Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы по психологии.docx

— 165.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место и значение психических процессов, состояний, свойств и образований в сфере права. Психика – системное отражательно-регуляционное свойство высокоорганизованных живых организмов, обеспечивающее их приспособление к окружающей среде. Психика человека – субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция взаимодействия человека со средой. Идеальность образа связана с понятийным отражением.

Психические процессы – совокупность актов психической деятельности. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику. Психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные.

Познавательные процессы обеспечивают ориентировочную основу поведения, формируют его информационную базу. В зависимости от объекта отражения  они подразделяются на пять видов.

1. Сенсорные (от латинского «sensus» – чувство) – процессы чувственного отражения отдельных свойств действительности (химических и физических). Психический результат этих процессов называется ощущением. Сенсорные процессы наряду с видовой спецификой имеют общие психические закономерности: они ограничены нижним и верхним порогами чувствительности, дифференцировочным (разностным) порогом, подчинены адаптации, сенсибилизации, контрасту и синестезии.

2. Перцептивные (от латинского «percipere» – восприятие) – отражение предметов и явлений в их целостном виде благодаря осознанию их существенных отличительных признаков. Психический результат этих процессов называется восприятием. Перцептивные процессы наряду с видовой спецификой (особенности зрительных, слуховых и осязательных процессов) подчинены общим закономерностям: предметности, избирательной направленности, целостности, структурности, апперцепции, константности.

3. Интеллектуальные процессы (от латинского «intellectus» – разум) – процессы отражения существенных взаимосвязей и особенностей предметов и явлений; интеллектуальные процессы (мышление) характеризуются опосредованным и обобщенным отражением действительности (путем сравнения, абстрагирования, аналогии, экстраполяции и интерполяции); при решении проблемных задач различаются этапы познавательной деятельности и мыслительные действия, операции: сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация. В зависимости от особенностей достигаемых формальных результатов различаются формы мышления – суждение, умозаключение, понятие. Различаются также виды мышления: практическое и теоретическое, эмпирическое и научное, наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное, стандартное и нестандартное (творческое); взаимодействие сознания и подсознания обеспечивает интуитивное мышление. Устойчивая структура умственных способностей индивида называется интеллектом, который проявляется в стиле умственной деятельности индивида, стратегии решения проблемных задач, продуктивности умственной деятельности. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определение степени умственных способностей индивида посредством специальных текстов, выясняющих базовые структуры интеллекта – коэффициент интеллектуальности (IQ); высший уровень интеллекта равен 180 баллам, низший – 130. Мышление в сочетании с воображением обеспечивает высоковероятностное моделирование развития событий, обеспечивает опережающее отражение действительности.

4. Воображение – генерирование новых образов в качестве ожидаемых результатов деятельности, программ поведения, а также образов, возникающих на основе описания; образы воображения замещают информационные пробелы; воображение обеспечивает предвосхищение (антиципацию) событий.

5. Мнемические процессы (от греческого «mnema» – память) – процессы запечатления, сохранения, воспроизведения и забывания ранее воспринятого материала; различаются виды памяти (образная, логическая, слуховая, эмоциональная), системы памяти (сенсорная, кратковременная, оперативная и долговременная) и типы памяти (индивидуально-типологические особенности памяти, обусловленные особенностями направленности памяти, ведущей ролью отдельных ее видов, быстротой, объемом и прочностью запоминания); различаются также формы памяти – произвольная и непроизвольная с присущими им специфическими закономерностями.

К регуляционным психическим процессам  относятся волевые и эмоциональные процессы, которые обеспечивают сознательное поведение и спонтанно-импульсивные поведенческие реакции (см. «Воля» и «Эмоции»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ощущение и восприятие. Использование данных о закономерностях их протекания при решении оперативно-служебных задач.

     Ощущение – психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств (сенсорная чувствительность).

   Восприятие – отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецепторную систему человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений (его категоризация).

     Для получения достоверных  показаний свидетеля следователь  должен учитывать психологический  процесс формирования показаний.  Первоначальной стадией формирования  этих показаний является восприятие  свидетелем тех или иных событий.  Воспринимая предметы и явления,  человек осмысливает и 

оценивает эти явления, проявляет  к ним определенные отношения. При  допросе свидетеля следователь  должен выяснить условия, в которых  происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и  т. д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно  оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и  размеры. Им свойственно заполнять  пробелы чувственного восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия. Для пространственного восприятия характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде,как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также  предметы хорошо освещенные кажутся  более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов  связаны с контрастом восприятия.В  следственной практике важно правильно  установить время совершения расследуемого  события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и  др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются вышерассмотренными закономерностями. Неправильные показания  относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность

показаний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля  во время наблюдаемого события, его  психическое состояние и др.

В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком. В зависимости  от того, какое значение люди придают  различным особенностям личности, они  по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и  при даче свидетельских показаний  выдвигают на передний план те или  иные индивидуальные стороны другого  человека.

При производстве такого следственного  действия, как предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфическим признакам. Норма  уголовного процесса требует, чтобы  предъявляемое для опознания  лицо входило в состав не менее  трех человек. Это содействует избежанию  ложного узнавания по общим признакам (например, по росту, цвету волос, одежды и т. д.). Предъявление для опознания  группы лиц из трех человек содействует  нивелированию 82 Глава 3. Познавательные психические процессы

общих признаков и направляет процесс  узнавания на выявление индивидуальных особенностей. При предъявлении для  опознания необходимо учитывать  ряд 

объективных и субъективных условий. К объективным условиям относятся  физические условия первоначального  восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и т. п.).

