Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
- В труде используются
орудия, имеющие культурно-
- В труде люди вступают
между собой в особые
Труд существует в 2 основных формах: «живой труд» - как возможность создания благ и богатства, это сам процесс труда, сама трудовая д-сть; абстрактный труд – выраженный в стоимости произв-венных благ.
Историческое разделение труда по разл. отраслям и видам д-сти (по профессиям) рассматривается как условие прогресса, так как в рез-те повышается кач-во произв-ва. Деление труда (особенно на физический и умственный) рассматрив-ся также как осн. условие возникновения соц. неравенства и классов, т.к. были выделены те, кто управляет, и те, кто подчиняется.
Наиболее традиционная и простая классификация видов труда по их проф. принадлежности – труд врача, учителя, инженера и пр.
По хар-ру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.
По хар-кам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд делится на:
1. Оперативный (управляющий)
- Операторский (взаимод-вие с техникой);
- Творческий (стандартный – преподавание, лечение, нестандартный – научная работа, сочинение музыки, литературных произведений);
- Эвристический (
2. динамический и статический.
3. однообразный (монотонный)
и разнообразный (по
В зависимости от условий деятельности выделяют труд:
- в комфортных условиях (гигиенические пар-тры среды в пределах нормативных значений);
- в нормальных условиях;
- в допустимых;
- в необычных условиях
при постоянном возд-вии
- в экстремальных условиях (при высокой ответственности, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и пр).
Также принято разделять труд на исполнительский и управленческий. Исполнительский хар-ризуется тем, что субъект труда непоср-венно возд-вует на его предмет, при этом контактирует с другими людьми. Управленческий труд, как правило, не предполагает прямого возд-вия на предмет, однако обязательно предполагает организацию субъекта труда и других людей.
По форме организации труда выделяют:
- регламентированный (с
определенным распорядком
- нерегламентированный (со свободным расписанием)
- смешанный (пересмена, вахта)
Также общим явл-ся разделение труда на индивидуальный и совместный (коллективный). Совместный делится на непоср-венно-совместный и опосредованно-совместный. Совместный труд – это организация систематической трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей труда, его простр-венно-временных условий. В совр. обществе фактически любая трудовая д-сть по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальный труд можно только условно рассматривать как изолированную систему, так как она реально всегда включена в структуру совместной д-сти.
К изучению видов труда можно было бы подойти с психофизиологической точки зрения:
1. Автоматический рефлекторный
труд. Примеры: вертельщик ручки
веялки, ручной мельницы и т.
д. Задания и приемы работы
неизменны. Движения
2. Полуавтоматический привычный труд. Примеры: телеграфист, машинистка и т. д. Задания и приемы однообразны, но ритм переменный, сложный и прерывистый. Память моторная. Воля пассивная.
3. Шаблонный исполнительный
труд – по указке. Примеры:
токарь, слесарь, модельщик, тапер,
счетовод, конторщик. Задания и
приемы многообразны, но заранее
заучены и строго определены
инструкциями, чертежами, шаблонами
и т.д. Необходима работа
4. Самост. труд в пределах
задания. Примеры: учитель,
5. Свободный творческий труд. Примеры: ученый, художник, композитор, писатель и т.д. Задания и приемы предоставл-ся свободному выбору самого трудящегося. Рез-т труда выраж-ся в оригинальных комбинациях приемов конструкций и идей. Работа внимания, памяти, способ-сти суждения, интуиции. Необходимо высокое волевое напряжение.
Эта классификация дает 5 осн. типов труда. Но законы утомления, нормы продолжительности труда, методы поощрения к труду и др. для каждого из осн. типов труда будут различны.
В кач-ве наиболее общих
подразделений труда с производ
1) моторный труд рабочих,
куда относим профессии, в кот.
2) исполнительный труд мастеровых, куда относим профессии, в кот. гораздо большее значение принадлежит ловкости, т.е. приобретенным навыкам, чем глубокой физической силе.
3) организующий труд
служащих, физическая сила, кот. не
играет никакой роли, а на первое
место выступает способ-сть
Для каждого этапа разв-ия общ-ва хар-рно появление новых отмирание старых видов трудовой д-сти.
Психологическая характеристика профессии различных типов (5 типов Климов).
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:
1. «Человек - живая природа»
(П). Представители этого типа
профессий имеют дело с
2. «Человек - человек» (Ч). Предметом интереса, обслуживания, распознавания, преобразования явл-ся соц. системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, парикмахер, инженер-организатор произв-ва, врач, учитель, соц. работник).
3. «Человек - техника» (Т) и неживая природа. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, техник-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник- технолог).
4. «Человек - знаковая система» (3). Естественные и искусственный языки, условные знаки, символы, цифры, формулы (оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед).
5. «Человек - художественный
образ» ( X ). Явления, факты
В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по признаку целей (второй ярус):
- гностические профессии (Г) - (исследователи);
- преобразующие (П) - (учитель, экскурсовод)
- изыскательные (И) - (летчик, раскройщик, композитор).
