Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Подростковый
возраст охватывает период от 10-11 лет
до 13-14 лет и является одним из
самых сложных и ответственных
в жизни ребенка и его
Социальная ситуация
развития - это особое положение
ребенка в системе принятых в данном обществе
отношений. В подростковом возрасте она
представляет собой переход от зависимого
детства к самостоятельной и ответственной
взрослости. Подросток занимает промежуточное
положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность - эта та деятельность,
которая определяет возникновение основных
изменений в психическом развитии ребенка
на каждом отдельном этапе. Если у младших
школьников такой деятельностью является
учебная, то в подростковом возрасте она
сменяется на интимно-личностное общение.
Именно в процессе общения со сверстниками
происходит становление нового уровня
самосознания ребенка, формируются навыки
социального взаимодействия, умение подчиняться
и в тоже время отстаивать свои права.
Кроме того, общение является для подростков
очень важным информационным каналом.
В результате такой резкой смены интересов
в подростковом возрасте часто страдает
учебная деятельность, снижается школьная
мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные
успехи, родители стараются ограничить
детей в общении со сверстниками. Однако
важно помнить, что именно общение со сверстниками
является наиболее важной для подростков
деятельностью и оно необходимо для полноценного
психического развития ребенка.
Многие особенности поведения подростка
связаны не только с психологическими
изменениями, но и с изменениями, происходящими
в организме ребенка. Половое созревание
и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают
многие его поведенческие реакции в этот
период. Подростковый возраст характеризуется
эмоциональной неустойчивостью и резкими
колебаниями настроения (от экзальтации
до депрессии). Поведение подростков зачастую
бывает непредсказуемым, за короткий период
они могут продемонстрировать абсолютно
противоположные реакции:
Наиболее бурные аффективные
реакции возникают при попытке кого-либо
из окружающих ущемить самолюбие подростка.
Пик эмоциональной неустойчивости приходится
у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек
- на 13-15 лет.
В подростковый период возникает ряд важнейших
личностных задач. Основные линии развития
подростков связаны с прохождением личностных
кризисов: кризиса идентичности и кризиса,
связанного с отделением от семьи и приобретением
самостоятельности.
Кризис идентичности.
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
,для подросткового возраста характерны следующие особенности:
2 Подходы к изучению подростков: биологический, когнитивный, психосексуальный, социальный, эклектический.
Подходы к изучению подростков.
Сначала следует внимательно
Второй подход — когнитивный — имеет два главных аспекта исследований:
1) качественная модификация
2) количественные перемены, происходящие
в сфере интеллектуальной
Особенно важно выявить, как изменения в мышлении влияют на личность подростка и его поведение. Многие темы (определение коэффициента умственного развития, тесты на проверку способности к обучению, возможностей памяти, мышления, умения решать поставленные задачи и принимать решения) рассматриваются в связи с проблемами образования и обучения подростков.
Третий подход к изучению подростков — психосексуальный, исследующи
Предметом изучения являются также вопросы психического здоровья, эмоциональные переживания и последствия стресса. В сферу внимания попадают и сексуальные пристрастия, сексуальное поведение и половое воспитание подростка.
Четвертый подход к изучению подростков — социальный. Он весьма многогранен и включает в себя проработку проблем социального развития, взаимоотношений подростков друг с другом и с окружающими, вопросы формирования моральных устоев, характера, ценностей, убеждений, верований доведения. При этом принимается во внимание подростковый социум, его культура и субкультура. Взаимоотношения с родителями рассматриваются в тесной связи с влиянием на развитие подростков типа семьи. Ведь дети из заведенных, смешанных семей или из семей, где родители не занимаются своими отпрысками, сталкиваются с трудностями, присущими именно этому типу семьи. Эти проблемы подробно анализируются. Особое внимание уделяется тому, как современное общество и существующие в нем силы влияют на жизнь подростка. Существуют значительные отличия между детьми 16 разных этнических, расовых и культурных групп. Мы обращаем ваше вникание на некоторые из этих отличий и делаем сравнительный анализ. И, наконец, весьма значимыми для общества являются такие психосоциальные проблемы, как преступность несовершеннолетних, побеги из дома, самоубийства и злоупотребление наркотическими веществами.
