Формирование профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Содержание

Введение
Глава I. Проблема профориентации в психологии
1.1. Теоретические аспекты профориентации
1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков
1.3.Формирование мировоззрения и становление морального сознания
1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Глава II. Содержание и формы профориентационной работы в школе
2.1. Профессиональное просвещение
2.2. Изучение школьников в целях профориентации
2.3. Профессиональная консультация учащихся
2.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
2.5. Социально-профессиональная адаптация молодежи
2.6. Взаимосвязь школы и семьи в процессе проведения профориентации
Глава III. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
3.1 Цели, задачи, организация исследования
3.2. Методика Е.А. Климова
3.3. Методика Дж. Голланда
3.4. Анализ полученных результатов
Заключение
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 156.40 Кб (Скачать файл)

— Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите ...

— Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним ...

(Задание  выполняют все желающие.)

Данное упражнение можно обсудить, используя вопросы:

— Какие свойства темперамента проявились у каждого участника при ответах?

— Сравните данные наблюдения с результатами тестирования.

Совпадают ли они? Если нет, то почему? Может быть, в этом упражнении проявились такие качества личности, как воспитанность, общая культура, привычки и т.д.?

 

 

 

Занятие 8

Тема: « Мир профессий и твое место в нем».

Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А. Климову.

Цели:

• построение классификации профессий в процессе эвристической беседы;

повторение классификации К.М. Гуревича (профессии с абсолютной и относительной профпригодностью);

• составление «формулы» своей будущей профессии (или профессии-мечты);

• активизация процесса рефлексии: решение психологических задач (угадывание профессий по формуле).

 

Необходимые материалы: книга Е.А. Климова «Развивающийся человек в мире профессий», Обнинск, 1994.

 

1. Вступительная беседа

На наших занятиях вы уже много узнали о себе. Кто-то подтвердил свой предположения, знания, для кого-то сведения о своих психологических особенностях были неожиданными.

Процесс самопознания бесконечно увлекателен, сложен... Вспомните, какие стороны личности мы пытались осветить да наших уроках?

• Самооценка («Кто я?», «Моя линия жизни» и др.).

• Интересы (анкета оптанта).

• Склонности (анкета оптанта).

• Мотивация (анкета оптанта).

• Профессиональные намерения (анкета оптанта).

• Профессиональные предпочтения (опросник Голланда).

• Уровень умственного развития, общие способности (тест Р.Амтхауера).

• Темперамент (тест Г. Айзенка).

Но все эти знания ни к чему, если их не использовать, не применять в жизни.

Однако этого недостаточно, чтобы выбрать верную дорогу в поисках своего призвания. Необходимо научиться ориентироваться в профессиональном пространстве.

Вы уже знаете одну из систем. Вспомните ее (абсалютная и относительная профпригодность).

Для различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий полезна их четырехъярусная обзорная классификация.

Попробуем самостоятельно составить и заполнить схему «Классификация профессий». (Далее проводится беседа с учащимися в форме диалога, с использованием приемов «мозгового штурма», поддерживается каждое высказывание школьников и развивается в нужном направлении.)

 

2. Построение квалификации.

  Игра-аукцион.

Участники: учащиеся класса, классный руководитель или психолог.

Материалы: опросник бланки для заполнения, ручки, карандаши, деревянный молоток, призы.

 

Вариант вступительного слова классного руководителя.

 

Классификация – осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то признакам.

Во многих тысячах профессий нельзя разобраться без классификации. Вот почему профессор Е.А.Климов разработал классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель, орудия труда, условия деятельности. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Что может быть предметом труда?

По первому признаку – предмету труда – все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:

• «человек – техника»,

• «человек – природа»,

• «человек – знаковая система»,

• «человек – человек»,

• «человек – искусство».

 

Учитель записывает название типов на отдельных больших листах бумаги.

Ребятам предлагается игра «Аукцион».

