Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:47, шпаргалка

Краткое описание

1.Место психологии в системе наук о человеке.
2.Психология как наука.Специфика психологического знания.
3.Естественно-научная и гуманитарная парадигры в психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

вопросы и ответы по психологии.docx

— 210.66 Кб (Скачать файл)

Фазы  восприятия : 1) получение первичного материала. 2) его интерпретация. Восприятие – опосредованный процесс. Восприятие – непосредственный контакт с реальностью.

2. Пространство. Идеальное  протяженное 3-мерное пространство. В нем есть фигуры, обладающие  свойствами. Земная поверхность,  на которой живем. В нем есть  сочетание объектов. Они состоят  из веществ. Человек существует  в мире поверхностей, имеющих  текстуру. Они переходят друг  в друга. Объект – встроенная  часть жизненного пространства  как компоновки поверхностей, встроенных  друг в друга. 

Время. 4 измерение пространства. Идея прошлого, настоящего и будущего. Событие во времени может рассматриваться  в разном объеме. События во времени  встроены друг в друга.

Источник извлечения возможности  – окружающая среда.  Экологическая  оптика.  Зрительная  информация извлекается из светового потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Структура светового потока постоянно меняется во времени. Восприятие инвариантов. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты – источники зрительной информации.

В мире нет разницы между  тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”. Основной механизм извлечения возможности – внимание  к  объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Субъект восприятия целостен, встроен в мир..

2 теории - эмпиризм и нативизм.

Эмпирическая теория - для  возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психических  способностей. Гельмгольц - нативист и  критикует эмпирич. теорию: 1)она  вводит лишнюю гипотезу 2)существуют пространств. перцептивн. образы, которые почти  никогда не совпадают с действительностью  и не улучшаются с приобретением  опыта. 3)непонятно, как с помощью  этих первичных пространственных ощущений можно объяснить зрительное восприятие, если они преодолеваются с приобретением  опыта точного знания.

То, что представления  не равны объектам, заложено в природе  нашего знания. Представления о мире отражают закономерные последовательности внешних явлений. единственно верные представления - это те, которые сформированы по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.

Когнитивно-ориентированная  теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте

 

29.Общее  представление о внимании. Виды  и свойства внимания.

Определение и основные свойства внимания. Классификация  видов внимания

Основные  определения внимания. В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. 2 основные характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). Внимание как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс. Внимание – наличие особой активности субъекта, оснащенной специальными средствами и связанной с усилием субъекта. В. всегда подразумевает активность, В - активная селекция; это формирование и проявление перецептивной установки на один объект при игнорировании других.; это состояние ясности и отчетливости содержания сознания; это готовность замечать ч-т. в поведении другого и реагировать на это ; это направленность и сосредоточенность псих. деятельности. направленность (направленность - выбор и поддержание данной деятельности; сосредот. - отвлечение от др. деят. и углубление в данной деят.); это особ. деятельность контроля (идеальная, сокращенная, автоматиз); феноменальное и продуктю проявление работы вед. уровня организ.  деятельности ÞÞ в - это всегда выбор, селекция  и избирательность., а также сосредоточение и борьба с отвлеч.

Св-ва. Внимание как состояние (фиксир. полож. в кот. ч-т или к-т нах.) и как процесс (вовокупн. последоват. этапов , кот привод. к к-т. состоян)  им. разн. св-ва. У вним. как состояния 4 св-ва:

1. направленность, кот. определяется  областью направленности прожектора (внутр. или внеш)

2. степень (интенсивность)  

3 объем (число простых  впечатл. или идей осозн. четко  в данный момент)

4. концентрация (сосред) здесь  объем и степень нах. в обратн. зависимости. Вним. как процесс: 1. колебания - непроизв. изменения вним. 2. отвлечение - непроиз. измнение направленности, 3. сдвиги - непр. изм. объема, 4. перекл. - преднамеренное измен. направленности, 5 устойчивость - опред. частотой колеб. и сдвигов, 6. распределение - возм. направл. в. одноврем. на неск. объектов. 7. подвижность -  быстрое изм. напрравл, степени, объема.

Виды:

1) Джеймс выделил 3 типа: 1. по объекту сознания (сенсорное и умственное);

2 аффетивное (непоср. - если  объек интересен сам по себе  и производное - в связи с  др. объект.);

3. пассив. (мы обраш. на  него внимание скорее благодаря  его природе, чем силе воздейств.  на к-н. прирожденное стремление  и в силу этого приобр. привлекательность)  и активн. \ произвольн.(всегда апперцептивно, мы делаем усилия для направл  в.).

Непрозв. в: главная побуд. сила не в субъекте, а в объекте и челов. вним. незав. от от сознат. целей и их частоназ. пассивн. . Типы: а. вынужденное (врожденное), выз. объектами с определ. хар-ками (интенсивность, ритмичность повторения, неожиданное); б. невольное (завис. от инд. опыта  и возн. в проц. подлаживания, а объекты попад.  во вним.  в период при актуализ. потребности); в. привычное (зав. от целенапр. и воспит.).

Произвольное: отлич. его признак - сознат. намерение обратить на ч-т. вним. а. волевое (конфликт м. выбранным объектом и тенденциями непроиз. в. Þвозник. чувство напряжения); б. выжидательное (если челов. предупр. и ждет); в. спонтанное (волевое превр. в нов. ф.) .

