Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
3. Посткритическая фаза. Способы разрешения кризиса имеют хар-р: конструктивный, проф.-нейтральный, деструктивный.
Пути преодоления кризисов проф. становления личности:
- Конструктивный; Чел-к выходит из кризиса с новыми качествами, с «пользой».
- Проф.-нейтральный; Уход в другую сферу д-сти «с головой».
- Деструктивный; Уход от кризиса, его избегание, т.е. может быть увольнение, уход с работы и т.д.
Психол. особ-сти кризисов проф. становления (Зеер)
Кризис учебно-проф. ориентации (от 14-16 до 16-17 лет). Неудачное формир-ние проф. намерений и их реализация. Несформир-ность «Я-концепции» и проблемы с ее коррекцией. Случайные судьбоносные моменты жизни. Кризис проф. обучения (время обучения в проф. учебном заведении). Неудовлетворенность проф. образованием и проф. подготовкой. Перестройка ведущей д-сти. Изменение соц.-экономических условий жизни. Кризис проф. экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к соц.-проф. ситуации (первые месяцы и годы самост. работы, т. е. кризис проф. адаптации). Трудности проф. адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами - новыми «приятелями»). Освоение новой ведущей д-сти - профессиональной. Несовпадение проф. ожиданий и реальной действит-сти. Кризис проф. роста (23-25 лет). Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Это усугубляется сравнением своих «успехов» с успехами своих сокурсников. Потреб-сть в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей. Кризис проф. карьеры (30-33 года). Стабилизация проф. ситуации. Неудовлетворенность собой и своим проф. статусом. Ревизия «Я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. Это следствие переориентации с ценностей, хар-рных для молодежи, на новые ценности, предполагающие большую меру ответственности за себя и своих близких. Новая доминанта проф. ценностей, когда для части работников «вдруг» обнаружив-ся новые смыслы в содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов). Кризис соц.-проф. самоактуализации (38-42 года). Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся проф. ситуации. Коррекция «Я-концепции» также связанная с изменением ценностно-смысловой сферы. Недовольство собой, своим соц.-проф. статусом. Психофизиол. изменения и ухудшение здоровья. Проф. деформации, последствия длит. работы. Кризис угасания проф. д-сти (55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией). Ожидание ухода на пенсию и новой соц. роли. Сужение соц.-проф. поля (меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями). Психофизиол. изменения и ухудшение здоровья. Кризис соц.-психол. адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию). Новый способ жизнед-сти, появление большого кол-ва свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной труд. д-сти в предшествующие периоды. Усугубляется это тем, что пенсионера загружают разл. домашними работами. Сужение финансовых возможностей. Соц.-психол. старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т.п. Утрата проф. идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было). Общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и сам помогал). Чувство своей «ненужности», кот. явл-ся особенно тяжелым фактором старости. Ситуация усугубляется тем, что иногда дети и внуки (те, кого пенсионер совсем недавно любил) ждут, когда он уйдет из жизни и освободит приватизированную на их имя квартиру. Резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства своей «ненужности»).
Понятие о процессе профессионального становления личности.
Факторы, определяющие
вариативность темпа и
Стадии профессионального становления (Т.В. Кудрявцева, Е.А. Климов, А.К. Маркова).
Факторы, детерминирующие появление кризисов на разных этапах процесса профессионализации.
Пути их преодоления.
№21. Проблема личности в психологии. Структура личности. Формирование и развитие личности.
№6 Системно-стркутурный подход и его значение для психологии личности. Обще-методологический принцип исследования явлений, зародился в 19 веке. В 20 веке распространился и на другие области знания. Берет начало в структурном подходе психологии (гештальтпсихология). Позволяет учитывать достижения других наук в изучении человека (биохимия – связь биохимических процессов с экстраверсией и интроверсией; авторитарность связана с особенностями восприятия человеком фигуры и фона). Позволяет выявить общие связи между свойствами и переносить их на другие особенности и на других людей. Определяется требованиями общественной практики, т.е. решение любой проблемы предполагает, что мы учитываем все особенности и их взаимосвязи. Принципы системно-структурного подхода: выделение основных характеристик (иерархичность организации свойств личности); социальной обусловленности; любая система является развивающей (личность – динамическая система); деятельностного подхода (деятельность – основа развития систем); личность – открытая и закрытая система одновременно (взаимодействие с миром, автономен, суверенен, закрыт), сознание одновременно и субъективное отражение объективной реальности, и внутренний мир человека.