Класс делится на три команды. От участников требуется назвать профессии, относящиеся к определенному типу. Названные профессии записываются на листах бумаги (желательно, чтобы каждая команда записывала «свою» профессию «своим» цветом). Выигрывает та команда, игрок которой до третьего удара молотка успел назвать необходимую профессию или игроки которой назвали большее число профессий.

Ход игры представляет собой живой диалог ведущего с игроками в условиях дефицита времени на обдумывание. Игра позволяет легко и непринужденно обнаружить степень общей информированности о мире профессий. Главная задача ведущего – способствовать поддержанию высокого темпа игры, мобилизовать имеющиеся знания учащихся.

Самые активные участники аукциона и участники, назвавшие наиболее редкие профессии, поощряются специальными призами.

В конце игры  проводится тестирование  ( Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова), с целью определения сферы профессиональных предпочтений учащихся.

 

Занятие 11

Тема: « Стратегия профессионального выбора ».

Цели:

• обучение стратегии выбора профессии; анализ возможных ошибок при выборе карьеры;

• информирование о рынке труда данного и близлежащих регионов, о возможностях получения профессий в имеющихся учебных заведениях;

• выполнение практических заданий, способствующих активизации самоанализа, повышению эффективности и осознанности профессионального выбора.

• Необходимые материалы: справочники для поступающих в профессиональные заведения города (области, ближайших центров).

Примечание. При проведении всех этапов данная тема может потребовать не одно, а два занятия.

 

 

1. Введение. Обучение стратегии выбора.

— Для того чтобы правильно выбрать профессию, необходимо учитывать 7 факторов. Как вы думаете, что это за факторы? (Как правило, учащиеся называют 3—4 варианта, которые записываются на доске, а затем дополняются. Желательно стимулировать школьников с помощью наводящих вопросов, чтобы они назвали все факторы самостоятельно.)

 

Схема построения профессионального образа будущего,

1. Дальняя  профессиональная цель (мечта).

2. Ближние  профессиональные цели (как этапы  и пути достижения дальней  цели).

3. Знание  себя (знание своих возможностей  для достижения дальней и особенно  ближних целей).

4. Знание  путей подготовки к достижению  целей (особенно ближних) и способов  работы над собой.

5. Реальная  подготовка к профессии (практическая  реализация планов).

6. Запасные  варианты карьеры и их иерархия  как способы движения к дальней  цели. Возможны случаи, когда резервный  вариант не совпадает с дальней  целью и рассматривается как  самостоятельный путь.

7. В случае  явного несоответствия своих  возможностей избранным целям  — другой профессиональный выбор.

(Обсуждается  каждый из факторов. Учащиеся должны сопоставить указанные моменты с той картиной, которая существует у них на сегодняшний день.)

 

2. Ошибки, сопутствующие выбору  профессии.

Обсуждаются ошибки, сопутствующие выбору профессии:

1) увлечение  только внешней стороной профессии  без учета ее «минусов»;

2) выбор  профессии из соображений престижности (популярности) в обществе;

3) только  на основании высокой оплаты  труда;

4) под  влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;

5) отождествление  учебного предмета с профессией;

6) перенос  позитивного отношения к человеку  — представителю той или иной  профессии на саму профессию;

7) выбор  профессии «за компанию» с  друзьями;

8) неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных  качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.); 9) незнание  или недооценка своих физических  особенностей, недостатков, существенных  при выборе профессии;

10) предрассудки  относительно некоторых важных  для общества профессий, занятия  которыми иногда считаются недостойными, неприличными («торгаши», «фотомодель»  и др.)

 

3. Информация об актуальном состоянии  рынка труда, о профессиональном  учебном пространстве региона.

а) Активные формы работы. Беседа.

— Как вы думаете, сколько профессий можно получить в нашем городе? (Можно устроить игру-соревнование «Kтo перечислит большее количество профессий?»)

— Какие профессиональные учебные заведения нашего города вы знаете?

(Ответы  записываются на доске, по ходу  объясняется разница между научно-исследовательскими  институтами и учебными заведениями, так как учащиеся часто путают  эти понятия.)

