Формирование черт характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие характера;
- определить значение формирование черт характера в подростковом возрасте;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;
- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………………………………………………………..
1.1 Понятие характера и его сущность………………………………………..
1.2 Формирование характера…………………………………………………
1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….......
2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте………………………………………………………
2.2 Черты характера в подростковом возрасте……………………………….
2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
3







6

6

9

13





23



23

29

32







40



46



48



50

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование черт характера в подростковом возрасте.docx

— 91.90 Кб (Скачать файл)

5. Неумение решить проблему  выбора позитивного пути развития  «Я».

 

 В этом случае подросток  определяет свое развитие в  основном через отрицание существующих  норм, правил, причем преимущественно  родительских или других значимых  фигур. В этом случае можно  сказать, что у него формируется  негативная идентичность, т. е.  основанная, прежде всего на отрицании.

Существует также проблема пространства, в котором осуществляется общение подростков подростковой субкультуре. Современные подростки, не имея возможности  осуществлять антиповедение в социально  приемлемых формах, проявляют его  в повседневной жизни через использование  матерной брани и других форм поведения, включающих агрессивные действия. Можно  предположить, что через это поведение  осуществляется знакомство подростков с темной стороной своей личности, что необходимо для достижения их личностной ценностью.

Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни  и воспитания. Интегрирование свойств  подчинено определенным закономерностям. Доминирующее в направленности личности как бы определяет избирательный  характер переживаний и волевой  активности, подчиняет и тормозит образование тех свойств личности, которые не отвечают основной направленности. Отсюда вытекает педагогический вывод: для формирования цельного и социального  характера необходимо всесторонне  развивая личность, постоянно обращать внимание на образование социально  значимого ядра характера. Поэтому  при воспитании характера следует  отчетливо представлять нравственно-психологический  идеал положительного характера  нового человека. Для этого необходимо хорошо знать пути и средства эффективного формирования характера, индивидуальные и возрастные особенности личности. Характер формируется постепенно, и  на ранних этапах развития личности –  помимо сознания и воли самого растущего  человека. Поэтому решающее значение в прогрессивном развитии характера  имеет постоянное усложнение требований окружающих и деятельности, которую  осуществляет личность и которая  жизненно необходима и важна для ее развития. Требования людей и деятельности тогда формируют характер, когда они систематичны и последовательно усложняются, то есть составляют постоянные и характерные условия жизни человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его жизни.

Знание дает ориентировку, как во внешнем мире, так и в  себе самом, а это уже формирует  уверенность и решительность. Однако наиболее благоприятными условиями  положительного формирования характера  является соединение обучения с трудом. Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия  и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннего  детства.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ  поведения, определенные отношения  к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в  дошкольном возрасте формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое  значение имеют простейшие виды доступной  дошкольнику трудовой деятельности.

Выполняя некоторые несложные  обязанности, ребенок приучается уважать  и любить труд, чувствовать ответственность  за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного  примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что  можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает  основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению. С поступлением в школу  начинается новый этап формирования характера.

Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его  поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила развивают  у школьника организованность и  систематичность, целеустремленность и настойчивость, аккуратность и  дисциплинированность. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительной мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми  и товарищами, способов социального  взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих  поведение, деятельность и отношения.

 Для младшего подросткового  возраста (5 класса) идеал обычно  воплощен в конкретном человеке  – учителе, старшем брате, отце, героях войны и т.д. Если  в качестве идеала выбран кто-либо  из окружающих, то подросток, как  правило, стремится следовать  этому образцу во всем, начиная  с внешних проявлений до суждений  и оценок. Такой образец принимается  ребенком полностью и ни какой  критике не подвергается. Постепенно  из целостного образа, воплощенного  в определенном человеке и  его поведении, и прочно связанного  с конкретными ситуациями, подросток  начинает выделять черты, которые  он особенно ценит, ни и эти  черты ещё не теряют связи  в его сознании с конкретными  людьми и поступками. Только к  7- 8 классу идеалы подростков приобретают  более обобщенный характер и,  как правило, начинают отделяться  от конкретных людей и литературных  героев. К концу подросткового  возраста уже имеет место постоянное  сравнение себя и своего поведения  с принятым идеалом и оценка  других людей на его основе. Множество научных данных указывает на то, что формирование направленности личности происходит именно в подростковом возрасте. Подростковый возраст отмечен более высоким уровнем развития самосознания по сравнению с другими периодами детства. По существу, самосознание есть познание самого себя. Интерес к своему внутреннему миру возникает у человека обычно в подростковом возрасте.

Возникает новая потребность  – понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти  в себе отличие от других людей, попытаться проанализировать свои переживания. Иначе  говоря, пробуждается интерес к самооценке. Формирование самосознания у подростка  оказывает большое влияние на весь ход его дальнейшего психического развития.

