Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие характера;
- определить значение формирование черт характера в подростковом возрасте;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;
- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………………………………………………………..
1.1 Понятие характера и его сущность………………………………………..
1.2 Формирование характера…………………………………………………
1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….......
2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте………………………………………………………
2.2 Черты характера в подростковом возрасте……………………………….
2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
3
6
6
9
13
23
23
29
32
40
46
48
50
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА……………………………………………………… 1.1 Понятие характера и его сущность……………………………………….. 1.2 Формирование характера………………………………………………… 1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………....... 2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте……………………………………………………… 2.2 Черты характера в подростковом возрасте………………………………. 2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
3
6 6 9 13
23
23 29 32
40
46
48
50
|
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Эти влияния носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров.
Характер - это неразрывное
целое. Но изучить и понять такое
сложное целое, как характер, нельзя,
не выделив в нем отдельных
сторон или типичных проявлений, так
называемых черт характера. Общие черты
характера проявляются в
Характер не является врожденным,
он формируется под воздействием
условий жизни и
С характером непосредственно
связаны и способности. Высокий
уровень способностей сочетается с
такими чертами характера как
коллективизм - чувство соединения
с коллективом и желание
Подростковый возраст
обычно считают одним из самых
трудных периодов возрастного развития.
В периоде становления
Нарушения поведения у
подростков стали чрезвычайно актуальной
проблемой в последние
Число зафиксированных черт характера чрезвычайно велико и, во всяком случае, превышает тысячу наименований. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Например, есть люди более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.
Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие характера;
- определить значение формирование черт характера в подростковом возрасте;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;
- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.
Объектом исследования являются особенности формирования черт характера в подростковом возрасте.
Предметом - черты характера подростков.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения. Работа составляет …. страниц.
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА
1.1 Понятие характера и его сущность
В психологии понятие ХАРАКТЕР
(от греч. charakter –«печать», «чеканка»),
означает совокупность устойчивых индивидуальных
особенностей личности, складывающихся
и проявляющихся в деятельности
и общении, обуславливая типичные для
нее способы поведения. ХАРАКТЕР
- качество личности, обобщающее наиболее
выраженные, тесно взаимосвязанные
и поэтому отчетливо
Характерными можно
считать не все особенности
человека, а только существенные
и устойчивые. Физиологической основой
характера является
Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру, к деятельности. Черты характера – это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к деятельности. Черты характера можно разделить на две группы. Первая группа: черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Коллективизм и эгоизм, чуткость и грубость, общительность, аккуратность и безответственность - эти черты характера и особенности личности являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека. Главная наша добродетель заключается в заботе об окружающих нас людях.
Вторая группа – волевые черты характера. Они выражаются в умении и в привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера. Говоря о ком-либо «человек с характером», тем самым подчеркивают выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости. Но волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.
Черты характера формируется
под влиянием общественных условий
жизни человека. Формирование характера
происходит в различных по уровню
развития группах (семья, дружеская
компания, класс, спортивная команда, трудовой
коллектив и пр.). В зависимости
от того, какая группа является для
личности референтной и какие
ценности поддерживает и культивирует
в своей среде, соответствующие
черты характера будут
Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д.
Направленность личности
определяет цели, жизненный план человека,
степень его жизненной
При рассмотрении поведения человека, оценивается не только сам поступок, но и мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. Н. Н. Миклухо-Маклай сказал: «Ценить людей надо по тем целям, которые он перед собой ставит». В характере есть единство индивидуального и типичного. Индивидуальные черты характера проявляются во всех сторонах психической деятельности личности. И зависят от индивидуальных особенностей психического склада личности, от индивидуальных условий воспитания и развития. Проявляются индивидуальные черты характера в особенностях трудовой и учебной деятельности, в особенностях мышления, в познавательной деятельности, в общении с другими людьми. Типичное в характере обусловлено каждой исторической эпохой, ее общественно-социальными группами, которые создают мировоззрение людей, их поведение. Индивидуальное и типичное в характере взаимосвязаны и дополняют друг друга. Также существует акцентуация характера – это преобладание или чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайний вариант нормы.
20-50 % людей имеет акцентуацию
характера. Есть еще другое
понятие «психопатия» - это болезненное
уродство характера, при
1.2 Формирование характера
Формирование характера
происходит в различных по своим
особенностям и уровню развития группах
(семья, дружеская компания, класс, спортивная
команда, трудовой коллектив и др.).
В зависимости от того, какая группа
является для личности референтной
и какие ценности поддерживает и
культивирует эта группа, у человека
развиваются соответствующие
Сензитивным периодом для
становления характера можно
считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда
дети много и активно общаются
как с окружающими взрослыми
людьми, так и со сверстниками. В
этот период они открыты для воздействий
со стороны, с готовностью их принимают,
подражая всем и во всем. Взрослые люди
в это время пользуются безграничным
доверием ребенка, имеют возможность
воздействовать на него словом, поступком
и действием, что создает благоприятные
условия для закрепления нужных
форм поведения. Весьма важны для
становления характера ребенка
стиль общения взрослых друг с
другом, а также способ обращения
взрослых с самим ребенком. В первую
очередь это относится к
Информация о работе Формирование черт характера в подростковом возрасте