№8 Активность личности, ее виды и источники. Активность – важнейшая характеристика личности, выражающаяся в том, что человек способен изменять, преобразовывать, творить окружающий мир. Активность – сложное образование, обнаруживающее себя в: познании объективной действительности; критическом, избирательном отношении к окружающим, связана с оценкой окружающих; производить выбор, осуществлять волевые усилия, принимать решение; реализовывать свои цели, намерения (удовлетворять потребности). Виды: биологическая (поддержание жизни); социальная (человеческая, реализация всех намерений, как социального существа человека); ситуативная (реактивность, типична для маленького ребенка); целенаправленная (инициативность, достижение определенной цели, управляется сознательной целью); нормативная (регулируется определенными нормами, правилами), сверхнормативная (осуществление деятельности, которая не является строго обязательной для данной личности). Источник активности – ответ на вопрос что побуждает человека проявлять активность. Все побуждения, которые могут детерминировать поведение человека, называют мотивацией. В настоящее время нет единого мнения по поводу источников активности человека, но есть множество теорий, пытающихся решить эту проблему (теории мотивации). Каждая теория личности содержит в себе ответ об источниках активности. Зная, что побуждает человека действовать можно делать поведение человека управляемым. Группы: рационалистическая (разум), иррационалистическая (биосы: человек – существо, не отличающееся от животного). Фестингер «Теория когнитивного диссонанса». Система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованности. При дисбалансе/ рассогласованности индивид стремится уменьшить его. Это стремление и выступает мотивом поведения. Уменьшить возникший диссонанс можно разными способами: изменить один из элементов системы знаний, чтобы он не противоречил другому; добавить новые элементы в противоречащую структуру знаний, сделав ее менее противоречивой и более согласованной; уменьшить значимость для человека несогласующихся знаний. Состояние когнитивного диссонанса возникает у нас не всегда, а только в том случае, когда человек рассматривает себя в качестве причины несогласованности. Аткинсон «Общая теория мотиваций». Объясняет поведение человека через стремление его к достижению определенной цели. Сила стремления к достижению цели может быть выражена следующей формулой: М=П*В*З, М – мотивация, П – потребность к достижению, В – субъективно оцениваемая вероятность достижения цели, З – личностное значение достижения цели для человека. Современные исследователи связывают детерминанты поведения человека с его потребностями. В тех или иных вариациях именно потребности рассматриваются как источник активности личности. Этой же точки зрения придерживается отечественная психология. На вопрос, что является источником активности, отвечать потребности. Но происхождение самих потребностей разными исследователями объясняются по-разному. Леонтьев – потребности возникают в деятельности; Фрейд – потребности врожденные.
№13 Понятие о свойствах личности в психологии. Изучение личности – изучение ее свойств, т.е. тех отличительных характеристик, присущих данному понятию. Платонов: свойства личности – психические явления, ставшие стойкими, хотя и не беспрерывно появляющиеся. Мерлин: те особенности, которые являются не разложимыми далее; те особенности, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности; социально-типичные свойства и одновременно индивидуально-своеобразные. Ананьев: все особенности человека, среди многообразия свойств особую роль играют социальные качества человека. Леонтьев: социально обусловленные характеристики; характеристику дать нельзя вне анализа его деятельности. Мясищев: свойства выводятся из системы общественных отношений человека (системы избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающую из всей истории ее развития и внутренне-организующую действия и переживания личности).
В качестве свойств личности рассматривают 3 группы проявлений: темперамент (поло-возрастные особенности – особенности, которые определяют динамическую сторону психической жизни человека); способности, характер (определяют успешность); направленность (система доминирующих мотивов – установки, диспозиции, мировоззрение, интересы, идеалы, мечты и т.д.).
