Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_gosu_po_osnovnoy_spetsialnosti_1 (1).doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

- отчуждение и изоляция). Главная задача – поиск спутника  жизни: умение соотносить свои  желания и потребности с желаниями  и потребностями другого; умение  находить компромисс в жизн. ситуации; умение выстраивать и решать бытовые проблемы.

7. Средний возраст,  профессия и родной дом, творчество  и забота о детях и внуках; создать из себя нечто, заботясь  о ком-нибудь (+ дружность, 

- изолированность). Продолжение рода, забота о воспитании нового поколения, продуктивная трудовая деят-сть, творчество. Напротив («-») чрезмерная сосредоточенность на себе, кот. ведет к личностному застою.

8. Поздняя зрелость, ближние  и человечество, отрешенность и  мудрость; Черпать из прошлого, сопротивляться  небытию (+ чувство своей значимости, индивидуальности, - отчаяние и страх перед смертью). Приобретение к концу жизни целостности личности:

- переживания духовного  смысла прожитой жизни

- принятие своей жизни  такой, какая она есть

- личностная уверенность  в своей осмысленности прожитого

- новая любовь к  своим родителям

- человек не страшится  смерти.

Если у чел-ка есть все перечисленные признаки целостности  личности, то у чел-ка возник. мудрость. Если к концу жизни она отсутствуют, то страх, стремление прожить жизнь  сначала. С отрицательного пути нельзя прийти к положительному. С положительного можно перейти на отрицательный. «-» существует разорванность возр. периодов; не определено исходное движущее противоречие разв-ия; в саму периодизацию не включена познават. сфера.

Проблема возрастной периодизации как одна из основных проблем возрастной психологии.

Проблема классификации  периодизации. Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше  понять закономерности психич. разв-ия, выделить специфику отдельных возрастных этапов. 2 точки зрении:

- процесс разв-ия непрерывен, разв-ие идет не останавливаясь, не ускоряясь, не замедляясь, поэтому  каких-либо четких этапов выделить  невозможно;

- процесс разв-ия дискретен,  разв-ие идет неравномерно, то  замедляясь, то ускоряясь, это  дает возможность выделить фазы, стадии, уровни и периоды разв-ия.

С одной стороны есть подход, основанный на понимании психич. разв-ия, протекающий стихийно, под  влиянием множества обстоятельств. С другой стороны можно говорить о нормах каждого возраста. Существует большое кол-во периодизаций возр. разв-ия:

1. по временному охвату

- охватывают конкр.  период жизни

- охватывают несколько  периодов

- охватывают весь жизненный  цикл

2. по содержанию (Выготский)

- внешний признак

- по одному внутреннему  признаку: биологич./психич.

- по нескольким признакам.

 

Общественно-исторический характер длительности детства, возникновения  и последовательности отдельных  его периодов.

Периодизации  психического развития, охватывающие весь жизненный цикл человека.

 

№34. Психология предпринимательской деятельности.

 

Психофизиологический  подход к исследованию предпринимательства.

Психофизиол. подход смотрит  на П-скую д-сть с т.зр. некот. специфич. состояния чел-ка, отождествляющего себя с этой д-стью. Отличит. чертой бизнеса явл-ся риск – возможность потери разл. ресурсов (матер., труд., ущерб здоровью, морально-психол. ущерб, недополучение прибыли). Некот. люди любят риск, т.к. он обладает эффектом «допинга». Испытывают к нему тягу, стимулирует активность. Есть люди, кот. стар-ся избегать риска и жить спокойной жизнью (предсказуемой). Согласно нейрогуморальной теории существуют люди с повышенность симпатич. НС – симпатотоники (могут много и долго работать, не испытывая чувство усталости, т.к. у них своеобразный обмен в-в, др. электропровод-сть тканей, св-ва и скорость химич. р-ций крови). Таких людей П-ская д-сть устраивает, риск перемены и непредсказуемость для них, воодушевляет любая трудность, т.к. дает возможность проявить свои способ-сти, больш-ву людей это не св-венно, другие – терпят неудачу очень быстро.

Т.о. с т.зр. психофизиол. подхода П-ство – особое состояние, выраженное комплексом эмоц. ощущений, вызванных специфич. балансом нейрогуморальных мех-змов, а также повышенной сопротивл-стью организма стрессам.

Феноменология предпринимательства.

Одним из первых исследователей П-ства был Шумпетер. Он считал, что  П-ли помогают повышать благосостояние общ-ва и помогают ему развив-ся при  переходе экономики от одного состояния  к другому (от гос. к рыночной). Ф-ции  П-лей:

1. изготавливают новое, несут потребит-ские блага

2. открывают новые  способы, технологии

3. исследуют и осваивают  новые рынки сбыта

4. осваивают новые  источники сырья

5. изменяют стр-ру отрасли,  с помощью создания своей или  подрыва чужой монополии

6. приводят в соотв-ие  спрос и предложение на рынке товаров.

