Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: Рассмотреть процесс формирования познавательных умений у учащихся во внеклассной работе.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать внеклассную работу, как фактор формирования познавательных умений.
2. На основании изученного теоретического материала, рассмотреть организацию внеклассной работы в школе.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла
Глава 2. Содержание внеклассной работы

Глава 3. Психолого-педагогические основы внеклассной работы
3.1 Особенности планирования и организации внеклассной работы в школе
Глава 4. Периодические формы внеклассной работы
Глава 5. Информатизация внеклассной деятельности школьников
5.1 Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. работ..doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

 

 В состав таких  средств ИКТ рекомендуется включать  задания, побуждающие к основным  этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средства ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности школьников.

 

 Средства ИКТ для  информатизации досуга и внеклассной работы школьников рекомендуется снабжать набором инструментов настройки, позволяющим относительно просто и непрерывно изменять внешний вид и характер работы со средством ИКТ.

 

 Заключение

 

Подведем итоги.

 

На современном этапе  развития образования внеклассная работа актуализируется, приобретая значимость.

 

-- Организация взаимосвязи  урочной и внеурочной работы  повышает эффективность педагогического  процесса, создает условия для  его интенсификации.

 

-- Внеклассная работа  как одна из фаз процесса  обучения позволяет не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь.

 

-- Внеклассная работа  способствует развитию познавательных  интересов не только по предмету, но и в других сферах внеклассной  деятельности.

 

-- Очень важен социальный фактор внеклассной работы. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии. Внеклассная работа может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности.

 

Организация взаимосвязи  урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического  процесса, создает условия для  его интенсификации. Внеклассная  работа как одна из фаз процесса обучения позволяет не только продуктивно осуществлять подготовку учащихся к жизни, но и включать учащихся в жизнь.

 

Внеклассная работа способствует развитию творческих возможностей не только по предмету, но и в других сферах внеклассной деятельности.

 

Очень важен, на мой взгляд, социальный фактор внеклассной работы. Во-первых, она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей. Во-вторых, дает простор детской изобретательности и фантазии. И поэтому может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности подростков.

 

Внеклассная работа должна быть направлена на укрепление знаний, умений и навыков учащихся, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, повышения их культуры, а также на нравственное и эстетическое воспитание.

 

Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей.

 

Участие школьников в  различных внеклассных мероприятиях развивает не только их познавательные интересы, но и способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.

 

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности  и интеграции, гуманизации, гуманитаризации, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики -- воспитание духовно богатой личности.

 

 Приложение 1

 

В данном приложении приведены  примеры тестов, которые были проведены  мною в период прохождения педагогической практики в МОУ СОШ № 4 города Тула. Основные цели данного тестирования заключается в том, чтобы определить:

 

- кто из учащихся 7 Б класс наиболее активно участвует  во внеклассной работе своей  школы;

 

- кто из учащихся 7 Б класса является более социализированной  личностью;

 

- какая из сфер интересов  наиболее значима учащимся 7 Б класс;

 

- насколько интересна  учащимся 7 Б класса внеклассная  работа, проводимая в школе;

 

- как учащиеся 7 Б класса  оценивают себя как личность.

 

№ 1. «Я - Лидер».

 

Методика подготовлена Е.С. Федоровым, О.В. Ереминым, модифицирована Т.А.

 

Мироновой.

 

Цель методики: изучение операциональных коммуникативных  умений (лидерских,

 

организаторских качеств) учащихся.

 

Методика направлена на определение лидерских качеств  и включает оценку таких

 

коммуникативных и организационных  умений, как умение повести за собой, стать

 

организатором и вдохновителем  жизни в коллективе, умение управлять  собой,

 

умение решать проблемы, умение влиять на окружающих, умение работать с

 

группой и т. п.

 

Инструкция:

 

Ребятам предлагается ответить на вопросы об особенностях их умения

 

организовывать различные  дела и особенностях их личности.

 

Ответ выбирается по шкале  возможных ответов.

 

0 - полностью не согласен 

 

1 - скорее не согласен, чем согласен

 

2 - трудно сказать

 

3 - скорее согласен, чем  не согласен

 

4 - полностью согласен

 

1. Не теряюсь и не  сдаюсь в трудных ситуациях.

 

2. Мои действия направлены  на достижение понятной мне  цели.

 

3. Я знаю, как преодолевать  трудности.

 

4. Люблю искать и  пробовать новое.

 

5. Я легко могу убедить  в чём - то моих товарищей.

 

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

 

7. Мне не трудно  добиться того, чтобы все хорошо  работали.

 

8. Все знакомые относятся  ко мне хорошо.

 

9. Я умею распределять свои  силы в учёбе и в труде.

 

10. Я могу чётко ответить на  вопрос, чего хочу от жизни.

 

11. Я хорошо планирую своё  время и работу.

 

12. Я легко увлекаюсь новыми  делами.

 

13. Мне легко установить нормальные  отношения с товарищами.

 

14. Организуя товарищей, стараюсь  заинтересовать их.

