Формирование профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Содержание

Введение
Глава I. Проблема профориентации в психологии
1.1. Теоретические аспекты профориентации
1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков
1.3.Формирование мировоззрения и становление морального сознания
1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Глава II. Содержание и формы профориентационной работы в школе
2.1. Профессиональное просвещение
2.2. Изучение школьников в целях профориентации
2.3. Профессиональная консультация учащихся
2.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
2.5. Социально-профессиональная адаптация молодежи
2.6. Взаимосвязь школы и семьи в процессе проведения профориентации
Глава III. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
3.1 Цели, задачи, организация исследования
3.2. Методика Е.А. Климова
3.3. Методика Дж. Голланда
3.4. Анализ полученных результатов
Заключение
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 156.40 Кб (Скачать файл)

          Уровень развития каждой теории  нередко определяется составом  и качеством принципов, положенных  в основу деятельности. Формулированию  принципов профориентации уделяется  немало внимания.

             Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми должны руководствоваться девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии  выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение  литературы по теме, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта  и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.” [10; 29-30]

“В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

  • Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
  • Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников–это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;
  • Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс
  • взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;
  • воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;
  • взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;
  • оптимальное сочетание массовых, Групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных  форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;
  • соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации” [10; 32].

 

  Вывод:  Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

 

1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков

      Девятый класс (14-15 лет) — это переходный период между подростковым и младшим юношеским возрастом.

Начинается стадия физической зрелости, стадия завершения полового развития и стадия интенсивной социализации

        В физическом отношении  прирост веса увеличивается относительно прибавки роста, в 15 лет мальчики обгоняют девочек в росте, тогда как раньше было наоборот. Развивается сердечно-сосудистая система, очень интенсивно растет сердце (объем его увеличивается ежегодно на 25 %). Исчезает диспропорция отдельных частей тела, подростковая неуклюжесть и несоразмерность движений, способность к координации движений достигает высокого уровня. Интенсивно развивается мускулатура, в 15 лет она составляет 32 % от веса тела. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения и развитие соответствующих функций. Осознание своей физической силы, привлекательности и здоровья влияет на формирование высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности.

       В 15 лет завершается половое созревание, в основе которого лежит изменение гормонального фона, деятельности желез внутренней секреции. Это выражается в развитии движений, повышении подвижности первичных процессов в коре головного мозга и резко выраженной эмоциональности. Усиление деятельности щитовидной железы ведет к некоторой худобе, резкой возбудимости, нервности и сравнительно быстрой утомляемости. Ослабление тормозных процессов в коре головного мозга часто приводит к срывам в поведении, резкому эмоциональному возбуждению.

      В процессе социализации важнейший процесс — самоопределение Самоопределение личности есть сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных жизненных сферах.

          В IX классе у учащихся усиливается значимость собственных ценностей, развивается самосознание и усложняется отношение к себе. Социальные условия подводят подростка к решению вопроса о дальнейшей жизни что делать? — Продолжать учиться в школе, пойти в училище или техникум или работать''. В 15 лет подросток стоит на пороге реальной взрослой жизни, он определяет свои жизненные дали, поиск своего места в жизни.

       Важное звено структуры Я-концепции подростка-девятиклассника — формирование психологического времени личности (прошлое, настоящее, будущее). Подросток проектирует себя в будущее, это стимулирует личность к развитию. Проекция в будущее постоянно соотносится с прошлым и настоящим личности.

        Подготовка к профессиональной карьере, к дальнейшему обучению у девятиклассников вызывает интерес через  выстраивание  образа «Я-будущего».

В течение учебного года подростки  не раз оценивают различные аспекты своей Я-концпции в области самоопределения:

Я — в мире профессий

Я — хочу быть (в профессиональной области)

 Я —  могу быть

 Я —  надо

Я — взрослый в настоящем

Я — сын, дочь

Я — индивидуалист-коллективист

Я — патриот

Я — в духовной сфере

     Личностно значимые перспективы имеют огромное знчение в жизнедеятельности подростка. Выпускник IX класса должен представить свой жизненный план, осознать и определить способы достижения поставленных жизненных целей.

      В этой обстановке многие учащиеся оказываются в ситуации несоответствия своих возможностей уровню притязаний. Поэтому девятиклассники испытывают повышенную тревожность, эмоциональную напряжённость, боязнь всякого выбора.

      Именно в этот период важно помочь подростку определиться в своём дальнейшем пути.

