Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на экзамен семейная психология.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

    1. Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка.

     РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ:

    Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник»).

    Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение.

    Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

    Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет  подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (Макаренко).

    Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе  и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый  «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

    Позитивная  модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий.

    Характер  и степень влияния на ребенка  определяет множество отдельных  факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

    его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

    возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой  родитель, родитель позднего ребенка);

    темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

    религиозность;

    национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и  другие модели воспитания);

    социальное  положение;

    профессиональная  принадлежность;

    уровень общей и педагогической культуры.

    По  Спиваковской роль ребенка в дисгармоничной семье: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

    Выделяются  и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (по Дружинину).

    Нарушения семейной среды, семейной атмосферы  можно классифицировать с точки  зрения удовлетворения важнейших, по мнению Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней  действительности. Окружение в крайних  вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

    1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная  среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.

    2. Изменчивая эмоционально безучастная  среда провоцирует гиперактивность:  беспокойство, несосредоточенность,  неравномерность, запаздывание психического  развития.

    3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

    4. Изменчивая среда, эмоциональная  зависимость развивают общую  социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

    Подобная  модель социальной среды используется для интерпретации нарушений  воспитания в детских домах и  в семьях.

    2.  Цели и задачи  психологической  коррекции семейных  взаимоотношений.  Формы и основные  техники психокоррекции.

    Человек, обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое  психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна  и в какой форме она может  быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога). Поэтому в первую очередь клиенту нужно объяснить что он может ожидать психологической помощи. С этой точки зрения психологическое консультирование часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью — это может случиться не скоро или не случиться никогда, но даже простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ - это одна из форм психологической работы, заключающаяся в оптимизации отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение. Она направлена на: стабилизацию эмоционального состояния человека; повышение самооценки и уверенности в себе; восстановление и развитие коммуникативных навыков; выработку адекватных форм поведения.

    Главные цели процесса психологической коррекции: эмоционально-рефлексивное освобождение личности; овладение потенциалами продуктивного  стиля общения.  
Их реализация требует осознавания и разрешения конфликта между установками «я могу» и «я не могу», нарушающего гармоничное общение человека с другими посредством возрождения веры в духовный авторитет, свое собственное личностное совершенство и позитивную сущность другого человека. 
При этом усилия психолога направлены на решение пяти основных задач: 
1) осознание фактов личностной истории, обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, заблокировавших установку «я могу»; 
2) возрождение доверия самому себе, веры в духовный авторитет и позитивную сущность другого человека и восстановление депривированных звеньев структуры самосознания; 
3) освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих гипертрофию установки «я не могу» и затрудняющих позитивную активность личности: баланс напряжения и расслабленности в теле, рефлексию и ответственность; 
4) изменение негативных эмоционально насыщенных установок, искажающих адекватное восприятие ситуации общения, привычных агрессивных и инфантильных моделей общения и овладение соучастной стратегией контакта; 
5) самостоятельное развитие обретенных навыков в реальной практике общения. 
Реализация поставленных задач требует осознавания и разрешения конфликта между установками «я могу» и «я не могу», нарушающего гармоничное общение посредством возрождения веры в духовный авторитет, свое собственное личностное совершенство и позитивную сущность другого человека. 
Можно привести  несколько примеров различных подходов к классификации психотерапевтических методов. 
1.    Гипнотерапия: 
•     Внушение и самовнушение, 
•     Аутогенная тренировка, 
•     Рациональная психотерапия, 
•     Коллективная и групповая психотерапия, 
•     Наркопсихотерапия. 
2.    Поддерживающая психотерапия: переучивающая и реконструктивная. 
3.  Личностно-ориентированная психотерапия: 
•     Суггестивная психотерапия, 
•     Поведенческая психотерапия. 
4. Симптомо-центрированные методы: 
•     Личностно-ориентированные, 
•     Социо-центрированные. 
5. Методы, направленные на понимание и преодаление проблем понимания себя, своих мотивов, ценностей, целей, стремлений и т.п. 
6.  Методы, направленные на подавление и выражение эмоций. 
7.  Механистические и гуманистические методы. 
8.  Методы, связанные с идентификацие, с созданием условий, с проникновением в сущность. 
9.Динамическая психотерапия: 
•    Поведенческая психотерапия, 
•     Опытная психотерапия. 
Невербальные методы: 
- психодиагностический рисунок «Наша группа», «Мои друзья», «Моя семья» и др.); 
   - психогимнастика (двигательная экспрессия, «Ладошки», «Передача предмета», «Совместные действия»); 
   - пантомима (неосуществленные мечты, опасения, надежды, неприятности). 
   Вербальные методы: 
- анонимное обсуждение историй подростков; 
- построение модели своего будущего с принятием или 
отвержением прежних форм поведения; 
- обсуждение тем («Знакомство», «Свободное время, «Побеги из дома.,  «Увлечения», «Что меня устраивает в семье, а что нет»); 
-метод конструктивного спора; 
- метод вербальной дискуссии. 
Метод групповой дискуссии повышает психологo -педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситyaций и видеокоррекции. 
Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом. 
Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются игры «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание». 
    Коррекционная работа, проводимая психологом с семьей в различных формах (семейное консультирование, коррекционные родительские гpyппы и семейная психотерапия), сфокусирована на ребенке и основана на личностно ориентированном гуманистическом подходе.