№34 Формы психологической защиты личности. Человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно. Самоуважение = успех/ притязания (Джемс). Психологическая защита не может быть сведена к одним лишь случаям снижения уровня притязаний, а представляет собой особую регулятивную систему, используемую личностью для устранения психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих Я-образу, и сохранению его на уровне, желательном и возможном для данных обстоятельств. Понятие о защитных механизмах было разработано Фрейдом. Одним из механизмов психологической защиты является агрессия, возникающая, когда человек не может преодолеть барьеры на пути к своей цели и переживает фрустрацию. Агрессия иногда принимает форму прямого нападения на других людей, а иногда выражается в угрозах, грубости, враждебности не только по отношению к тем обстоятельствам или лицам, которые повинны в создании барьера, но и в отношении тех окружающих, на которых в этом случае срывается зло. Иногда фрустрация ведет к агрессии, которая остается замкнутой в фантазии человека. Обиженный представляет себе сцены мести, ничего не предпринимая на деле. Иногда фрустрация разрешается агрессией, направленной против самого себя. Наконец, фрустрация может вести к тому, что личность замещает деятельность, оказавшуюся блокированной непреодолимым барьером, другой, которая оказывается для нее более доступной, перспективной. Здесь мы имеем дело еще с одним механизмом психологической защиты – переключением. Рационализация и вытеснение (зарыться в песок, спрятать голову под крыло).
№36 Теории формирования личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черти личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я». Интегративные концепции. Эриксон – эпигенетический принцип. Генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Выделил и описал 8 жизненных психологических кризисов:
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникаю лишь на основе предыдущего развития. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек – существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем постоянно приобретает определенный субъективный опыт. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт – индивидуализация. Конвергенции. Основатель Штерн. По этой теории личность формируется при взаимодействии 2х факторов: социального и биологического. Биологический фактор – доминирующий. Среда – фактор, ускоряющий или тормозящий проявления врожденны и наследственных свойств и особенностей психики. Т.е. среда – катализатор развития, но ничего качественно нового она не привносит в психическое развитие. Конфронтации. Основатель Фрейд. Во внешнем плане, конфронтация – конфликт между культурой, обществом и увлечениями человека. Во внутреннем – изначальный конфликт между различными инстанциями личности (сверх Я и оно). Все теории сводятся к тому, что формирование личности идет через биологические или социальные факторы. Развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Все личностные качества биологически обусловлены, они заложены первоначально и передаются по наследству. Развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды.
Методологические предпосылки современных представлений о личности.
Теории личности в зарубежной психологии.
Общественные отношения как исходная предпосылка марксистской концепции человека.
Понимание личности
в работах отечественных
Структура личности.
Развитие и формирование личности.
Противоречия в структуре личности как движущие силы ее развития.
Социальные условия развития личности.
Наследственные предпосылки развития личности.
Механизмы развития и формирования личности.
№32. Проблема возраста и подходы к созданию различных возрастных периодизаций.
Понятие о развитии, росте. Разные взгляды на проблему развития.
Различают несколько типов разв-ия:
- физическое
- психическое
- социальное.
Выступая как внешний тип движения разв-ие представляет собой не простой всеобщий рост, а закономерное необратимое изменение, выраженное в кол-венных и кач-венных структурных изменениях. При этом старые структуры сходят в новые, претерпевая изменения, но не исчезая. Необходимо отличать от понятия «разв-ие» понятие «рост».
Рост – кол-венное изменение данного объекта.
Развитие – кол-венное и кач-венное преобразование разл. процессов, структур, механизмов, позволяющее объекту выйти на принципиально новый уровень ф-ционирования.
Филогенез – эволюционный процесс формир-ния и разв-ия живых существ (процесс эволюции психики чел-ка).
Онтогенез – процесс индивидуального разв-ия отдельного организма.
Развитие – сложный системно-организованный процесс, имеющий различные стадии, периоды, этапы, фазы, уровни, кроме того протекающий спиралевидно и многоступенчато, непрерывно и дискретно, дифференцированно и интегрировано, как переход из кол-ва в кач-во и обратно, при тенденции движения от низшего в высшему и от инстинктивных форм к разумным и от бессознательных к сознательным, при повторяемости и преемственности и необратимости, в единстве и борьбе противоположностей.
Выготский выделяет 2 типа разв-ия:
1. переформированный
(в самом начале разв-ия
2. непереформированный (не предопределено заранее, нет конечного рез-та).
Запорожец выделяет 2 типа разв-ия:
1. ф-циональное (одноплоскостное – разв-ие в пределах одного возраста)
2. кач-венное (разноплоскостное
– разв-ие рассматрив-ся на
разных уровнях, на разных
Признаки разв-ия (Вернер, Выготский):
1. дифференциации
2. расчленение ранее бывшего единым на элементы
3. появление новых сторон, элементов в самом развитии