Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы по психологии.docx

— 165.66 Кб (Скачать файл)

5. Реакция гиперкомпенсации  — настойчивое стремление к  успеху в наиболее трудной  для себя области деятельности. Присущая подростку робость может  побудить его к отчаянному  поведению, к вызывающему поступку, например крайне чувствительный  и застенчивый подросток выбирает  мужественный вид спорта (бокс, карате  и т. п.).

6. Реакция эмансипации  — стремление высвободиться из-под  навязчивой опеки старших, самоутвердиться.  Крайнее проявление — отрицание  стандартов, общепринятых ценностей,  норм 

закона, бродяжничество.

7. Реакция группирования  — объединение в группы сверстников.  Подростковые группы отличаются  одноплановостью, однородной направленностью,  территориальной общностью, борьбой  за господство над своей территорией  (во дворе, на своей 

улице).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психические аномалии, не исключающие вменяемости,  и личность преступника.

Говоря о психических аномалиях, не исключающих вменяемости, с самого начала нужно подчеркнуть, что нет  абстрактной психической аномалии «вообще», а есть различные по своей  психопатологической структуре  конкретные психические аномалии, по-разному  сказывающиеся на деятельности вменяемых  людей. Именно поэтому далеко не каждая психическая аномалия может рассматриваться  как обстоятельство, уменьшающее  вину и требующее смягчения наказания  при всех без различия преступлениях.

Например, какое отношение к  корыстным преступлениям вроде  спекуляции и групповых хищений  имеют психопатические черты  характера интеллектуально полноценных  лиц, будь то возбудимые, астенические или истерические психопаты? Это  люди с полноценным интеллектом, способные отдавать отчет в своих  действиях и руководить своим  поведением, но обладающие такими аномальными  чертами характера, как повышенная возбудимость, склонность к резким сменам настроения, раздражительность, неуверенность в себе, повышенная обидчивость, мнительность и т. п. Однако при групповых хищениях несомненно имеет значение и должна учитываться  умственная ограниченность, сочетающаяся, как это часто бывает, с повышенной внушаемостью, ибо в таких преступлениях  лица с подобным дефектом зачастую играют роль послушных исполнителей воли психически полноценных преступников.

При этом следует помнить, что зависимость  всего модуса поведения вменяемого лица от его социальных установок  и психологических, а не психопатологических  свойств приводит к тому, что при  наличии одних и тех же психических  аномалий возможен различный характер, различный социальный уровень их проявлений. Так, психопатическая возбудимость, предрасположенность к аффективным  взрывам в одних случаях сказывается  в бурных реакциях на недостатки на производстве, в общественной жизни, в справедливой, но чрезмерной строгости  в семье, в других — в склонности к дракам, к агрессии в случае неудовлетворения претензий. Точно  так же известно, что самовзвинчивание и амопопустительство этих лиц при  соответствующих условиях и требованиях  может сменяться корректным упорядоченным  поведением. Все перечисленное говорит  против того, чтобы рассматривать  психические аномалии вне их конкретных свойств и присущей им динамики, как некую неизменную данность, обязательно  ведущую к смягчению наказания. Этот вопрос тем более актуален, что он в последнее время привлекает внимание психиатров и юристов и  вызывает оживленную дискуссию. Однако в недалеком прошлом укоренился взгляд, что всякий анализ и оценка психических аномалий, не исключающих  вменяемости, означает якобы признание  уменьшенной вменяемости. Между  тем концепция уменьшенной вменяемости  является лишь одним из аспектов трактовки  психических аномалий, и притом, с нашей точки зрения, она неправильна.