 

15. Ни один человек не является  для меня загадкой.

 

16. Считаю важным, чтобы  те, кого я организую, были дружными.

 

17. Если у меня плохое  настроение, я могу не показывать  это окружающим.

 

18. Для меня важно  достижение цели.

 

19. Я регулярно оцениваю  свою работу и свои успехи.

 

20. Я готов рисковать,  чтобы испытать новое.

 

21. Первое впечатление,  которое я произвожу, обычно  хорошее.

 

22. У меня всегда  всё получается.

 

23. Хорошо чувствую  настроение своих товарищей.

 

24. Я умею поднимать  настроение в группе моих товарищей.

 

25. Я могу заставить  себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

 

26. Я обычно достигаю  того, к чему стремлюсь.

 

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

 

28. Принимая решения,  перебираю различные варианты.

 

29. Я умею заставить  любого человека делать то, что  считаю нужным.

 

30. Я умею правильно  подобрать людей.

 

31. В отношениях с  людьми я достигаю взаимопонимания.

 

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

 

33. Если в работе  у меня встречаются трудности,  то я не опускаю руки.

 

34. Я никогда не поступлю  так, как другие.

 

35. Я стремлюсь решить  все проблемы поэтапно, не сразу.

 

36. Я никогда не поступал  так, как другие.

 

37. Нет человека, который  не устоял бы перед моим  обаянием.

 

38. При организации  дел я учитываю мнение товарищей.

 

39. Я нахожу выход  в сложных ситуациях.

 

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять  друг другу.

 

41. Никто и никогда  не испортит мне настроение.

 

42. Я представляю, как  завоевать авторитет среди людей.

 

43. Решая проблемы, использую  опыт других.

 

44. Мне не интересно  заниматься однообразным, рутинным делом.

 

45. Мои идеи охотно  воспринимаются моими товарищами.

 

46. Я умею контролировать  работу моих товарищей.

 

47. Умею находить общий  язык с людьми.

 

48. Мне легко удаётся  сплотить моих товарищей вокруг  какого - либо дела.

 

№ 2. «Социализированность личности учащегося».

 

Методика разработана  М.И. Рожковым

 

Цель методики: выявить  уровень социальной адаптированности, автономности и

 

нравственной воспитанности  учащихся.

 

Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) двадцать

 

суждений и оценить  степень своего согласия с их содержанием  по следующей

 

шкале:

 

0 - никогда

 

1 - очень редко

 

2 - иногда

 

3 - почти всегда

 

4 - всегда

 

1. Стараюсь слушаться  во всём своих родителей и  учителей.

 

2. Считаю, что всегда  надо чем - то отличаться от других.

 

3. За чтобы я не  взялся - добиваюсь успеха.

 

4. Я умею прощать  людей.

 

5. Я стремлюсь поступать  так же, как и все мои товарищи.

 

6. Мне хочется быть  впереди других в любом деле.

 

7. Я становлюсь упрямым,  когда уверен, что я прав.

 

8. Считаю, что делать  людям добро - это главное в  жизни.

 

9. Стараюсь поступать  так, чтобы меня хвалили окружающие.

 

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

 

11. Если я что - то  задумал, то обязательно сделаю.

 

12. Мне нравится помогать  другим.

 

13. Мне хочется, чтобы  со мной все дружили.

 

14. Если мне не нравятся  люди, то я не буду с ними  общаться.

 

15. Стремлюсь всегда  побеждать и выигрывать.

 

16. Переживаю неприятности  других, как свои.

 

17. Стремлюсь не ссориться  с товарищами.

 

18. Стремлюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

 

19. Если я берусь  за дело, то обязательно доведу  его до конца.

 

20. Стараюсь защищать  тех, кого обижают.

 

№ 3. «Сфера интересов».

 

Методика подготовлена О.И. Мотковым, модифицирована MB. Сергеевой. Цель методики: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству. Методика направлена на выявление следующих ценностных ориентации:

 

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

 

наличие хороших и  верных друзей;

 

* познание (возможность  расширения своего образования,  кругозора, общей культуры, интеллектуальное  развитие);

 

* продуктивная жизнь  (максимально полное использование  своих возможностей, сил и способностей);

 

* развитие (работа над  собой, постоянное физическое  и духовное совершенствование);

 

* развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение,  отсутствие обязанностей);

 

творчество (возможность  творческой деятельности);

 

красота природы и  искусства (переживание прекрасного  в природе и в искусстве);

 

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.

 

1 - сфера не значима

 

2 - сфера малозначима

 

3 - сфера средней значимости

 

4 - сфера значима

 

5 - сфера очень значима

 

1. Телевидение, радио.

 

2. Общение в семье.

 

3. Учёба.

 

4. Спорт, занятия физической  культурой.

 

5. Общение с противоположным  полом.

 

6. Домашний труд.

 

7. Общение с педагогом,  с руководителем.

 

8. Любая музыка.

 

9. Бизнес.

 

10. Кино.

 

11. Коллектив класса, группы.

 

12. Одежда.

 

13. Самовоспитание личности.

Информация о работе Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе