Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 13:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине «Психология».

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы по психологии.docx

— 165.66 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Симптомы стресса, проявляющиеся на психологическом уровне.

 Наиболее типичными соматическими проявлениями затяжного стресса и накопленных неотреагированных отрицательных эмоций служат:

А) боль в области сердца, возникающая  вне связи с физической нагрузкой  и имитирующая стенокардию. Не случайно подобные функциональные кардиалгии, боли в области сердца психогенного характера описываются интуитивно-образным выражением «принимать близко к сердцу».

Б) Боли в области шеи и головы, особенно в затылочной области или  боли мигренозного характера, охватывающие половину головы; реже — боли в височной области или в области лица, имитирующие невралгию тройничного  нерва.

В) Боль в области живота, имитирующая  заболевания органов пищеварения.

Боль в подложечной области  имитирует язвенную болезнь желудка. Возникая вначале в связи с  наплывами отрицательных эмоций, постепенно она может перерасти  в действительный гастрит или  язвенную болезнь — дистанция  до «неврогенного» органического заболеваня здесь довольно близка

Г) Боли в спине (в пояснице, в  межлопаточной области), либо расцениваемые  как проявления остеохондроза позвоночника, либо провоцирующие действительные обострения этого в прямом смысле болезненного процесса. Нередко повышение  тонуса околопозвоночных мышц сочетается с «застойным» напряжением мышц конечностей, приводя к отдаленным, так называемым мышечно-тоническим проявлениям остеохондроза позвоночника.

Д) Скачки артериального давления (обычно его повышение, реже понижение), преимущественно проявляющиеся  в колебаниях давления систолического (и изменении пульсовой амплитуды  давления).

Е) Сердцебиение или перебои сердца, заставляющие человека болезненно, с  тревожным ожиданием вслушиваться в свой сердечный ритм.

Ж) Нарушение глотания и ощущение «комка» в горле. Сюда же может  присоединяться спазм мышц, управляющих  голосовыми связками, что приводит к нарушению голосообразования («перехватило голос»). Именно таким образом человек  нередко теряет голос в минуты сильного душевного волнения.

З) Одышка, не связанная с болезнями  органов дыхания и проявляющаяся  как чувство «неудовлетворенности»  вдохом, сопровождающееся желанием вздохнуть  поглубже. (Последнее может приводить  к избыточно глубокому дыханию  — так называемый гипервентиляционный  синдром).

И) При этом часто возникает ощущение онемения и покалывания в руках (и как составная часть гипервентиляционного синдрома, и как самостоятельное  проявление). Аналогичные ощущения в ногах могут сопровождаться болезненными судорогами икроножных мышц.

(К) Заложенность носа, затрудняющая  носовое дыхание и расцениваемая  как «вазомоторный ринит». В отличие  от «чистых» ринитов, ухудшение  состояния обычно отчетливо связано  с обострением психологических  проблем (конфликтами, перегруженностью  на работе, переутомлением у учащихся 

Л) Кратковременное нарушение зрения (предметы как бы расплываются перед  глазами, и человеку приходится напрягать  зрение, чтобы сфокусировать его  и увидеть окружающее более отчетливо). Регрессионный механизм — «расфокусированное»  зрение новорожденного ребенка (переход  из водной среды в воздушную, неумение фиксировать взгляд).

М) Предыдущее часто сопровождается головокружением («как подумаю о  проблемах, голова идет кругом»), а последнее, в свою очередь, также может быть связано с неуверенностью при  ходьбе, ощущением «ватных» ног или  чувством, что «земля уплывает под  ногами». Регрессионный механизм —  ощущения ребенка, который еще только учится стоять и ходить. К головокружению могут добавляться приступы тошноты, шума в ушах, снижающего остроту  слуха — так называемый меньероподобный  синдром (лабиринтный отек). Конверсионно-символический  подсознательный механизм подобных нарушений — «Не слышу, потому что не хочу слышать».

Н) Приливы жара («кровь бросилась  в голову») или озноба («от страха все внутри заледенело»), иногда волнообразно сменяющих друг друга («бросает то в  жар, то в холод»), которые могут  сопровождаться мышечным тремором (пациент  описывает свои ощущения, как «волнуюсь  буквально до дрожи в руках  и ногах»). Регрессионный механизм — несовершенство механизма терморегуляции у новорожденного ребенка, физически  нуждающегося в тепле материнского тела.

О) Нарушение аппетита — от полного  отвращения к еде до приступов  «волчьего» голода. (Обычно пациент  рассказывает, что для того, чтобы  успокоиться в эмоциогенной ситуации, ему необходимо «заесть свой стресс»). Здесь имеют место как физиологический  механизм, связанный с депрессивными  расстройствами (описанный выше), так  и собственно психологический, регрессионный  механизм — аналогия с грудным  вскармливанием, когда ребенок в  состоянии дискомфорта либо отказывается от груди, либо, наоборот, ищет материнскую  грудь и успокаивается. Для грудного ребенка кормление — это не только удовлетворение физиологической  потребности в пище, но и важнейший  способ получения положительных  эмоций, и канал близкой телесной коммуникации с матерью (бондинга, вегетативного  резонанса).