Мы уже указывали на различное  соотношение социальных и биологических  факторов в поведении людей вменяемых  и невменяемых, чем и обусловливается  качественное отличие состояний  вменяемости и невменяемости. Поэтому, прежде всего, неправомерно само понятие  уменьшенной вменяемости как  промежуточного состояния, так как  оно неизбежно связано с переоценкой  биологических моментов в общественном поведении человека и снимает  качественные различия между вменяемостью и невменяемостью. Но даже если уменьшенную  вменяемость считать вариантом  вменяемости, что имеет место  в законодательстве ГДР, Чехословакии и др., то необходимо всегда помнить, что вменяемость есть предпосылка  вины, следовательно, уменьшенная вменяемость  влечет обязательное уменьшение вины, а значит, и наказания. Поэтому-то при таком ее толковании любая  психическая аномалия фактически рассматривается  совершенно абстрактно и изолированно, без учета других особенностей личности и обстоятельств преступления, как  обязательное условие, уменьшающее  вину и наказание. Таким образом, признавать уменьшенную вменяемость  — значит судить о юридических  последствиях антисоциального поведения  вменяемого человека, о степени его  вины и размерах наказания с учетом только психических аномалий, без  оценки ведущих социальных детерминант  личности и разнообразных отягчающих и смягчающих вину обстоятельств.

Таков юридический аспект этой проблемы. Не менее существенны и возражения против уменьшенной вменяемости  и с судебнопсихиатрической точки  зрения. Границы понятия уменьшенной  вменяемости чрезвычайно расплывчаты  и неопределенны, с этим вынуждены  согласиться даже ее сторонники. К  уменьшение вменяемым предлагается относить тех подэкспертных, у которых  имеются достаточно выраженные психические  аномалии, не исключающие, однако, вменяемости. Фактически речь идет о таких случаях, когда трудно решить, куда отнести  это лицо — к вменяемым или  к невменяемым, как это всегда бывает при выраженных аномалиях, не достигающих степени психоза.

И вот, вместо стремления определить как можно точнее вменяемость  или невменяемость таких трудных  для оценки подэкспертных, предлагается относить их к группе уменьшение вменяемых. Как указывал В. П. Сербский, признание  уменьшенной вменяемости свидетельствует  о том, что эксперты не дали себе труда вникнуть в психическое  состояние обвиняемого, в характер и глубину психических нарушений. Признание уменьшенной вменяемости  означает, что не только устраняется  стремление к максимально четкой и точной оценке каждого пациента, но и прекращается дальнейшая научная  разработка и совершенствование  судебнопсихиатрических оценок отдельных  клинических форм.

Наличие у ряда обвиняемых психических  аномалий, различных как по их психопатологической  структуре, так и по тяжести, их опосредованная роль в поведении лиц делает необходимым  изучение вопроса о том, учитываются  ли эти аномалии в судебной практике и как. Какие выводы делает суд  при вынесении приговора в  случае констатированных экспертами психических  аномалий лица?

При оценке судом личности подсудимого  нельзя рассматривать патологические аномалии с точки зрения интересующих суд вопросов изолированно, вне связи  с другими свойствами личности и  всеми признаками состава преступления. Патологические аномалии являются лишь одним из многих факторов, подлежащих оценке судом. Суд строит свое суждение о вине и степени ответственности  и назначает наказание, исходя из анализа всех элементов состава  преступления и личности преступника  в их совокупности.

При совершении преступления возможны стечения различных отягчающих и  смягчающих вину обстоятельств. И значение психических аномалий с точки  зрения характера и размеров наказания  может быть правильно оценено  лишь в их взаимодействии со всеми  перечисленными данными. Поэтому психиатры-эксперты не могут судить о том, как влияют в каждом конкретном случае психические  аномалии на наказуемое деяние, насколько  они должны учитываться при назначении наказания, так как психиатры  не компетентны в оценке той совокупности обстоятельств, в которую наряду с психическими аномалиями входят явления  и факты не психиатрического ведения.

 

  1. Причины и динамика образования социальных групп.

