Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы и ответы по психологии.docx

— 210.66 Кб (Скачать файл)

8. Для  ассоциативной связи  впечатлений и  их последующего воспроизводства  особо  важным  представляется  то,   являются  ли они разрозненными или представляют собой логически связанные друг с другом части единого целого.

9. Повторения подряд заучиваемого  материала менее продуктивны  для его запоминания, чем распределение  таких повторений в течение  определенного периода времени,  например в течение нескольких  часов или дней.

10. Новое повторение способствует  лучшему запоминанию того, что  было выучено раньше.

11. С усилением внимания  к запоминаемому материалу число  повторений,   необходимых для его  выучивания  наизусть,     может быть   уменьшено,   причем   отсутствие   достаточного   внимания   не может быть возмещено увеличением  числа  повторений.

12. То,  чем  человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

13. Редкие,  странные,  необычные    впечатления  запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление,  полученное человеком, не остается  в его памяти изолированным.  Будучи запомнившимся в одном  виде,  оно  со  временем  может  несколько  измениться,  вступив  в ассоциативную  связь  с другими  впечатлениями,    оказав  на   них влияние и в свою очередь изменившись под их воздействием.

Несмотря на то, что в  искусственно созданных лабораторных исследованиях Эббингауз не учитывал, например, такие факторы, как мотивы, цели, установки мнестической деятельности, принцип ассоциации не утратил своего значения и сейчас используется в  психологии (например, в когнитивных  теориях является основным принципом  устройства долговременной памяти).

32. Виды памяти, развития памяти.

Виды памяти Рассмотрим основные виды памяти.

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над  информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. 
 Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1.   От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. ,       -1

2.  От приемов заучивания. Приемы заучивания:               

 а.   механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;                       

 Ь.  логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;                        

 с.  Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

d. мнемотехнические приемы  запоминания (специальные приемы  для облегчения запоминания).

Выделяют  также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная  память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с  сознательным доступом (т.е. человек  может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.  

 

У ребенка память непроизвольная (запоминает то, что привлекательно). О памяти мы можем говорить, когда ребёнок  узнает маму. В конце дошкольного детства появляется произвольная память. В младшем школьном возрасте произвольная память развивается. С 7 лет начинает доминировать мышление. Психические функции интеллектуализируются и благодаря этому развивается смысловая память (прежде чем запомнить текст, его понимает). Ребёнок овладевает приемами запоминания: мнемические.

 

34. Особенности воображения.

Понятие воображения.

ВООБРАЖЕНИЕ — способность человека к построению новых образов путем переработки  психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Воображение выражается:

1) в построении образа  средств и конечного результата  деятельности предметной субъекта;

2) в создании программы  поведения, когда проблемная ситуация  неопределенна;

3) в продуцировании образов,  кои не программируют, а заменяют  деятельность;

4) в создании образов,  соответственных описанию объекта. 

Сущность  воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Разновидности воображения.

Можно выделить несколько  видов воображения, среди которых  основные:

1) пассивное - подчинено внутренним, субъективным факторам, в ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания, в чём и заключается отличие пассивного воображения от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей;

- произвольное (мечтательность, грезы) - проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;

- непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

2) активное - всегда направлено на решение творческой или личностной задачи; человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю:

- артистическое – даёт возможность многогранного перевоплощения в различных одушевлённых и енодушевлённых персонажей (особенно проявляется в актёрской деятельности);

- творческое - вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности;

- критическое – напрвлено на выявление недостатков;

- воссоздающее - происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.; - 

антиципирующее - лежит в основе такой очень важной и необходимой способности человека, как предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.; осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий,

В психологической науке также, кроме  видов воображения, различают формы  воображения. К формам воображения относятся:

1) мечты - особая форма воображения, локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества; планы на будущее, явленные в воображении субъекта и исполняющие важные для него потребности и интересы

2) фантазии - Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью; творческая активность, порождающая фантазия, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности;;

3) грезы – оторванные от действительных возможностей, несбыточные мечты;

4) сновидения - субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна — преимущественно в фазе сна быстрого (парадоксального); психический процесс в периоде сна, сопровождающийся зрительными образами;

5) галлюцинации - восприятия, переживаемые при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции; восприятие реально отсутствующих предметов, субъективно признаваемое реальными;

 

 

 

35.Психологическая  характеристика мышления.

Мышление в  структуре познавательных процессов.

мышление в структуре  психики личности относится к  психическим познавательным процессам, которые обеспечивают отражение  и осознание людьми воздействий  окружающей действительности.

 

Общефилософские основы исследования мышления.

В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между  материализмом и идеализмом. Исследование мышления занимает одно из центральных  мест во всех философских учениях, как  прошлого, так и настоящего.

Мышление в настоящее  время исследуется не только психологией, но и различными другими науками - философией, логикой, физиологией, кибернетикой,лингвистикой и т.д.

 

Мышление как  форма познавательной деятельности.

Мышление — предмет  комплексных, междисциплинарных исследований. В частности, физиология изучает  мозговые механизмы, с помощью коих реализуются акты мышления. Кибернетика  рассматривает мышление как информационный процесс, фиксируя общее и различное  в работе компьютера и в мыслительной деятельности человека. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. МЫШЛЕНИЕ — одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.

Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления. Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром

 

36.Виды  и формы мышления.

Формы и виды мышления.

В психологии наиболее принята  и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:

1) наглядно-действенное - один из видов мышления, характерный  тем, что решение задачи производится  путем реального, физического  преобразования ситуации, опробования  свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование  предметами и обслуживающая прежде  всего практические задачи;

2) наглядно-образное - один  из видов мышления — мышление, в основе коего лежит моделирование  и разрешение ситуации проблемной  в плане представлений; связано  с представлением ситуаций и  изменений в них; с его помощью  особенно полно воссоздается  все многообразие различных фактических  характеристик предмета, ибо образе  может фиксироваться одновременно  видение предмета с нескольких  точек зрения;

3) словесно-логическое - один  из видов мышления, характерный  использованием понятий, логических  конструкций; функционирует на  базе языковых средств и являет  собой самый поздний этап исторического  и онтогенетического развития  мышления; в его структуре формируются  и функционируют различные виды  обобщений;

4) абстрактно-логическое (отвлеченное)  мышление - вид мышления, основанный  на выделении существенных свойств  и связей предмета и отвлечении  от других, несущественных.

Считается доказанным, что  мышление словесно-логическое — самый  поздний продукт исторического  развития мышления и что переход  от наглядного к абстрактному мышлению составляет одну из линий этого развития. Мышление наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое — последовательные стадии развития мышления.

Выделяются также  мышление:

1) теоретическое - один из видов мышления, обычно противопоставляемый мышлению практическому. Направлено на открытие законов, свойств объектов и пр.; ставится задача выработки новых методологических средств, кои можно переносить в принципиально иные ситуации;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"