По признаку основных орудий, ср-в труда в рамках каждого класса выделяют 4 отдела (третий ярус):
- профессии ручного труда (Р);
- профессии машинного
труда (машины с ручным
- профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А);
- профессии, связанные
с преобладанием
По условиям труда профессии можно разделить на 4 группы (четвертый ярус в приведенной схеме):
- работа с условиями микроклимата, близкими к бытовым, «комнатным» (Б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ;
- работа, необходимо связанная
с пребыванием на открытом
воздухе в любую погоду (О): агроном,
монтажник стальных и
- работа в необычных
условиях (на высоте, под землей,
под водой, при повышенных и
пониженных температурах (Н): антенщик-мачтовик,
водолаз машинист горного
- работа в условиях
повышенной моральной
Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Климов наметил четыре их группы:
- Двигательные (д-вия перемещения, расположения, поворота и т.д.).
- Познавательные (гностические) д-вия, д-вия восприятия, воображения и логические д-вия.
- Д-вия межличностного
общения; диагностирующие,
- Д-вие по согласованию усилий.
Климов намечает 8 осн. факторов, определяющих проф. выбор:
1) позиция старших, семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьного пед. коллектива;
4) личные проф. и жизненные планы;
5) способности и их проявления;
6) притязание на общественное признание;
7) информированность о той или иной проф. д-сти;
8) склонности.
Требования:
1. развитое воображение, наглядно-образное мышление, зрит. память, наблюдательность, способ-сть предвидеть и оценивать природ факторы
2. хорошая координация движений, точное зрит., слух., кинестетич. воспр-е, творческое мышление, умение переключаться и умение концентрировать внимание, наблюдательность.
3. стремление к общению доброжелательность, выдержка, умение улаживать разногласия между людьми, эмпатия, умение находить общий язык, убеждать, собранность.
4. хорошая оперативная
и механическая память
5. художественые способности, зрит. восприятие наблюдательность, зрит. память, творческое воображение, знание эмоц. возд-вие на людей.
Актуальные проблемы (теоретические и практические) психологии труда.
Труд как ведущая деятельность в развитии психики человека.
Психологическое содержание труда.
История отечественной и зарубежной психологии труда.
Специфика и основные направления деятельности психолога в сфере труда.
Перспективы психологии труда.
Психологическое профессиоведение.
Профессиография как средство организации психологического изучения профессии и профессиональной деятельности человека.
Понятия профессиография, профессиограмма, психограмма профессии.
№39. Зарубежная психология периода открытого кризиса (1910 - 1930 г.).
№39 Проблема мотивации и личности в теории А. Маслоу.
Абрахам Маслоу (1908-1970). Его собств. теория, кот. он выработал к 1950-м, появилась на основе детального знакомства с осн. психол. концепциями, существовавшими в тот период.
Равновесие, укорененность в среде отрицат-но влияют на стремление к самоактуализации, кот. и делает чел-ка л-стью. Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психич. жизни к поведению, что было св-венно бихевиоризму. Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазв-ию. Исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потреб-стей чел-ка, кот. выглядит след. образом:
1. физиол. потреб-сти – пища, вода, сон и т.п.;
2. в безопасности – стабильность, порядок;
3. в любви и принадлежности – семья, дружба;
4. в уважении – самоуважение, признание;
5. в самоактуализации – разв-ие способ-стей.
Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потреб-сти наход-ся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более выс. потреб-сти (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетвор-ся более эл-тарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потреб-сть в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение чел-ка несмотря на то, что его физиол. потреб-сти не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потреб-стей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потреб-сти в 2 класса: потреб-сти нужды (дефицита) и потреб-сти разв-ия (самоактуализации). В то же время больш-во представителей гуманистич. психологии приняло термин "самоактуализация", введенный Маслоу, как и его описание "самоактуализирующейся л-сти". Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутр. природу и научиться "сонастраиваться" в соотв-вии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, кот. изменяют отношение чел-ка к самому себе и к миру и стимулируют л-стный рост. Это может быть мгновенное переживание - "пик-переживание" или длительное - "плато-переживание". Описывая самоактуализирующуюся л-сть, Маслоу говорил, что такому чел-ку присуще принятие себя и мира, в том числе и др. людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им св-венно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окр. среды и культуры. Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти мех-змы не были раскрыты. Считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть чел-ческой л-сти. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способ-стей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собств. слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для л-сти, останавливает ее рост. Невротики - люди с неразвитой или неосознанной потреб-стью в самоактуализации. Общ-во по самой своей сути не может не препятствовать стремлению чел-ка к самоактуализации. Ведь любое общ-во стремится сделать чел-ка своим шаблонным представителем, отчуждает л-сть от ее сути, делает ее конформной. В то же время отчуждение, сохраняя "самость", индивид-сть л-сти, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому чел-ку необходимо сохранить равновесие между этими 2 мех-змами, кот. стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, явл-ся идентификация во внешнем плане, в общении с окр. миром, и отчуждение во внутр. плане, в плане разв-ия самосознания. Именно такой подход дает чел-ку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, т.к. во многом отражала взгляды этой соц. группы на взаимосвязь между л-стью и общ-вом. Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны л-сти. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазв-ия и самосовершенствования любого чел-ка.