   под динамическими процессами понимают всю совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характерных для жизнедеятельности малой группы. К таким процессам относятся: образование группы, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад. К процессам групповой динамики относятся феномены руководства и лидерства, процессы принятия групповых решений и нормообразования, - то есть выработка групповых мнений, правил, ценностей; сплоченность и групповые конфликты. 
Кроме того, к групповой динамике относятся: процессы группового давления и другие способы регуляции индивидуального поведения. То есть все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования. К важнейшим из динамических процессов относятся: образование малых групп, процессы групповой сплоченности, явление группового давления, лидерства и руководства, процессы принятия групповых решений, эффективность совместной деятельности, как итог развития гpyпп, может быть рассмотрено становление коллектива. 
Остановимся на обозначенных процессах более подробно. 
^ Образование малой группы. Вне зависимости от причин образования малой группы (чаще всего эти причины внешне заданы функционированием общества) этот процесс включает несколько стадий.На первой стадии происходит знакомство членов группы. Происходит формирование первоначальных представлений людей друг о друге. На этом же этапе происходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности.Вторая стадия характеризуется первичным сближением членов группы, образованием системы межличностных отношений, формированием групповых норм. В процессе общения происходит выработка групповых правил поведения, ценностные ориентации. На третьей стадии начинает оформляться групповое мнение, появляются общие настроения и совместные переживания людей. Однако на данной стадии возможно появление внутри формальной группы неформальных подгрупп.На четвертой стадии происходит формирование чувства «Мы», по сути дела происходит психологическое оформление людей в группу. 
^ Групповая сплоченность. Эта характеристика рассматривается как один из основных показателей эффективности осуществления процесса группообразования. 
Групповая сплоченность - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве показателей групповой сплоченности рассматриваются:  
· уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, - чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 
· степень привлекательности, полезности группы для ее членов, - чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность. 
К числу основных факторов групповой сплоченности относятся: 
· сходство главных ценностных ориентаций членов группы; 
· ясность и определенность групповых целей; 
· демократический стиль руководства; 
· взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности; 
· относительно небольшой объем группы; 
· отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; 
· престиж и традиции группы. 
^ Групповое давление. Это явление получило название «конформности» (конформность от лат. conformis - подобный, сообразный; податливость человека реальному или воображаемому давлению группы). Конформность проявляется в изменении поведения и установок человека под воздействием группы. Конформность выступает способом разрешения осознанного конфликта между личным мнением и мнением группы в пользу последнего.Разновидностью конформности является негативизм или «нонконформизм». Что проявляется в стремлении человека непременно поступить наперекор группе. Любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную позицию. Различают конформность внутреннюю и внешнюю.Внутренняя конформность (личная) - характеризуется действительным преобразованием индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованной и объективной, чем своя точка зрения. Чаще всего сопровождается конформностью внешней. 
Внешняя конформность (публичная) – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрения или избежать санкций со стороны группы. 
Согласно эмпирическим данным, уровень конформности определяется рядом причин, в том числе: 
- характеристиками человека, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр. Причиной конформности может выступать стремление человека нравиться, получать одобрение или избежать порицания со стороны других людей. Отмечается также наличие зависимости между уровнем интеллекта, развитием самосознания и склонностью к конформности, - чем ниже интеллект, тем больше вероятность конформного поведения; 
- характеристиками группы, являющейся источником давления: размер, единодушие большинства, наличие и количество членов группы, отклоняющейся от общего мнения. Эмпирически было установлено, что увеличение группы до 3-4 человек, вместо 2, ведет к возрастанию податливости влиянию со стороны группы, дальнейшее увеличение размера группы до 10-15 человек не оказывает влияния на уровень конформности. 
^ Принятие группового решения. Под принятием группового решения понимается осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи.К недостаткам группового решения относится то, что группы обычно не способствуют проявлению творческих сил при принятии решений. Чаще всего группа подавляет творческие порывы отдельных ее членов. 
^ Эффективность совместной деятельности. Под эффективностью групповой деятельности понимают отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. 
Обычно в качестве критериев эффективности совместной деятельности выделяются следующие: 
. продуктивность (чаще всего экономическая); 
. удовлетворенность трудом, принадлежностью к группе и т. д. 