Особый акцент делают на эклектическом подходе к изучению подростков, который является по сути дела междисциплинарным, берущим какой-либо один аспект подросткового развития, но рассматривающий их все вместе. Действительно, отдельно взятый подход не может быть достаточным и исчерпывающим. По существу, важен вклад и биологов, и психологов, и педагогов, и социологов, и антропологов, и медицинских работников. Если мы хотим получить полную картину происходящего с подростком, мы должны изучать его со всех сторон.
сам по себе подростковый период довольно
неоднороден по своему психологическомусодержа
Ранее уже отмечалось, что психологические
новообразования младшего возра
Первым таким моментом в этой сфере младшего
подростка является появленшпотребности
выйти за рамки школы, приобщиться к жизни
и деятельности взрослых.
Однако реализация этой идеи возможна,
если подросток будет соответствовать
не только требованиям окружающих его
людей (что явилось приобретением предшествующего возрастного эт
Это - второй
новый момент в мотивационной
сфере.
Третий момент состоит в появлении потребности
найти и защитить свое место в окружающей
его социальной среде. Таким образом, мы
видим, чтопсихологические
новообразования, приобретенные в
младшем школьном возрасте, открывают
перед ребенком новые возможности и связаны
они, прежде всего, с изменениями в сфере
потребностей и мотивов поведения.
Становится очевидным, что новые потребности,
изменяя социальную ситуацию развития,
обусловливают появление новой ведущей деятельности,которая
могла бы помочь подростку в разрешении
противоречий между его новыми, расширившимися
возможностями и прежними отношениями
с окружающими его людьми. Очевидно, что
новые потребности не могут быть удовлетворены
в рамках прежней ведущей деятельности -
учебной.
Само содержание названных выше потребностей
указывает и на содержание нового вида деятельности для
их реализации. Это - общение.
Общение позволяет подростку выйти за
рамки школы и там искать себя. Именно
общение помогает ему постоянно сравнивать
себя со сверстниками и вырабатывать самооценку.
Вне общения и без него невозможно найти
свое место в кругу сверстников и взрослых.
В общении и посредством его усваиваются
нормы социального поведения, нормы морали,
устанавливаются отношения равенства
и уважения друг к другу.
И если подросток не находит в
школе удовлетворяющего его общения,
он психологически «покидает»
ее, и настоящая его жизнь, его интересы
оказываются за ее стенами. В центре психологической жизни
подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает
на второй план.
Таким образом, становится понятной смена
типов ведущей деятельности в
отрочестве. Если в младшем школьном возрасте это
учебная деятельность,то
в подростковом - общение. Что же может
и должно стать продуктом ведущей деятельности в
психическом облике подростка?
К центральному психологическому
новообразованию этого возраста
Проследим этапы становления этого новообразования, имея
в виду анализ основных сфер развития
подростка - полового, познавательного
и социального. Важно установить вклад
каждой из них в конечный результат психического
развития в этом возрасте.
Но прежде чем перейти к этому анализу,
дадим краткую психологическую и
поведенческую характеристику подростка.
4 . Основные сферы психического развития подростков: половое, познавательное, социальное развитие.
5 . Акселерация. Состояние здоровья подростков.
Акселерация подростков
В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа увеличился на 1,5 см.
Данные осмотров указывает, что рост подростков в экономически развитых странах в истекшие 10 лет стал больше в среднем на 10 см, а по некоторым данным эти тенденции еще более выражены – 13-14 см.18
До 7-8 лет почти нет разницы между физическим развитием девочек и мальчиков. В среднем в год повышение их роста в этот период 5-6 см. Затем, в период полового созревания начинают появляться значительные различия в темпах роста и развития различного пола. К 9-10 годам у девочек рост замедляется до 4 см в год, а вес прибывает только до 3 кг в год, а затем резко совершается скачок: рост со скоростью 8-10 см и прибывает в весе до 9 кг в год. На этом периоде девочки превращаются в девушек, становятся выше мальков и до 15 лет опережают их в физическом развитии.
В общем, в результате акселерации средний вес, к примеру, подростков 14 лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно возрастают физическая сила рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16 лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года.19
«Скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обоняют в росте девушек, и это превышение в росте у мужчин над женщинами сохраняется в течении всей жизни.»20