С 1990 П-ская д-сть была легализована в России.

П-ство – инициативная, самост-ная д-сть граждан и  их объединений, осуществляемая на свой страх и риск под имущественную  ответственность и направлена на получение прибыли.

В России в 1990-е П-ли появились из 3 категорий людей:

1. П-ль по неволе. Оказались  во главе предприятия при переделе  собственности.

2. административный тип  П-лей. Были у власти, быстро  поняли ситуацию и стали П-лями.

3. П-ли романтики. Взяли  ссуды и занялись своим делом.

Выделяют 3 вида совр. П-ства:

1. произв-венное. Охватывает  фазу произв-ва (изготовление товаров,  услуг, инф-ции, духовных ценностей  с последующей реализацией их  потреб-лю).

2. торговое /коммерческое. Перепродажа товаров. 30% накрутки  – этично.

3. финансовое. Перепродажи  валюты, ценных бумаг. Обмен одних  денег на другие. Самые быстрые  деньги.

В связи с П-ской д-сть  ЭП дает ответы на след. вопросы:

- каковы условия, благоприятствующие  разв-ию П-ства (соц.-эк., культурные, психол. условия).

- имеются ли какие-то отличия отечеств. и заруб. П-лей и чем это можно объяснить.

- какие люди способны  стать П-лями, как их распознать, отобрать и можно ли обучить  этому делу.

- реально ли способствовать  разв-ию психол. хар-ик успешного  П-ля.

Психол. знания способствуют разв-ию П-лей, персонала и делают их д-сть более успешной.

Предпринимательство как форма деятельности.

В совр. психологии П-ство, как правило, рассматрив-ся с позиции  традиционного д-стного подхода. Целью  П-ской д-сти явл-ся создание определ. продуктов, товаров, услуг, получение прибыли.

Мотивы, побуждающие заним-ся П-ством: деньги. Взаимосвязь между  деньгами и прибылью прочно вошла  в сознание людей. П-ская д-сть полимотивирована, она стимулир-ся множ-вом мотивов: деньги (выделяют 3 мотива):

1. деньги ради денег – быстрое извлечение прибыли.

2. деньги ради выживания  – необходимость денег для  поддержания бизнеса; бизнес –  способ выживания.

3. деньги ради дела  – стремление к самореализации, самовыражению в своем деле, стремление  к власти.

По мнению отечеств. спец-ов (Завьялова, Посохова) для российских П-лей хар-рны след. мотивы д-сти:

1. стремление к быстрому  обогащению через использование  хаотической текущей ситуации.

2. быть независимым.

3. стремление реализовать  свой потенциал.

4. стремление повысить свой статус.

Эксперим. изучение успешных П-лей дало возможность охар-ризовать мотивационно-ценностные ориентиры  их д-сти:

1. творческо-альтруистические  – стремление заним-ся любимым  делом, приносить пользу общ-ву.

2. престижно-геденистические  – стремление заслужить уважение и жить обеспеченной жизнью.

3. индивидуалистические  – быть свободным и независимым.

4. престижно-карьеристиские  – к продвижению.

5. лень /ориентир на  относительно свободное использование  рабочего времени.

6. потребительско-предпринимательские – способность накапливать капитал.

Мотив достижения успеха, редко встреч-ся мотив избегания  неудач. П-ли верят в успех и  принятие решений за их реализацию. П-ли работают страстно, увлеченно.

Шумпетер выделяет 3 мотива к П-ской д-сти:

- потреб-сть в господстве, власти, влиянии

- жажда победы, стремление  к успеху

- самосовершенствование.

В наст. время Емельянова, Паворницина приводят ситуации, послужившие  основной данного вида д-сти:

1. давление обстоятельств

2. путь из спец-ов  в П-ли

3. «инкубаторные» П-ли – редко в России (гос-во поддерживает и разрабатывает программы для молодежи, кот. хотят заним-ся своим делом; созд-ся «инкубаторы», в кот. люди проходят обучение, пишут бизнес-планы, сдают экзамены, заним-ся своим делом; льготн. налог и кредитная пол-ка).

4. П-ли по традиции  – передача дела по наследству.

5. П-ли по природе  – люди, у кот. выражен дух  П-ства, есть необходимые кач-ва.

Способы и ср-ва реализации П-ской д-сти – особые ЗУНы, необходимые  чел-ку (проф. компетентность):

1. развитая интуиция – восполняет недостаток инф-ции

2. сила воли – помогает  преодолевать трудности

3. способность доводить  дело до конца

4. развитое воображение

5. умение общаться, объединять  вокруг себя людей, создавать  команду

6. самостоят-сть, ответственность

7. рискованность, инициативность

8. новаторство.