 

 

2.2 Черты характера  в подростковом возрасте

 

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты  характера. Разумеется, формирование характера  не начинается и не заканчивается  в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течение  всей жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры  будущего характера человека, складываются те или иные привычные способы  и формы поведения. И в старшем  школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее, подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного,— это возраст, когда формирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития.

Какие же черты характера  являются более или менее типичными  для советского подростка, какие  особенности поведения свойственны  ему, что с этой точки зрения отличает подростковый возраст, составляет его  своеобразие?

 

Одной из наиболее характерных  особенностей подростка, связанных  с ростом его самосознания, как  уже указывалось, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости» (термин Д. Б. Эльконина).

Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь  того, чтобы взрослые считались с  его мнениями. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними нрава, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.

В подростковом возрасте появляются и постепенно занимают все большее  место требования к взрослым, в  том числе к родителям и  учителям, свидетельствующие о формировании у подростков сознания своей взрослости и необходимости соответствующего отношения к ним со стороны  взрослых. Подростки обнаруживают очень  большую чувствительность к оценке их «взрослости» и к отношению, проявляемому к ним взрослыми. Рост требований подростков к учету их взрослости и самостоятельности говорит, во-первых, о том, что эта сторона отношений  со взрослыми для них очень  важна, а во-вторых, о том, что взрослые, по их мнению, недостаточно учитывают  эти справедливые претензии и  стремления.

Полезное и хорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности  часто осложняется у подростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности и поведения  взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательные  формы сопротивления чужому влиянию, непризнания авторитета взрослых, игнорирования  предъявляемых к ним требований.

Как уже указывалось, определенного  и устойчивого представления  о себе подростки часто еще  не имеют. Этим и объясняется повышенная чувствительность подростков к оценке их поступков и результатов деятельности со стороны старших, к своим успехам  и неудачам. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных  успехов, отдельных похвал или отрицательных  отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы» положительных или отрицательных качеств личности. Поэтому даже отдельные неудачи или отрицательные оценки со стороны окружающих могут вызвать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности.

Равным образом и случайный  успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценке сил и возможностей, самомнению и самонадеянности. При  чередовании тех и других подросток  иногда очень быстро переходит от неуверенности к самонадеянности  и наоборот.

Подростков, как уже указывалось, характеризует общий подъём жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. Этим и определяется в основном та бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которые свойственны подавляющему большинству из них. Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Он постоянно занят чем-то, хочет что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением. Если его энергия, активность не находят правильного выхода, то они проявляются в озорстве, шалостях, лихачестве, возне, беготне, а нередко приводят и к более тяжелым случаям нарушения дисциплины.

Следует отметить характерную  для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые  и резкие смены настроений, форм поведения.

Особенности характера подростка во многом определяются той «внутренней ломкой», теми изменениями в его организме и, в частности, в нервной системе, которые связаны с половым созреванием. Например, у подростков часто усиливается деятельность щитовидной железы, гормоны которой повышают возбудимость нервной системы, чем отчасти можно объяснить их повышенную раздражительность, несдержанность. Имеет значение неравномерное кровоснабжение мозга, что приводит к быстрой утомляемости, следствием чего является возбудимость и раздражительность.

Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность  не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах, в том  числе и семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательными  отношениями и твердыми требованиями, период полового созревания и связанных  с ним изменений в организме  подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма  в этих условиях происходит спокойнее, «мягче», а ее внешние проявления малозаметны и несущественны.

Все сказанное, конечно, не противоречит тому, что для подростка характерны жизнерадостность, бодрость, оптимизм — качества, которые в сочетании  с активностью и энергией и  делают этот возраст столь привлекательным.

 

 

2.3 Становление  характера в подростковом возрасте

 

Подростковый возраст - это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет, (что соответственно приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-7 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 15-16 годам превращением подростка в юношу или девушку.

Важно отметить, что к  этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его  физическое духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно, на 3-4 года позже.

Стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике  и к технической новинке, желание  быть на «равной ноге» с взрослыми, стремление к активной деятельности,- созерцание не удовлетворяет подростка.

Подростковый возраст  – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст  исканий, особенно, если это имеет  общественное значение, возраст кипучей  деятельности, энергичных движений. Эти  качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме. Соответствующих  указаний и внушение со стороны  взрослых и в школе и дома более  чем достаточно.

Наряду с этим, при правильном и твердом руководстве коллектив  детей этого возраста уже способен организованно и самостоятельно провести ряд общественных мероприятий. В этом отношении большая роль принадлежит пионерской организации. Чувства дружбы и товарищества становятся более глубокими и стойкими. Значительные сдвиги замечаются в усвоении моральных  понятий и развитии их под влиянием воспитательной работы школы и семьи.

Информация о работе Формирование черт характера в подростковом возрасте