  1. Структура социальной группы. Управляющее звено социальной группы.

  Социальная общность  — совокупность индивидов, приобретающая  целостность как субъект определенного  социального действия (политического,  производственного, культурного,  этнического и т. п.). Все социальные  общности интегрированы в социум. Социум — устойчивая социальная  общность, отличающаяся общностью  культуры и единством условий  жизнедеятельности; социальная среда,  с которой контактирует личность. Различаются групповые и массовые  социальные общности. Групповые  общности характеризуются гомогенностью  (однородностью) состава, структурно-дифференциальной  организацией, деятельностной направленностью.  Различаются большие и малые  социальные группы.

социальная группа: устойчивая социально организованная общность людей, объединенных общими социально  значимыми целями с соответствующей  внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей. Наиболее развитая социальная группа — коллектив.

Основная функция  социальной группы — регуляция поведения  людей в целях реализации интересов  группы. В социальной группе индивид  не только находится в отношении  к другому индивиду, но и занимает определенные позиции по отношению  к взаимоотношениям других членов группы. Таким образом, социальная группа включает в себя не менее трех человек —  только при этом возникают внутригрупповые  отношения. Социальная группа — субъект  социально организованной и социально  значимой деятельности. Социальные группы делятся 

на большие, средние  и малые. В малой социальной группе существует управляющее звено — 

руководитель, реализующий  общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также  сублидеры образуют «мозговой центр» группы; основная масса группы —  исполнители с различным групповым  статусом. Возможно существование и  низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места (аутсайдеры). Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты.Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу.Непосредственно  окружающая человека социальная среда  — микросреда представляет собой  совокупность различных малых групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лидерство и руководство в группе: значение для анализа антиобщественного поведения.

Организация жизнедеятельности  формальной группы осуществляется руководителем  группы. Регуляция неофициальныхмежличностных отношений в группе осуществляется лидером 

Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качествами, руководитель — официальными полномочиями управления и подчинения.Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но нередко руководитель является не лидером, а только администратором. В различных ситуациях могут  быть различные ситуативные лидеры. Однако люди склонны обобщать лидерские  качества отдельной личности, считать, что если человек выступил лидером  в одной ситуации, то он сможет быть лидером и в других ситуациях. Нередко лидер становится им даже не по деловым качествам,а по способности  влиять на окружающих. Лидер, в отличие  от

руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и  не несет ответственности за достижение ее целей. Но в отдельных моментах жизнедеятельности группы лидер  может пре­

восходить руководителя. Выделяются следующие ситуативно обусловленные  типы лидеров: лидер-вдохновитель, лидер  — генератор идей, лидер —  организатор отдельных видов  деятельности, эмоциональный лидер  и т. п. В отличие от ситуативного лидера руководитель

призван:

• решать комплексные  групповые задачи;

• выявлять исходные условия, в которых действует группа;

• определять направления  ее деятельности: предвидеть как конечный результат деятельности, так и  промежуточные результаты отдельных  действий группы;

• координировать и корректировать действия группы.

Группа  вырабатывает стратегию своей деятельности, а руководитель принимает тактические  решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Природа явления лидерства и теоретические подходы к этой проблеме.

 Лидер обладает  высокооцениваемыми психическими  качествами, руководитель — официальными  полномочиями управления и подчинения.Достойный  руководитель, как правило, является  и лидером, но нередко руководитель  является не лидером, а только  администратором. В различных  ситуациях могут быть различные  ситуативные лидеры. Однако люди  склонны обобщать лидерские качества  отдельной личности, считать, что  если человек выступил лидером  в одной ситуации, то он сможет  быть лидером и в других  ситуациях. Нередко лидер становится  им даже не по деловым качествам,а  по способности влиять на окружающих. Лидер, в отличие от 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"