— Можно спросить учащихся о понимании значения некоторых слов, необходимых при обсуждении темы занятий, таких, например, как «лицей», «менеджер», «бакалавр» и др.

б) Самостоятельная работа учащихся.

Можно раздать старшеклассникам справочники для поступающих в учебные заведения. Затем провести опрос с целью выяснения, насколько усвоена информация.

В конце занятия психолог отвечает на вопросы.

 

Деловая игра «Биржа труда – рынок профессий»

Цель: ознакомить подростков с рейтингом наиболее востребованных профессий и соответствующей им заработной платой.

 

 

В наше время, время деловых и предприимчивых людей, нужно уметь хорошо ориентироваться в мире профессий. Знать спрос на профессии, учитывать перспективы роста дефицита тех или иных профессий, словом быть знатоком рынка профессий. Сейчас мы предлагаем вам следующую игру:

Первый этап игры.

На листе бумаги напишите 15 профессий – любых актуальных сегодня профессий, которые только приходят вам в голову. А теперь просмотрите внимательно весь вписок и выберите из него одну профессию, которая будет цениться обществом наиболее высоко. Наиболее перспективную, высокооплачиваемую, престижную профессию. Выпишите название этой профессии на отдельный листок в первую строчку нового столбика. А теперь выписывайте в этот столбик одно за другим названия всех остальных профессий в порядке их престижности и оплачиваемости. В верхней части столбика при этом соберутся самые высокооплачиваемые профессии, а в нижней части – менее оплачиваемые, но столь же сегодня необходимые профессии.

Второй этап игры.

 Напротив  названия каждой профессии напишите  размер минимальной и максимальной  зарплаты, которую, по вашему мнению, может получить сегодня этот  специалист. Для данного этапа  игры можно воспользоваться специальной  литературой, приготовленной заранее, консультациями экспертов.

Третий этап игры.

Каждый участник группы по очереди зачитывает подготовленный им список профессий без указания зарплаты. Если у вас встречаются такие же профессии, то напротив каждой из них вы ставите пометку. После того как выступят все участники, в вашем списке напротив некоторых профессий может появиться много пометок. За каждую пометку начисляется один балл. Некоторые профессии могут быть помечены несколько раз (и получить, соответственно, несколько баллов) – это будут, очевидно, самые популярные, самые конъюнктурные профессии. А некоторые профессии могут совсем не получить баллов – значит, они не имеют столь большого общественного признания в вашей группе. А теперь сосчитаем число своих пометок и обменяемся мнениями в группе. Выясним, какие из профессий оказались у нас самыми популярными и определим участников, которые включили в свой список наибольшее число самых популярных профессий. Сейчас нам предстоит составить общий для группы список профессий. В этот список нужно включить все профессии, которые были хоть раз упомянуты в ваших индивидуальных списках. На листе ватмана или на доске начинаем записывать рейтинг профессий по количеству полученных баллов, начиная от самых популярных до встречающихся наименьшее количество раз. После составления списка профессий напротив каждой из них давайте укажем минимальную и максимальную заработную плату. Здесь различны различные точки зрения, живая дискуссия, споры. Пусть все участники игры выскажут свою точку зрения. Желательно прийти к единому мнению по всем профессиям.

Таким образом, общий список профессий с указанием зарплаты специалистов готов. Можно подвести окончательные итоги. Для этого проведем конкурс аналитиков рынка профессий:

- Сравните  свой индивидуальный список профессий  с общим списком, подготовленным  группой. Поставьте 1 балл за каждую  профессию из вашего списка, если  она вошла в общий список  без изменения зарплаты, т.е. если  ваш предварительный анализ стоимости  услуг данного специалиста был  одобрен группой. Итак, вы начисляете  себе по одному баллу за  каждого специалиста, если ваша  предварительная оценка его труда  вошла без изменения в общий  групповой список. Эта работа  займет у вас 5-7 минут. А теперь  сравним численные результаты  конкурса аналитиков и поздравим  их с победой!

Информация о работе Формирование профессионального самоопределения старшеклассников