Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель работы: определение формирования черт характера у подростков. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие характера;
- определить значение формирование черт характера в подростковом возрасте;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера подростков;
- исследовать формирование черт характера на примере учащихся школы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА…………………………………………………………………..
1.1 Понятие характера и его сущность………………………………………..
1.2 Формирование характера…………………………………………………
1.3 Особенности характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………….......
2.1 Условия и проблемы, возникающие при формировании черт характера в подростковом возрасте………………………………………………………
2.2 Черты характера в подростковом возрасте……………………………….
2.3 Становление характера в подростковом возрасте……………………….
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВА-НИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 9 «В» КЛАССА СШ №7 Г.МОЗЫРЯ)………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….
3
6
6
9
13
23
23
29
32
40
46
48
50
3. Экзальтированный тип (ЭК)
Главной особенностью экзальтированной
личности является бурная, экзальтированная
реакция. Они легко приходят в
восторг от радостных событий
и в отчаяние по поводу печальных
событий и фактов. При этом внутренняя
впечатлительность и
4. Эмотивный тип (ЭМ)
Характерны высокая
5. Тревожный тип (ТР)
Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
6. Педантичный тип (ПД)
Хорошо заметным внешним
проявлением этого типа являются
повышенная аккуратность, тяга к порядку,
нерешительность и
7. Возбудимый тип (ВЗ)
Особенностью возбудимой
личности является выраженная импульсивность
поведения. Вся манера общения и
поведения в значительной мере зависят
не от логики, не от рационального оценивания
своих поступков, а обусловлена
импульсом, влечением, инстинктом или
неконтролируемыми
8. Демонстративный тип (ДМ)
Центральной особенностью этого
типа является потребность и постоянное
стремление произвести впечатление, привлечь
к себе внимание, быть в центре внимания.
Это проявляется в тщеславном
поведении, часто нарочито демонстративном.
Элементом этого поведения
9. Застревающий тип (ЗС)
Застревающий тип личности
характеризуется высокой
10. Дистимический тип (ДТ)
Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.
Зная отдельные черты
можно проследить их сочетаемость.
Сочетание демонстративных и
педантических черт у акцентуированных
личностей не встречается, т. к. демонстративные
и педантичные личности противопоставлены
друг другу в одной и той
же сфере реакций. Для демонстративной
личности в состоянии аффекта
показательны внезапные действия по
типу короткого замыкания, в то время
как педантичные личности медлительны,
нерешительны. Способность вытеснять
из сознания эмоциональные вопросы,
не сразу поддающиеся
Сочетание у акцентуированной личности застревающих и демонстративных черт часто ведет к честолюбивым устремлениям. При таком типе акцентуации реакции несостоятельности не имеют места.
Весьма опасно сочетание черт застревающей и возбудимой личности, т. к. каждая из этих черт в отдельности ведет к сильным вспышкам аффекта.
При сочетании застревающих и педантических черт в социальном плане возможны весьма положительные результаты. Эгоистическая тенденция застревания смягчается альтруистическими качествами педантичной личности.
Анализ и интерпретация полученных результатов.
После исследования всех испытуемых можно говорить об отсутствии у данных испытуемых следующих черт характера: постоянное пребывание в приподнятом настроении, высокая активность, повышенная аккуратность, осторожность, концентрированность на мрачных, печальных сторонах жизни.
Наиболее часто встречается
циклотимический и тревожный
типы акцентуаций (у 4 испытуемых из 25).
Эмотивная акцентуация
Необходимо отметить наличие нескольких типов акцентуаций у отдельных испытуемых. Например, у одного испытуемого выявлено 3 явных акцентуаций. Наличие большого количества "слабых мест" в характере дает возможность говорить о ранимости этих личностей, что повышает вероятность психической травматизации.
Подводя итог, можно сделать вывод, что для людей с невротической тенденцией характерны частые смены настроения, тревожное беспокойное состояние, чрезмерная чувствительность, что характерно для циклотимического, тревожного и эмотивного типов акцентуаций.
Педантичный тип акцентуации не был выявлен ни у одного испытуемого, что позволяет предположить отсутствие у них повышенной аккуратности, тяги к порядку, нерешительности и осторожности.
