Формирование профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Содержание

Введение
Глава I. Проблема профориентации в психологии
1.1. Теоретические аспекты профориентации
1.2. Биологические и психологические особенности развития подростков
1.3.Формирование мировоззрения и становление морального сознания
1.4. Жизненные планы и профессиональное самоопределение
Глава II. Содержание и формы профориентационной работы в школе
2.1. Профессиональное просвещение
2.2. Изучение школьников в целях профориентации
2.3. Профессиональная консультация учащихся
2.4. Профессиональный отбор (подбор) учащихся
2.5. Социально-профессиональная адаптация молодежи
2.6. Взаимосвязь школы и семьи в процессе проведения профориентации
Глава III. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте
3.1 Цели, задачи, организация исследования
3.2. Методика Е.А. Климова
3.3. Методика Дж. Голланда
3.4. Анализ полученных результатов
Заключение
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 156.40 Кб (Скачать файл)

 

1. Знакомство.

Ведущий предлагает учащимся представиться по имени (под псевдонимом, с эпитетом, начинающимся с 1-ой буквы имени и т.п.) так, чтобы остальные почувствовали его характер или одну из черт:

Назовитесь любым именем. Если хочется — не своим. Можно использовать имена сказочных персонажей, героев мультфильмов и т.д. Можно к своему имени добавить Подходящий эпитет, начинающийся с 1-ой буквы имени (например, Ирина — интересная), или сделать какой-нибудь жест (например, русское имя Анна — и низкий, земной поклон).

Необычное, оригинальное знакомство создает условия для доверительного общения с подростками и позволяет ведущему составить первое впечатление о классе.

 

2. Беседа о психологии

Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы:

Что такое психология?

Кто такой психолог? (Возможные варианты ответов: «Тот, кто работает с психами», «Врач», «Помогает определить способности»...

 

Содержание беседы

Психология (от греч. «псюхе» — душа, «логос» — наука) — это наука о внутреннем мире человека, который проявляется в его мыслях, чувствах и поступках при взаимодействии с внешним миром.

Психология помогает нам разобраться в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках, понять, как совершаются научные открытия, создаются великие произведения искусства.

Как бы ни складывалась наша дальнейшая жизнь, от нас зависит, будем ли мы с оптимизмом смотреть в будущее, попытаемся ли найти себя в любимом деле, захотим ли оставить что-то хорошее о себе на Земле. Попробуем ли не пассивно плыть по волнам жизни, а создавать собственную судьбу!

Важно понимать разницу между профессией психолога и другими людьми, которые тоже оказывают помощь человеку.

Кто он психолог? Врач, педагог, священник, юрист.

Психолог:

— не врач, он не ставит диагноза, не лечит и не прописывает лекарств;

— не педагог, потому что не оценивает и не воспитывает;

— не юрист, так как не защищает права другого человека по его поручению;

— не священник, который прощает и отпускает грехи; психолог этим не занимается.

Психолог помогает человеку самому найти выход из затруднительных ситуаций, преодолеть внутренние преграды.

Психология учит пониманию самого себя, своих чувств и желаний, своих поступков и поведения других людей — друзей, родителей, учителей. Знание своих слабых сторон помогает воспитанию характера, развитию своих способностей.

Познание себя дает возможность принять более правильное решение в таком важном вопросе как выбор профессии. Сделать его надо самостоятельно и разумно. А что для этого необходимо учитывать, станет ясно на наших занятиях.

Многие люди выбирают профессию чисто случайно. К чему это может привести?

Ребятам предлагается вспомнить кого-нибудь из близких, знакомых, кому его работа в тягость. Опишите такого человека. С чем приходится сталкиваться его домашним? Как это сказывается на его личной, семейной жизни? (Как правило, при организации дискуссии на эту тему старшеклассники дают достаточно подробную характеристику человеку, неудовлетворенному своей работой):

— раздражительный, нервозный;

— с повышенной утомляемостью;

— с пониженной сопротивляемостью организма (отсюда — болезни);

— конфликтный...