П) Приступы психогенной тошноты (реже — рвоты), возникающие непосредственно  в стрессовой ситуации или же в  преддверии («в предвкушении») эмоционально насыщенных событий, нежелательных  встреч, связанных с неприязненными отношениями («меня от него тошнит»).

Р) Нарушения сна — бессонница или, наоборот, сонливость, сопровождающаяся ощущением того, что сна было недостаточно. Иными словами, человек после  пробуждения чувствует себя «разбитым», иногда может даже жаловаться на боли в мышцах (следствие того, что  даже во сне он не расслабляется), описывая свои ощущения «как будто всю ночь мешки таскал» или даже «как будто  палками колотили» (подобное самонаказание  может быть подсознательно желаемым для критически настроенного Супер-Эго).

С) Обильное мочеиспускание, которое  обычно возникает после приступов  паники.

Т) Разнообразные сексуальные проблемы (как снижение сексуального влечения и потенции, так и в некоторых  случаях гиперсексуальность). Нередко  они могут быть вызваны привычным  напряжением мышц области таза. Тем  самым подобные проблемы, как обнаружил  В. Райх, могут быть напрямую связаны  просто с неумением человека расслабиться в прямом смысле, то есть снять мышечное напряжение. Регрессионный механизм нарушений потенции у мужчин, женской  холодности — инфантильный отказ  от «взрослости», от своей половой  роли. Сюда же примыкают функциональные нарушения менструального цикла  у женщин (нерегулярность цикла, аменорея, предменструальный синдром).

Главным отличием всех вышеописанных психосоматических расстройств от обычных телесных страданий является характер их протекания: отчетливые ухудшения совпадают с моментами бурных душевных переживаний. 

 

  1. Когнитивная трансакциональная теория стресса. Преодоление проблемных ситуаций как деятельность личности, направленная на поддержание или сохранение равновесия между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

 В концепции стресса Г. Селье и его последователей основное внимание уделялось анализу внешнего (стресс) фактора, однако психологи, и прежде всего  
В концепции стресса Г. Селье и его последователей основное внимание уделялось анализу внешнего (стресс) фактора, однако психологи, и прежде всего Lazarus R. S., обосновали положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия. Это явилось теоретической основой развития трансакциональной когнитивной теории стресса и копинг-поведения R. S. Lazarusa. 
В теории копинг-поведения важное значение имеют механизмы преодоления стресса, определяющие развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации личности. 
В результате теоретических и экспериментальных исследований было доказано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта и психологических резервов (личностные ресурсы или копинг-ресурсы). Поэтому стресс-преодолевающее поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Копинг-стратегии – способы управления стрессирующим фактором, возникающие как ответ личности на воспринимаемую угрозу. Копинг-ресурсы – относительно стабильные характеристики людей и стресса, способствующие развитию способов совладания с ним. 
В настоящее время поведенческие копинг-стратегии подразделяются на активные и пассивные, адаптивные и дезадаптивные. К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем» как базисную копинг-стратегию, включающую все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемной или стрессовой ситуации, и стратегию «поиск социальной поддержки», включающую поведение, направленное на получение социальной поддержки от среды. К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг-стратегию «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить и активный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Управление стрессом и его профилактика в деятельности сотрудника правоохранительных органов. Модель управления стрессом.

     Эффективные техники управления стрессом

Стресс проявляется тогда, когда  человек теряет способность адекватно  реагировать на новые требования. Жизнь предполагает постоянное столкновение старого и нового, постоянное изменение, появление новых требований. Эффективный  подход к управлению изменениями  означает, в первую очередь, проведение тщательной ревизии своей компетенции  и оценку новых требований. Общая  же стратегия управления изменениями  включает шесть стадий:

1) замораживание - стадия некоторого  снижения эффективности деятельности  в связи с новыми требованиями;

2) отрицание изменений - нормальная  реакция человека на новое  как средство безопасности;

3) некомпетентность - приспособление  старых, привычных способов и  методов для переработки новых  требований;

4) размораживание - это нахождение  новых ценностей и идей, которые  бы согласовывались с новыми  требованиями и изменениями;

5) экспериментирование - попытки  нового поведения, в связи с  изменившимися ценностями;

6) замораживание - принятие и  закрепление нового поведения.

Перечисленные стратегии - личностный рост, управление эмоциями и управление жизненными изменениями - являются основными  компетенциями человека, которые  позволяют управлять стрессом, предупреждать  и преодолевать его негативные последствия, а в целом управлять своим  здоровьем и извлекать новые  резервы для повышения эффективности  своей жизнедеятельности .

Упражнения. Физические упражнения не только способствуют общему укреплению здоровья, но также помогают управлять  эмоциональным стрессом и напряжением. С одной стороны, упражнения могут  временно эмоционально удалить от стрессового  окружения или ситуации. Хорошая  физическая форма и здоровье повышает способность контролировать стресс, когда он возникает.

