Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Общей психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 136.13 Кб (Скачать файл)

1. Подходы  к определению предмета психологии  как науки.

Психология – наука о психике и психич. явлениях. В д.п.– наука о душе. 

Предмет психологии менялся в ходе ее формир-ния как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение ч-ка и его бессознательное.

Психологияя зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием "душа". Демокрит считал, что душа - это материальное в-во, кот. сост. из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими и причинами.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. Он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи. Считал, что главная ф-ция души – реализация биологич. существования организма.

Платон раскрывал свой взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существуетет наряду с телом и независимо от него. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь ч-а.

К концу XIX в., предметом псих-гии выступает сознание. У истоков этой новой псих-гии стоит французский философ Рене Декарт. Он утверждал, что первое, что ч-к обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии сост. в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.

В.Вундт  в Германии создал первую в мире лабораторию экспериментальной  психологии. Психология была определена как наука о сознании человека, которое должно изучаться экспериментально.Научное направление школы Вундта получило название структурализма.

Почти в тот же временной период в  США развивается новое направление – функционализм. Психология определялась как наука о деятельности сознания.

В XIX веке возникло новое научное направление в психологии – бихевиоризм. Основная концепция этого направления базировалась на том, что предметом психологии является поведение.

На  рубеже XIX -XX веков возникло новое  научное направление – психоанализ. Оно утвердило понимание психологии как науки не только о сознании, но и о бессознательном. (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер.)

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому  из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Объект  общей психологии – процесс взаимодействия человека и окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методы исследования в психологической науке

Методы научных  исследований- это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта.

Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:

в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует  только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и  ребенка в течение дня и  т.п.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Устный  опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека.

Письменный  опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос -- разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Метод исследования продуктов деятельности("Архивный метод") В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деятельности и т. п.). Этот метод позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков

Метод клинической беседы. Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Содержание  бесед можно протоколировать  полностью или выборочно в  зависимости от конкретных целей  исследования. Желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как  наблюдение и анкетирование.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Психологический тест - краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Имеются две  основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Биографический  метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации.

Метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны - распознающие системы).

Моделирование как метод применяется в том  случае, когда исследование интересующего  ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности.

 

 

3. Проблемы, задачи и направления развития современной психологии

Психофизическая проблема - связана с вопросом о месте психических процессов в общей картине физического мира, о соотношении психического и физического миров. В античной философии психофизической проблемы не существовало, поскольку душа рассматривалась как одна из частных трансформаций единой праматери, мир воспринимался целостно, на основе принципа психофизического монизма. Дуализм в восприятии души и физического мира (и, по сути, сама психофизическая проблема) возникает в философской концепции Платона, где психическое принимает форму идеального и отделяется от физического мира. На смену концепции дуализма приходит представление о психическом параллелизме в учениях великих рационалистов Нового времени Лейбница и Спинозы. Психофизика Вебера и Фехнера как попытка ответить на вопрос о соотношении психического и физического. Концепция ноосферы В.И.Вернадского и новая форма психофизического монизма: психическая деятельность человека как новая форма существования материи.

Психофизиологическая  проблема, напротив, связана с вопросом о том, каким образом физиологические процессы в мозговых и нервных тканях порождают психические, идеальные по своей природе процессы, каков механизм перевода с языка физиологического нервно-импульсного кода на язык психического процесса. Другие представители рационалистической философии Нового времени Г.Лейбниц, Б.Спиноза исходили из концепции психофизиологического параллелизма. Френологическая концепция Галя возвращает локализационную традицию античности и предполагает локализацию «способностей души» (аффективных и интеллектуальных) в отдельных участках коры головного мозга. Психоморфологическому подходу был свойственен редукционизм - сведение психического к физиологическому. В XIX веке на смену психоморфологическому пониманию связи между мозгом и психикой пришло динамическое понимание, связанное с именами И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского.

Психогностическаяпроблема (гнозис - познание) - эта проблема познаваемости мира. Относительно этой проблемы в философии и психологии существуют наибольшие разногласия, касающиеся:

- Представлений  о реальности, или объективности,  существования мира. Согласно концепции  субъективного идеализма, авторами  которой являются английские  философы Д.Беркли и Д.Юм, мир  сводится к субъективным образам  воспринимающего индивида, «достаточно  устранить субъекта восприятия, и вместе с ним будет устранен  весь мир». Противоположная объективно-материалистическая  концепция существования мира, данного  субъекту в его восприятии;

- Представлений  о познавательных возможностях  человека, для эмпириков характерен  больший оптимизм в представлениях  о познавательном потенциале  человека;

- Представлений  о приоритетной значимости тех  или иных познавательных процессов  в познании истины (сенсорные  и перцептивные процессы как основание знаний для эмпириков, в противоположность рационалистическим убеждениям о врожденности и божественном происхождении сущностного знания).

Основной  задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности -- от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.

Задачи психологии: 1) научиться понимать сущность психических  явлений и их закономерностей; 2) научиться управлять психическими явлениями; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности  деятельности; 4) быть теоретической  основой практики психологической  службы.

Направления психологии:

 Клиническая  психология изучает нарушения  психической деятельности человека, проявляющихся в виде болезней.

 Психопатология  занимается диагностикой и терапией  функциональных нарушений.

 Психология  развития изучает зарождение, эволюцию (изменения, свидетельствующие о  разрушении) человека с учетом  познавательных, социальных и эмоциональных  аспектов.

 Социальная  психология интересует то, как  индивид воспринимает свое социальное  окружение, межличностные и межгрупповые  отношения. 

 Когнитивная  психология изучает важнейшие  психические процессы человека: восприятие, память, обучение, речь  и т.д. Дифференциальная психология  описывает и объясняет различные  типы межличностного и межгруппового  поведения, анализируя свойственные  им характеристики.

 Психофизиология  изучает соотношение биологического и психологического в человеке применительно к его умственной деятельности и поведению.

4. Неосознаваемые побудители сознательных  действий 

Все неосознаваемые процессы можно  разбить на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) "надсознательные" процессы.

Неосознаваемым побудителям сознательных действий. Эта тема тесно связана прежде всего с именем Зигмунда Фрейда.

По мнению 3. Фрейда, психическая  жизнь человека определяется его  влечениями, главное из которых - сексуальное  влечение (либидо). Оно существует уже  у младенца, хотя в детстве оно  проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные  с ними представления вытесняются  из сознания и живут в сфере  бессознательного. Они имеют большой  энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает  им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.

Согласно представлениям 3. Фрейда, невротические симптомы - это следы  вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен - и тогда невроз лишится своей причины.

Далеко не всегда (и вы сейчас это  увидите) в основе симптомов лежит  подавленное сексуальное влечение. В повседневной жизни возникает  много неприятных переживаний, которые  не связаны с сексуальной сферой, и тем не менее они подавляются или вытесняются субъектом. Они также образуют аффективные очаги, которые "прорываются" в ошибочных действиях.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"