При обсуждении этого вопроса необходимо добиться, чтобы учащиеся ясно представили себе картину профессиональной неудовлетворенности человека и ее причины. Можно рассказать о том, что для взрослого человека профессиональная успешность — одна из главных психологических задач; что у каждого возрастно¬го этапа свои задачи. Например, в подростковом возрасте одной из них является профессиональное самоопределение.

 

3. Проведение методики «Моя линия  жизни».

 

Ребятам предлагается представить свою жизнь, воссоздать индивидуальный жизненный путь и нарисовать на листе бумаги вектор произвольной длины (можно вертикально или горизонтально). Начало вектора в точке рождения

 

рождение __________________х о ___________________

 

и обозначить крестиком место, где они чувствуют, ощущают себя в данный момент, в данное время. Укажите возраст. Кружочек поставьте там, где вам хотелось бы быть. Это — предпочитаемый возраст («золотой»). Напишите, почему.

— В промежутке от рождения до настоящего времени укажите все наиболее значимые для вас события, поступки, может быть какие-то периоды, этапы жизни.

- Готово? А  сейчас спланируйте свою будущую  жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось, случилось в вашей судьбе? Обозначьте  эти события на «линии жизни».

При анализе данной методики можно обсудить с ребятами основные тенденции: насыщенность событиями прошлого и настоящего, ориентацию на возраст, события внутреннего и внешнего плана и т.д.

 

4. Рассказ о содержании программы.

Психолог знакомит с программой занятий, о том, чем они будут заниматься на занятиях, что они узнают о себе и как этим воспользоваться при выборе будущей профессии.

Занятие 2

Тема: Образ «Я» или что я думаю о себе.

Цель:

• активизация процесса самопознания;

• обучение некоторым психотехническим приемам;

• закрепление благоприятного «климата отношений» с подростками.

 

Необходимые материалы: цветные карандаши, магнитофон с записью спокойной и приятной музыки

 

1. Беседа об этике психолога, о  принципах психодиагностики.

Ведущий знакомит с одним из главных принципов работы практического психолога — «не навреди». Он объясняет подросткам, что информация, сообщенная ими о себе, не подлежит разглашению. Поэтому они могут, без опасений, быть откровенными.

Первые занятий — в основном диагностические. Поэтому желательно коротко рассказать о том, что такое психологическая диагностика и для чего она нужна.

Психодиагностика помогает ответить на важнейшие вопросы:

Кто я? Чего я хочу? Что я могу?

 

Главные принципы взаимоотношений профконсулътанта и учащихся:

      1.Всеобщая талантливость. Бесталанных людей нет, a есть люди, занятые не своим делом.

2. Взаимное  превосходство. Если у вас что-то  получается хуже, чем у других, — значит, что-то должно получаться  лучше. Ищите.

     3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

2. Методика «Кто я?»

Ребятам предлагается за 15 минут 20 раз ответить на вопрос: «Кто Я?» Будьте искренни. Используйте для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может.

(При обсуждении результатов используется книга А.М. Прихожан «Психологический справочник для неудачника», М., Просвещение, 1994, с. 13—20.)

3. Психологический практикум.

Ребятам предлагается выполнить психотехническое упражнение из системы арт-терапии К. Роджерса «Настроение», которое направлено на сохранение внутреннего спокойствия, работоспособности, позволяет отрефлексировать актуальное состояние человека, избавиться от неприятных ощущений (возможно, возникших у кого-нибудь из ребят в течение занятия). (Н.В. Самоукина «Игровые методы в обучении и воспитании», М., 1992, с. 13—15.)

В зависимости от ситуации можно использовать другие психотехнические приемы.

Хорошо выполнять психотехнические упражнения на звуковом фоне (релаксационная, медитативная музыка).