    3.  Жестокое обращение  в семье. Последствия  жестокого обращения.

    Насилие над детьми — демонстрация физического, эмоционального и сексуального доминирования над ребёнком.

    Выделяют  следующие виды насилия:

    Физическое  насилие - это реальное или потенциальное  применение физического вреда, под  которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека. По характеру  оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов.

    Сексуальное насилие - насильственное использование  партнера или ребенка для получения  сексуального удовольствия.

    Психическое насилие - угроза применения насилия: устрашение, запугивание жертвы, причинение душевной или психологической травмы, ограничение  свободы волеизъявления, изоляция от членов семьи, от друзей, унижение достоинства, пренебрежение.

    Экономическое насилие - единоличный контроль за расходованием  денег, принуждение к работе или  запрещение работать.

    Физическое, сексуальное насилие чаще совершают  мужчины, однако психологическое насилие, пренебрежение и жестокое обращение  в семье чаще принадлежит женщине или поддерживается ею.

    Люди, которые строят свои отношения на принципе насилия, считают, что отношения - борьба за власть, и кто-то должен контролировать отношения или иметь власть.

    Как правило, насилие в семье имеет  следующие особенности:

    1. Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.

    2. Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.

    3. При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.

    4. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, невзирая на классовые, расовые, культурные, религиозные, социально-экономические аспекты.

    Домашнее  насилие является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.

    Существование в обществе проблемы домашнего насилия  имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в такой атмосфере дети становятся жертвами насилия либо сами подвергают насилию своих близких. Если проанализировать историю жизни мужчины - насильника, то зачастую выясняется, что он принес в семью модель поведения своих родителей. Мальчики проявляют агрессивность по отношению к своим младшим сестрам, копируя отношение отца к матери.

    Рост  насилия в обществе и его криминализация напрямую связаны с взаимоотношениями  в семье.

    Трудности при разрешении проблемы насилия: недостаток информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, слабость законодательной базы. Для разрешения этой сложной ситуации необходимы совместные усилия государственных и общественных организаций, работников органов внутренних дел, социальных педагогов, социальных работников.

    Многие  дети, подверженные жестокому обращению, впоследствии начинают жестоко обращаться и со своими детьми. Более того, они  могут начать совершать очень  жестокие преступления. Многие заключенные тоже подвергались жестокому обращению в детстве. Хотя психологические последствия от жестокого обращения с детьми необратимы, при помощи консультаций, проводимых с ребенком, можно научить его справляться со своей болью и злостью.

    Психологические последствия от жестокого обращения с детьми:

    - Отчуждение от друзей - Низкая  самооценка - Стеснительность и неуверенность  в себе – Агрессия, враждебность – Злость - Плохие отношения со сверстниками и/или с представителями противоположного пола - Употребление наркотиков и алкоголя - Неуспеваемость в школе – Безразличие - Отсутствие целей в жизни. 

    4.  Приемы и техники  семейного консультирования.

    Традиционно основным методом психологического консультирования считается терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей. Однако сегодня в практике консультирования  широко применяется все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные решетки Келли, анализ истории семьи, генограмма, а также методы групповой терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» (они представляют собой нечто подобное «живым картинкам», когда члены семьи, выбирая позы и расположения в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоотношения в статике или динамике)

    Выстраивание  беседы.

    Важнейшим материалом для консультативной работы с супругами, как и в случае других обращений, являются конкретные факты: что, когда, кто сделал или не сделал, какие конкретно просьбы выполнялись или не выполнялись. Оправдывающимся или обвиняющим друг друга супругам необходимо показать, что консультанта интересует не объективная истина, а субъективное восприятие каждым происходящих в семье событий.

Информация о работе Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"