• формировать мотивацию самоопределения;

• ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор;

• формировать понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека;

• помочь подростку в определении своих сил и способностей, в профориентационном самоопределении;

•'помочь индивидуальности личности самоопределиться в различных сферах жизнедеятельности;

• обучить постановке целей своего развития;

• составить индивидуальную программу самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности;

• подготовка к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию[6, 84].

 

1.3.Формирование мировоззрения и становление морального  сознания

      Ранняя юность время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек очень мало сохранилось детских и подростковых черт, но вместе с тем, полностью их взрослыми назвать еще, естественно, рановато. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у юношества данного возраста еще много инфантильности. Многие из них еще не задумываются о своей будущей профессии, или относятся к этому вопросу недостаточно серьезно, к необходимости усиленно учиться и трудиться, чтобы в дальнейшем выдержать конкуренцию; ко многим другим вопросам, которые для большинства взрослых людей решаются однозначно положительно. Образно говоря, если подросток – это в основном еще ребенок, то юноша – более, чем на половину – взрослый.

 Для  детей, достигших раннего юношеского  возраста, благодаря опережающему  развитию их интеллекта, становятся  открытыми для обсуждения и  понимания многие проблемы и  вопросы, особенно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над  такими вопросами, заинтересованно  обсуждают их и активно ищут  ответы на них.

В отличие от подростков, для которых источником постановки и решения нравственных проблем являются взрослые, юноши и девушки в поисках правильного ответа на те же самые вопросы, обращаются к источникам, которыми, обычно, пользуются взрослые люди. Такими источниками становятся реальные, многообразные и сложные человеческие отношения, научная и популярная, художественная литература, произведения искусства.

 Современной  юности отнюдь не свойственны  ни детская наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм. Нынешнему поколению присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность. Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, побуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем, и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии людей, бывших молодыми несколько десятков лет назад. Это и более открытый, смелый и непредвзятый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера; и самостоятельность, хотя и не всегда правильная, в суждениях о таких социально-политических, религиозных и экономических проблемах, которые еще совсем недавно считались не характерными для юношества.

1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение

       Ранняя юность – начало практической реализации жизненных планов, которые складываются в юношеском возрасте. Близость к завершению школьного образования требует профессионального и личностного самоопределения.

 Юноши  и девушки пытаются предвосхитить  свое будущее, не задумываясь  о средствах его достижения. Жизненный  план, в точном смысле этого  слова, возникает только тогда, когда  предметом размышлений становится  не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, жизненный  план – это план деятельности.

Большинство юношей и девушек планируют в дальнейшем продолжить свое обучение. Это обстоятельство обусловлено, во-первых, трудностями трудоустройства, во-вторых, понимание важности специального (и желательно высшего) образования для перспективы трудоустройства, в-третьих, нежелание продолжить свое беззаботное существование на иждивении.

На формирование жизненных планов различным образом влияют способности (уровень образования) юношей и девушек, а также материальное состояние их родителей и их образование. Известный факт, что чем выше уровень образования родителей, тем большая вероятность, что их дети будут продолжать обучение после школы и эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами, значительно выше, чем девушками.

Степень формирования жизненных планов у юношества также не однородна.  Уверенность в исполнении жизненных планов юношей и девушек обусловлены пониманием своих собственных склонностей, способностей, пристрастий, трезвой оценкой обстоятельств.

 Профессиональная  ориентация – часть социального  самоопределения личности. Выбор  профессии по-настоящему удачен  только тогда, когда он сопряжен  с социально-нравственным выбором, с раздумьями о смысле жизни  и природе собственного «Я».

    Вывод: Таким образом, важнейшим  психологическим процессом данного возраста, является становление самосознания и устойчивого образа «я». В 14-15 лет возрастает количество молодёжи, которое озабочено своим будущим, и эти вопросы уже не являются чисто умозрительными. Они тесно связаны с проблемами социального самоопределения. Частью социального самоопределения личности, является выбор жизненного пути, профессиональная ориентация. Подросток проектирует себя в будущее, это стимулирует личность к развитию. Проекция в будущее постоянно соотносится с прошлым и настоящим личности. Большинство юношей и девушек планируют в дальнейшем продолжить свое обучение. Это обстоятельство обусловлено пониманием важности специального  или высшего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ   РАБОТЫ В ШКОЛЕ

     Прежде чем сформулировать общее определение системы профориентации, рассмотрим ряд исходных положений:

1. Профориентация представляет собой системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и структурообразующие элементы.

2. Система  профориентации школьников является  подсистемой общей системы трудовой  и профессиональной подготовки.

3. Система  профессиональной ориентации - это  часть общей системы социальной  ориентации личности в сложившейся  структуре производительных сил  и производственных отношений.

Информация о работе Формирование профессионального самоопределения старшеклассников