проблемы.

 

2.3. Педагог как носить культуры межличностных отношений

 

Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение: коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический  и попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский и др.).

При авторитарном (монологическом) стиле  общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Попустительский (анархический, конформный) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью обучающихся и динамикой развития их личности.

Альтернативой этим стилям общения  является диалогический стиль участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля: взаимоприятие, взаимоориентация.

Для педагогов, придерживающихся этого  стиля, характерны: активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие личности школьника.

Своеобразие педагогической профессии  состоит в том, что она по своей  природе имеет гуманистический  характер. В процессе образования  учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую; воспитывающую; развивающую; психологической подготовки.

Реализация этих функций требует  от современного педагога следующих  личностных параметров:

1. потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

2. тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

3. понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

4. умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение;

5. предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

6. знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

7. способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться  на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача - выявить, раскрыть и развить все  ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

На основании анализа требований профессии к личности специалиста  вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. 

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма: уровень общей культуры; психолого-педагогическая компетентность; владение содержанием предмета и педагогическими технологиями; способности к целеполаганию и целеосуществлению; способности к педагогической рефлексии; способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Педагог - не только профессия, суть которой  передавать знания, но и высокая  миссия сотворения личности, утверждения  человека в человеке. В этой связи  можно выделить совокупность социально  и профессиональнообусловленных качеств педагога:

1. высокая гражданская ответственность и социальная активность;

2. любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

3. подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

4. высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

5. потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

6. физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду  и личности учителя, предъявляемые  условиями развития общества на современном  этапе, их можно представить следующим  образом: высокая культура и нравственность; самоотдача; благородство; острое чувство нового; умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем; максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством; общность идей и интересов учителей и учащихся; творческое отношение к делу и социальная активность; высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний; принципиальность и требовательность; отзывчивость; эрудиция; социальная ответственность и т.д.

Различают следующие позиции педагога: социальную и профессиональную.

Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.

В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога.

Поэтому наивысшие результаты в  педагогической деятельности связаны  с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений.  
     Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности. 
     Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.

Важной составляющей профессионализма педагога является подготовленность к  самостоятельному выполнению конкретных видов педагогической деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести  учебный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методологического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали дидактические принципы процесса обучения.

Информация о работе Формирование межличностных отношений в условиях студенческого коллектива на примере филиала РГСУ