Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".
1. Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка.
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ:
Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник»).
Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение.
Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (Макаренко).
Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».
Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий.
Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:
его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
темперамент
и особенности характера
религиозность;
национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
социальное положение;
профессиональная принадлежность;
уровень общей и педагогической культуры.
По Спиваковской роль ребенка в дисгармоничной семье: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (по Дружинину).
Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.
1.
Ультраустойчивая, эмоционально безучастная
среда формирует социальную
2.
Изменчивая эмоционально
3.
Ультраустойчивая среда в
4.
Изменчивая среда,
Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.
2. Цели и задачи психологической коррекции семейных взаимоотношений. Формы и основные техники психокоррекции.
Человек, обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога). Поэтому в первую очередь клиенту нужно объяснить что он может ожидать психологической помощи. С этой точки зрения психологическое консультирование часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью — это может случиться не скоро или не случиться никогда, но даже простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ - это одна из форм психологической работы, заключающаяся в оптимизации отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение. Она направлена на: стабилизацию эмоционального состояния человека; повышение самооценки и уверенности в себе; восстановление и развитие коммуникативных навыков; выработку адекватных форм поведения.
Главные
цели процесса психологической коррекции:
эмоционально-рефлексивное освобождение
личности; овладение потенциалами продуктивного
стиля общения.
Их реализация требует осознавания и разрешения
конфликта между установками «я могу»
и «я не могу», нарушающего гармоничное
общение человека с другими посредством
возрождения веры в духовный авторитет,
свое собственное личностное совершенство
и позитивную сущность другого человека.
При этом усилия психолога направлены
на решение пяти основных задач:
1) осознание фактов личностной истории,
обусловивших идентификацию с деструктивными
эмоциональными и поведенческими моделями
семьи и социума, заблокировавших установку
«я могу»;
2) возрождение доверия самому себе, веры
в духовный авторитет и позитивную сущность
другого человека и восстановление депривированных
звеньев структуры самосознания;
3) освобождение от интенсивных эмоций
страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих
гипертрофию установки «я не могу» и затрудняющих
позитивную активность личности: баланс
напряжения и расслабленности в теле,
рефлексию и ответственность;
4) изменение негативных эмоционально
насыщенных установок, искажающих адекватное
восприятие ситуации общения, привычных
агрессивных и инфантильных моделей общения
и овладение соучастной стратегией контакта;
5) самостоятельное развитие обретенных
навыков в реальной практике общения.
Реализация поставленных задач требует
осознавания и разрешения конфликта между
установками «я могу» и «я не могу», нарушающего
гармоничное общение посредством возрождения
веры в духовный авторитет, свое собственное
личностное совершенство и позитивную
сущность другого человека.
Можно привести несколько примеров
различных подходов к классификации психотерапевтических
методов.
1. Гипнотерапия:
• Внушение и самовнушение,
• Аутогенная тренировка,
• Рациональная психотерапия,
• Коллективная и групповая
психотерапия,
• Наркопсихотерапия.
2. Поддерживающая психотерапия:
переучивающая и реконструктивная.
3. Личностно-ориентированная психотерапия:
• Суггестивная психотерапия,
• Поведенческая психотерапия.
4. Симптомо-центрированные методы:
• Личностно-ориентированные,
• Социо-центрированные.
5. Методы, направленные на понимание и
преодаление проблем понимания себя, своих
мотивов, ценностей, целей, стремлений
и т.п.
6. Методы, направленные на подавление
и выражение эмоций.
7. Механистические и гуманистические
методы.
8. Методы, связанные с идентификацие,
с созданием условий, с проникновением
в сущность.
9.Динамическая психотерапия:
• Поведенческая психотерапия,
• Опытная психотерапия.
Невербальные методы:
- психодиагностический рисунок «Наша
группа», «Мои друзья», «Моя семья» и др.);
- психогимнастика (двигательная
экспрессия, «Ладошки», «Передача предмета»,
«Совместные действия»);
- пантомима (неосуществленные
мечты, опасения, надежды, неприятности).
Вербальные методы:
- анонимное обсуждение историй подростков;
- построение модели своего будущего с
принятием или
отвержением прежних форм поведения;
- обсуждение тем («Знакомство», «Свободное
время, «Побеги из дома., «Увлечения»,
«Что меня устраивает в семье, а что нет»);
-метод конструктивного спора;
- метод вербальной дискуссии.