Т.о. П-ство – новаторская  д-сть людей, принадлежащих к особой соц. группе – П-ли, обладающих специфич. способ-стями, позволяющими выполнять  эту д-сть и развивать экономику  с целью получения прибыли.

Психологический портрет предпринимателя.

Одним из первых создателей портрета П-ля был Зомбарт, утверждавший, что есть понятие «дух П-ства». Этот «дух» проявл-ся в 3 составляющих:

1. бюрократия (преданность  корпорации, кропотливая работа  ради ее процветания). 2. мещанство  (коммерч. смекалка, благонадежность, разумная экономия, хоз-венность, деловая мораль, рац. видение дела). 3. капиталист. П-ль должен обладать след. кач-вами: организатор; торговец; завоеватель (энергия, упорство, постоянство).

Юнг: к П-ской д-сти  способны более экстраверты. Влияют кач-ва на успех П-ства: активность; энергия; здоровье; внутр. локус-контроля; коммуникат. компетентность; креативность; интуиция; в меру агрессивность; не боится грязной работы.

В. Зомбарт выделил  следующие типы предпринимателя:

завоеватель - умение составлять планы, влечение к осуществлению плана, воля к д-вию.

организатор - умение соединить людей в успешной, совместной д-сти, так расположить людей и предметы, чтобы д-сть успешно проявилась. П-ль должен обладать организаторскими способ-стями: продуктивной оценкой, талантом заставить работать на себя и на фирму;

торговец - П-ль должен уметь вести деловые переговоры, договариваться, сговариваться с поставщиками и кл-тами.

Хизрич и Питерс описывают 8 типажей  П-лей, у кот. имеются определ. черты, мешающие и препятствующие успешному П-ству;

флюгер - хар-рна исключительная чувствительность к определению перспективных направлений в П-ской д-сти или разв-ии фирмы, но редко доводит дело до конца и особенно не любит разбираться с мелочами и частностями;

простак - склонен упрощать, считает, что любое новое предприятие можно создать очень быстро; он может заставить других поверить в самый невероятный проект; хороший торговец;

недотрога - влюблен в свою идею, каждого подозревает в намерении украсть ее, данная недоверчивость и подозрительность мешают ему в установлении отношений взаимопомощи и доверия;

всезнающий - обладает познаниями в области теории, однако его знания редко подкреплены практич. навыками и изменениями;

аккуратист - настолько привык к порядку, что в случае, когда ситуация мен-ся, он тер-ся и не может быстро с ней справиться;

философ - не стремится воплотить идею в реальное дело, любит посещать разл. дискуссии и семинары, не рвется к конкр. делам и свершениям, при первой возможности передает реальные дела другим людям;

инопланетянин - не имеет адекватной мотивации и реальных целей для создания и разв-ия собств. дела;

изобретатель - заботится больше о своем изобретении, чем о создании и развитии П-ского дела.

Воронин выявил 4 психол. типа П-лей:

«свой парень»: эмоц-но устойчивый, добрый, отзывчивый, легко вступающий в контакт с окружающими, адаптирующийся в сложных ситуациях, высокоинтеллектуальный, способный логически мыслить, ориентированный на достижение успеха;

«супермен»: смелые в соц. и эмоц. плане люди, быстро реагирующие на изменение окр. обстановки, имеют ср. или ниже ср. ур. интеллекта, умеют находить контакт с окружающими, стремятся к лидерству;

«кустарь-одиночка»: хар-ризуется погруженностью в себя, нежеланием вступать в какие-либо соц. контакты, мотивированы на достижение успеха, но хотят добиться его самост-но;

«формальный руководитель»: люди с высоким ур. самоконтроля, разделяющие общепринятые нормы и правила, склонные брать на себя ответственность за принятие решения, эффективные в д-сти, требующие постоянства, настойчивости и упорства.

Грищенко, Новикова и Лапша выделяют след. типы вар-тов поведения П-лей:

«пораженцы»: эмоц.-неустойчивые, вследствие чего свернули дело, перешли в другую сферу;

«стойкие»: эмоц.-устойчивые, будут заниматься делом, пока хватит сил;

«рвачи»: стрем-ся заработать как можно быстрее и как можно больше денег;

«теневики»: самые эмоц.-устойчивые, уходят в «черный бизнес»;

«перебежчики»: заработают деньги и уедут за границу.

 

История понятия предприниматель (Основные этапы развития предпринимательства от древности до наших дней).

Основные исторические формы  предпринимательства: торговое, промышленное, банковское.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"