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Занятие 3

Тема: « Дороги, которые мы выбираем ».

Цели:

• осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей;

• знакомство с основными понятиями курса;

• активизация процесса рефлексии.

 

Необходимые материалы: анкета оптанта, словарь основных понятий курса (см. Приложение к занятию).

 

1. Введение.

Беседа о профессиональных намерениях учащихся, о необходимости учета интересов и склонностей при выборе карьеры.

— Сегодня вы познакомитесь с необычным словом латинского происхождения — оптант. Каждый из вас может назвать себя человеком, юношей или девушкой, учеником или ученицей (вспомните методику «Кто я?»). На наших занятиях вы выступаете еще в одной, новой для вас роли — в роли оптантов.

Слово «оптант» (от лат. optatio — желание, набирание) означает «выбирающий профессию».

Анкета  «Готов ли ты к выбору профессии?»

 

2. Изучение базовых понятий курса. Работа со словарем.

Работа строится в форме дискуссии. Ребятам предлагается обсудить следующие вопросы:

• Что такое профориентация? (Отталкиваться от значения слов «ориентация», «ориентироваться».)

• Какова цель профориентации?

• Какова роль психолога-профконсультата? (Важно выяснить ожидания подростков. Надеются ли они получить конкретный совет? Почему?)

• Что такое профессия?

Методом эвристической беседы обсудить основные признаки профессии:

а) Подвести учащихся к выводу о том, что профессия — род трудовой деятельности, при том, что и работа на садовом участке — тоже трудовая деятельность. В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности?

б) Что необходимо для того, чтобы получить профессию? (Образование.)

в) Дворник, грузчик, уборщица — это профессии? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми.)

г) Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально.)

д) Что еще необходимо учитывать при выборе профессии?

(Чтобы совпадали  интересы, желания, возможности, способности  человека.)

• Что такое специальность? (Объяснить на примерах.)

а) Какие специальности вы знаете в профессии врача?

б) Военный — это профессия? А какие военные специальности вы знаете? (Можно использовать другие профессии: юрист, слесарь, инженер и т.д.)

• Что такое должность?

Выбрать профессию, должность, специальность и объяснить на примерах: главный бухгалтер — бухгалтер; заведующий лабораторией — старший инженер — инженер — инженер-техник; учитель — учитель начальных классов — завуч; продавец — заведующий отделом — продавец продовольственных товаров.

 

• Попробуйте дать три определения слову «квалификация».

• Что такое вакансия?

• Знакомо ли вам слово «карьера»? Что оно означает? (Дать три определения.)

• Что такое призвание?

 

В процессе этой работы на доске можно записывать определения, данные классом или конкретным человеком. Затем — сравнить с определениями в словаре основных понятий. В конце беседы раздать учащимся словари с определениями. Дать задание — запомнить понятия.

 

3. Заполнение анкеты оптанта.

Ребятам предлагается заполнить анкету.

После заполнения анкеты можно привести несколько примеров о том, какие профессиональные намерения считаются устойчивыми.

При анализе анкеты желательно сформулировать выводы:

• о направленности интересов;

• о наличии или отсутствии предшествующего опыта, связанного с профессиональными намерениями;

• об адекватности мотивов выбора карьеры;

• о наличии профессионального плана и степени его сформированности, (сформированным профессиональный план считается тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора);

• об осознанности выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он построен с учетом интересов, предшествующего опыта личности, при наличии адекватных мотивов выбора карьеры)

 

Занятие 4

Тема: « В мир профессий — по компасу ».

Цели:

• определение профессиональной направленности учащихся;

• осознание учащимися своих профессиональных предпочтений; расширение знаний о мире профессий;

• активиза¬ция процесса рефлексии.

 

Необходимые материалы: опросник Голланда, словари с описанием содержания профессий.

 

Берись за то, к чему ты годен,

Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.

Информация о работе Формирование профессионального самоопределения старшеклассников