Метод групповой дискуссии повышает психологo
-педагогическую грамотность родителей,
их общую сензитивность к ребенку, его
проблемам, позволяет выявить индивидуальные
стереотипы воспитания. По мере развертывания
дискуссии в нее можно включать элементы
проигрывания ситyaций и видеокоррекции.
Метод видеокоррекции состоит в проигрывании
заданий психолога в условиях видеозаписи
взаимодействия родителя и ребенка с последующим
ее просмотром, анализом и самоанализом.
Метод игры помогает моделировать и воспроизводить
в контролируемых условиях семейные ситуации.
Примером являются игры «Архитектор и
строитель», «Приятное воспоминание»,
«Неприятное воспоминание».
Коррекционная работа, проводимая
психологом с семьей в различных формах
(семейное консультирование, коррекционные
родительские гpyппы и семейная психотерапия),
сфокусирована на ребенке и основана на
личностно ориентированном гуманистическом
подходе.
3. Жестокое обращение в семье. Последствия жестокого обращения.
Насилие над детьми — демонстрация физического, эмоционального и сексуального доминирования над ребёнком.
Выделяют следующие виды насилия:
Физическое насилие - это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов.
Сексуальное насилие - насильственное использование партнера или ребенка для получения сексуального удовольствия.
Психическое насилие - угроза применения насилия: устрашение, запугивание жертвы, причинение душевной или психологической травмы, ограничение свободы волеизъявления, изоляция от членов семьи, от друзей, унижение достоинства, пренебрежение.
Экономическое насилие - единоличный контроль за расходованием денег, принуждение к работе или запрещение работать.
Физическое, сексуальное насилие чаще совершают мужчины, однако психологическое насилие, пренебрежение и жестокое обращение в семье чаще принадлежит женщине или поддерживается ею.
Люди, которые строят свои отношения на принципе насилия, считают, что отношения - борьба за власть, и кто-то должен контролировать отношения или иметь власть.
Как правило, насилие в семье имеет следующие особенности:
1. Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.
2. Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.
3. При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.
4. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, невзирая на классовые, расовые, культурные, религиозные, социально-экономические аспекты.
Домашнее насилие является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.
Существование в обществе проблемы домашнего насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в такой атмосфере дети становятся жертвами насилия либо сами подвергают насилию своих близких. Если проанализировать историю жизни мужчины - насильника, то зачастую выясняется, что он принес в семью модель поведения своих родителей. Мальчики проявляют агрессивность по отношению к своим младшим сестрам, копируя отношение отца к матери.
Рост насилия в обществе и его криминализация напрямую связаны с взаимоотношениями в семье.
Трудности при разрешении проблемы насилия: недостаток информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, слабость законодательной базы. Для разрешения этой сложной ситуации необходимы совместные усилия государственных и общественных организаций, работников органов внутренних дел, социальных педагогов, социальных работников.
Многие дети, подверженные жестокому обращению, впоследствии начинают жестоко обращаться и со своими детьми. Более того, они могут начать совершать очень жестокие преступления. Многие заключенные тоже подвергались жестокому обращению в детстве. Хотя психологические последствия от жестокого обращения с детьми необратимы, при помощи консультаций, проводимых с ребенком, можно научить его справляться со своей болью и злостью.
Психологические последствия от жестокого обращения с детьми:
-
Отчуждение от друзей - Низкая
самооценка - Стеснительность и
4. Приемы и техники семейного консультирования.
Традиционно основным методом психологического консультирования считается терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей. Однако сегодня в практике консультирования широко применяется все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные решетки Келли, анализ истории семьи, генограмма, а также методы групповой терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» (они представляют собой нечто подобное «живым картинкам», когда члены семьи, выбирая позы и расположения в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоотношения в статике или динамике)
Выстраивание беседы.
Важнейшим материалом для консультативной работы с супругами, как и в случае других обращений, являются конкретные факты: что, когда, кто сделал или не сделал, какие конкретно просьбы выполнялись или не выполнялись. Оправдывающимся или обвиняющим друг друга супругам необходимо показать, что консультанта интересует не объективная истина, а субъективное восприятие каждым происходящих в семье событий.