Релаксация и медитация. Существует множество техник релаксации и медитации, которые помогают контролировать стресс и улучшают физическое и психическое  состояние. В то время как некоторые  виды техник медитации и релаксации лучше осваивать с тренером в  классе, но также возможно обучиться  медитации самостоятельно.

Аутогенная тренировка. Разработанная  в начале 20 века, эта техника базируется на пассивной концентрации и осознании  ощущений организма. Посредством повторения так называемых аутогенных «формул» человек фокусируется на различных  ощущениях, таких как тепло или  тяжесть, в различных частях тела. Аутогенная тренировка использовалась врачами как часть терапии  при многих состояниях. Никакие особенные  физические навыки или упражнения не используются, тем не менее, люди, желающие обучиться этой технике, должны быть готовы потратить время и запастись  терпением.

Медитационные техники. Переходя от практик, связанных со специфическими религиями  или верованиями, к методам, фокусирующимся исключительно на физической релаксации, медитация является одной из наиболее популярных техник для достижения физической и умственной релаксации. Существуют тысячи различных способов медитации, им можно обучиться самостоятельно. Медитативное состояние - это одно из таких состояний, при котором  возникает глубокая концентрация и  фокусирование на своей внутренней сути, при этом происходит успокоение души, эмоций и тела. Медитативное состояние  может быть достигнуто путем структурированной (как в ежедневной повседневной практике), так и неструктурированной (например, будучи одним на улице) деятельности. Хотя можно обратиться к учителю  медитативных искусств, некоторым техникам можно обучиться и через книги  или при онлайн обучение [14].

Прогрессивная мышечная релаксация: Прогрессивная мышечная релаксация является методом, разработанным в 1930гг., во время которого мышечные группы напрягаются, а затем поочередно расслабляются. Этот метод основывается на идее, что психическая релаксация является естественным результатом  физической релаксации. Хотя вовлекается  мышечная активность, эта техника  не требует специальных навыков  или условий, и ей может обучиться  почти каждый. Цигун: Тай-ши: Йога:

 Модель управления  стрессом 
Как показано (модель управления стрессом), в начале этого процесса должна присутствовать фаза диагностики, а в конце - фаза управления. 
модель управления стрессом 
Диагноз 
Выявление требований и возможностей 
В каких ситуациях возникает стресс? 
Воздействие 
Разработка и применение обучающей программы 
Как уменьшить стресс? 
Контроль 
Измерение и оценка эффективности обучающей программы 
Касается ли эта эффекивность 
- индивида 
- работы 
- организации 
 
Любое воздействие должно учитывать не только специфические условия рабочего места, но и индивидуальные оценки, рациональные или иррациональные убеждения, эмоциональный статус работающего человека. При этом обязательна эмпирическая оценка конкретных требований и условий в конкретных ситуациях. Организационная психология предлагает множество ценных инструментов для такого диагностического анализа (например, опросник удовлетворенности работой, техника критического случая). 

 

 

 

 

  1.  Методы саморегуляции психического состояния. 

Сознание человека диалогично — даже наедине с собой человек  включен в социальное общение. Рассуждая  «про себя», углубляясь в свой внутренний мир, он взаимодействует с психическими образами социально-освоенного мира. Внутренний мир человека динамичен, он поддается  различным рекомбинациям. Образы воображения  могут противоборствовать с образами реального мира. Путем самовнушения, медитации человек способен значительно  изменить свое психическое и физиологическое  состояние. Слово может быть средством  самовнушения, может влиять на все  психофизиологические процессы. Психические  образы, произвольно актуализируемые  человеком, могут оказывать такое  же воздействие, как и реальные объекты. Человек способен полностью концентрироваться  на определенном образе или идее. Возможно даже мистическое растворение сознания, уход от действительности. В психической  саморегуляции индивида наряду с  гетерохронным внушением (внушением  со стороны) существенное значение имеет  самовнушение — аутосуггестия. Вся  сложная внутренняя жизнь человека связана с процессами самоанализа, самопрограммирования и самовнушения. Эти процессы могут быть конструктивными  и деструктивными. Человеку необходимо блокировать негативные факторы, прибегать  только к положительному самовнушению. Внедряя в сознание тот или  иной образ, мы создаем определенный регуляционный механизм. К медитации  относятся различные виды аутотренинга — психотерапевтические методы самовнушения, обеспечивающие релаксацию, расслабление, состояние покоя, достигаемое путем  принятия свободной позы, актуализации приятных, успокаивающих образов, создающих  ощущение тепла, приятного света  и т. п. Техника медитации предполагает самопогружение индивида в центр  тишины и покоя, видение себя как  бы со стороны, просматривание сценария своей жизни, содействие заживлению психических травм, освобождение от навязчивых идей, мирской суеты. Необходимо превратиться в дружелюбного наблюдателя  самого себя. В состоянии медитационной  нейтрализации сознания открывается  прямой путь к подсознанию личности, путь в глубинные и даже архаичные  сферы нашей психики

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"