К субъективным факторам опознания  относится психическое состояние  человека в момент наблюдения объекта  и в момент его опознания (испуг, отвращение, нервозность и т. д.), а также психические свойства человека (развитость того или иного  вида памяти, восприятия, способности  к соотнесениям, группировке признаков). При предъявлении для опознания  следователь должен проявлять крайнюю  осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что первая сигнальная система (непосредственное впечатление  человека) зависит от второй сигнальной системы (слова).

Для квалифицированного ведения допроса  следователю необходимы некоторые  сведения о восприятии речи человека. С физической точки зрения речь —  это комбинация звуков, изменяющихся по частоте и интенсивности. Гласные  звуки интенсивнее, согласные —  менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно отчетливее. Максимальная понятность речи возникает при интенсивности  речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в  виде связных 

слов. Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

В тех случаях, когда следователь  осматривает вещественные доказательства, место происшествия, производит допрос и очную ставку или следственный эксперимент, его восприятие осуществляется в форме наблюдения.

Наблюдение — длительное, планомерное  восприятие в целях решения познавательного  вопроса. Результативность наблюдения зависит от четкости поставленной цели, последовательности и систематичности, от предварительных знаний о наблюдаемом  объекте.

Опытные следователи имеют привычную  систему наблюдения и обладают большой  наблюдательностью — умением  подмечать малозаметные детали. Знание типичных способов преступления, типичных следов от них, приемов маскировки преступления и т. п. — все это определенным образом организует процесс наблюдения. В наблюдении восприятие особенно тесно  смыкается с мышлением. Важнейшим  приемом наблюдения является сравнение, сопоставление. Направленность наблюдения следователя определяется задачей  выявить отношение объекта наблюдения к расследуемому преступлению. Основное внимание следователя привлекают факты, имеющие значение доказательства.

Наблюдение является основным методом  изучения обстановки места происшествия. При этом следователь устанавливает  расположение и границы места  происшествия, устанавливает объекты, находящиеся на месте происшествия, и их особенности, фиксирует их положение  и взаиморасположение, выявляет отклонения от обычного их пространственного расположения. Воспринимая отдельные явления, следователь стремится установить их причинно-следственные отношения, выявить  такие 

их особенности, которые могут  быть использованы для идентификации  личности преступника. Наблюдательность является первостепенным условием успешного  проведения обыска. Практика показывает, что опытные следователи обращают внимание на малейшие признаки необычности  обстановки.

  1. Сущность и характеристика памяти, ее место в правоохранительной деятельности. Виды памяти.

    Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и  избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения  — основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и 

индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется  в настоящем и предвидит будущее.

 виды памяти: образная, логическая  и эмоциональная. 

Образная память — представления  — классифицируется по видам анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная и  т. д. По способу запоминания различают  непосредственную (прямую) и опосредованную (косвенную), т. е. механическую и ассоциативную (смысловую) память

Свидетельские показания в большинстве  случаев формируются в результате непроизвольного (непреднамеренного) запоминания. Это значительно снижает  объем и точность запоминания  и воспроизведения. На опытах установлено, что количество ошибок меньше в свободном  рассказе, чем в ответах на конкретные

вопросы. Небезынтересно также отметить, что чем выше ответственность  лица, дающего показания, тем меньше количество ошибок. Показательным является и само содержание ошибочных ответов.

Оценивая показания свидетелей и других участвующих в деле лиц, следователь должен учитывать, что  воспроизведение связано с реконструкцией ранее воспринятого. Вспоминая те или иные события, люди обычно выделяют прежде всего те стороны, которые  соответствуют их эмоциональным  состояниям. При испуге преувеличивается степень угрожающих обстоятельств, чувство ненависти содействует  воспроизведению прежде всего негативных качеств другого человека и т. п.

Запоминание различных событий  и обстоятельств свидетелями  обычно бывает непланомерным, специально неорганизуемым. Наиболее характерными ошибками воспроизведения при таком  запоминании являются:

1) смешиваются предметы (вместо  одного предмета указываются  сходный с ним другой);

2) изменяется количество предметов  (увеличивается или уменьшается  в зависимости от отношения  к событию, эмоционального состояния  и т. д.);

3) при воспроизведении событий  и обстоятельств осуществляется  их реконструкция в зависимости  от индивидуально-типологических  свойств личности и психических  состояний. 

При допросе необходимо установить прежде всего те обстоятельства, которые  были объектом сенсорной (чувственной) деятельности свидетеля, а не результатом  его суждений и умозаключений.

При производстве такого следственного  действия, как предъявление для опознания, следователю необходимо учитывать  особенности процесса узнавания. Этот процесс основан на взаимодействии восприятия и памяти.

Узнавание в ряде случаев не может  быть осуществлено мгновенно и расчленяется на отдельные моменты припоминания. Припоминание начинается с осознания  знакомости предмета, возможности соотнести  его с ранее воспринятым образом. Но переживание знакомости может  быть и ложным, так же как и  само узнавание. Это зависит от физиологического и психического состояния человека. Так, в случаях крайнего переутомления, когда затруднена аналитико-синтетическая  деятельность мозга, человеку иногда начинает казаться, что данная обстановка воспринимается повторно, хотя в действительности она воспринимается впервые (явление  «deja vu» — уже видел).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"