Демонстративная акцентуация встречается наиболее часто (у 17 испытуемых из 25). Это дает возможность предположить, что данным испытуемым характерны потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания.
Эмотивная акцентуация отмечается
у 14 испытуемых из 25. Можно предположить,
что в некоторых ситуациях
таким людям свойственны
С одинаковой частотой (10 из 25) встретились гипертимическая и экзальтированная акцентуации характера, что позволяет предположить частое пребывание этих испытуемых в приподнятом настроении, оптимистический взгляд на жизнь, бурная, экзальтированная реакция.
Обобщая все вышесказанное
можно отметить, что лицам с
повышенным уровнем психопатизации
в большей степени характерны
демонстративные черты
Эмотивная акцентуация отмечается у 5 испытуемых из 25. Это дает возможность предположить у этих людей доброту, мягкосердечие, высокую чувствительность, эмоциональную отзывчивость.
Гипертимическая и педантичная акцентуации характера не были выявлены ни у одного испытуемого, что позволяет предположить отсутствие повышенной аккуратности, склонности к порядку, частое пребывание в приподнятом настроении.
Таким образом, можно сделать вывод, что для испытуемых с высоким уровнем невротизации и психопатизации в большей мере свойственны бурные, экзальтированные реакции, впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, эмпатия, задушевность, что характерно для экзальтированного и эмотивного типов акцентуаций характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Характер - это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. Физиологическая основа характера - это сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания.
Характер не наследуется и не является прирожденным, а так же постоянным и неизменным свойством личности характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека и его воспитания.
Характер, несмотря на свою
многогранность, лишь одна из сторон, но
не вся личность. Человек способен
подняться над своим
Развитие характера происходит
в процессе активной деятельности в
зависимости от его действий и
поступков. Своеобразие активной деятельности
ребенка определяется возрастными
особенностями. В дошкольном возрасте
наибольшее значение в развитии характера
имеет игровая деятельность - сюжеты
детских игр, игровые роли, взаимоотношения
детей в игре. Уже в старшем
дошкольном возрасте воспитательное значение
приобретают трудовые поручения
и дидактические занятия. В школе
формирование характера происходит
вначале преимущественно в
Среди свойств характера
принято различать общие (глобальные)
и частные. Глобальные свойства характера
оказывают свое действие на широкую
сферу поведенческих
1) самоуверенность - неуверенность;
2) согласие, дружелюбие - враждебность;
3) сознательность - импульсивность;
4) эмоциональная стабильность - тревожность;
5) интеллектуальная гибкость - ригидность.
В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного,— это возраст, когда формирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития.
В подростковом возрасте формируется черты Эго-идентичности. Активный физиологический рост, половое развитие и созревание, важность мнения о себе, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы подросткового возраста. Этот возраст относят к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обуславливает его исключительную сложность и противоречивость.
Именно в этом возрасте различные варианты характерологической нормы выступают наиболее ярко, так как черты характера не скомпенсированы жизненным опытом.
В переходном возрасте особенности характера заостряются, а при действии психологически неблагоприятных факторов, которые направлены к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П.Азаров. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во политической литературы, 1985.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева,Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.
3. Бодалев, А. А. Психология о личности / А.А.Бодалев. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Богословский, В. В. Общая психология / В.В.Богословский. - М.: Просвещение, 1981.
5. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика / Н.В.Бордовская. - СПб.: Питер, 2005.
6. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р.М.Грановская. - СПб.: Свет, 1997.
7. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г.Ковалев. - изд. 2-ое, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1965.
8. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов - М.: Высшая школа, 1984.
9. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д.Левитов. - изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1969.
10. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д.Левитов. - М.: ВЛАДОС, 1997.
11. Леотард, К. Акцентуированные личности / К.Леотард. - Киев: Вища школа, 1989.
12. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей) / А.Е.Личко. - Л.: Медицина, 1979.
13. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е.Личко. - Л.: Медицина, 1983.
14. Немов, Р. С. Психология: Учебное пособие / Р.С.Немов. - М.: ВЛАДОС, 2004.
Информация о работе Формирование черт характера в подростковом возрасте