2) другая  классиф.: 1.. селективное (анализируется в услов. действ. неск. объектов. По модальностьи - зрительное ....). Селективн. отл от фокусировки (мы приспосабл. к к-т. ответу, что надо делать с этим стимулом), тем , что мы сосред. на выходе на к-т. признаке. 2. распределоенное (одновр. вып действий); 3. непрерывное (длит. и монотон. задачи)

3) Другая  классиф. 1) по предмет, 2) по функции, как процесс решения задачи; 3) по генезу.

(1) предметное содержание  деятельности, требующей внимания. У. Джемс: виды внимания по  связи с познанием: а) перцептивное  внимание – наблюдательность (восприятие); б) интеллектуальное внимание  – проницательность (мышление). Всякая  деятельность непроизвольно сопровождается  потоком сознания, которое позволяет  контролировать исполнение действий  – исполнительное внимание. (2) А.  Смирнов: любая деятельность сопровождается  мнемической направленностью. Задача: а) цель и усилие по ее  достижению - непроизвольные и произвольные  процессы; б) средства – непосредственные  и опосредованные процессы; в)  роль в процессе переработки  информации (когнитивная информация) – П. Я. Гальперин: функция  внимания – контроль. Внимание  – движение психического контроля, автоматизированный контроль. (3) Н.  Ф. Добрынин: функциональные критерии  уровней развития: 1) наличие цели  – непроизвольное и произвольное  внимание; 2) наличие средств –  непосредственное и опосредованное. Уровни: 1) пассивное (натуральное  – вслед за объектом); 2) ВПФ  (активность); 3) послепроизвольное (активность  личности).

 

29.ВНИМАНИЕ. ВИДЫ И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте, обеспечивающий его наиболее ясное отражение.

В нервной системе под  влиянием внешней или внутренней системы возникает очаг возбуждения, который на определенное время господствует над другими участками, доминирует. Этот принцип доминанты лежит  в основе физиологических механизмов внимания.

1.   По активности человека в организации внимания различают 3 вида:

·   Произвольное – управляется сознательной целью, оно тесно связана с волей человека, основной функцией является активное регулирование протекания псих.процессов;

·   Непроизвольное – наиболее простое  и генетически исходное, оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей;

·   Послепроизвольное – это сосредоточивание на объекте, в силу его ценности для личности.

2.   По местонахождению объекта:

·   Внешнее

·   Внутреннее

Свойства  внимания:

1.   объем внимания – измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени (4-6 объектов);

2.   распределение внимания – выражается в том, что человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов;

3.   переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;

4.   устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту (15-20 мин.);

5.   отвлечение.

Свойства  личности, связанные со вниманием:

·   невнимательность;

·   внимательность;

·   рассеянность (мнимая и подлинная);

·   наблюдательность.

 

30.Теории  внимания.

Основные теории внимания.

В. можно определить как  готовность со стороны организма  к восприятию окружающих его стимулов. Исторически сложилось так, что понятие В. заняло центральное место в области психологии. В к. XIX — нач. XX вв. представители функционалистских и структуралистских школ психологии считали В. центральной проблемой, хотя и подчеркивали разные его аспекты.

Функционалисты ставили в центр избирательный характер В. как активной функции организма, осн. на его мотивационном состоянии. Т. о., признавая, что В. иногда м. б. пассивным и рефлекторным, они сосредоточивались на его произвольных аспектах и на том обстоятельстве, что именно В. определяет содержание получаемого организмом опыта.

Структуралисты, напротив, рассматривали В. как состояние сознания, к-рое заключается в повышенной концентрации и имеет следствием ясность впечатлений. Тем самым они сделали выбор в пользу изучения условий, приводивших к макс, выделенности объекта сознания или ясности восприятия.

Гештальт-психологи, ассоцианисты, бихевиористы и психоаналитики были склонны вообще игнорировать В. при построении своих теорий, в лучшем случае отводя ему малозначительную роль. К сожалению, за все эти годы непримиримой борьбы между теорет. направлениями в психологии для исслед. В. было сделано сравнительно немного.

Многие современные теории  внимания исходят  из  того, что наблюдателя  всегда  окружает множество признаков.  Возможности нашей нервной системы слишком ограничены, чтобы ощущать все  эти миллионы внешних  стимулов, но даже  если бы  все  они нами обнаруживались,  мозг не смог  бы их обработать, так как наша пропускная  способность обработки информации тоже ограничена. Наши  органы чувств, подобно другим средствам  связи, работают вполне  хорошо, если количество обрабатываемой информации находится в  пределах их возможностей; при перегрузке происходит сбой. Целостную теорию внимания  первым в зарубежной психологии разработал  британский ученый  Бродбент. Эта теория, названная моделью с фильтрацией, была связана с так называемой одноканальной теорией и основывалась на идее о том, что обработка информации ограничена пропускной способностью канала, - как гласила исходная  теория обработки информации Клода Шеннона  и  Уоррена  Вивера.

Д.Бродбент написал в своей нашумевшей  книге “Восприятие и коммуникация”, что восприятие  есть результат работы системы обработки информации с ограниченной пропускной способностью. В  теории Бродбента существенным  было представление, что мир  содержит в себе  возможность получения  гораздо большего количества ощущений, чем позволяют  охватить перцептивные и когнитивные способности человека. Поэтому  для того, чтобы справиться  с потоком поступающей  информации, люди  избирательно направляют внимание только  на  некоторые признаки и  “отстраиваются” от остальных.

Т. Рибо предложил так называемую «моторную теорию внимания», согласно которой основную роль в процессах внимания играют движения. Именно благодаря их избирательной и целенаправленной активизации происходят концентрация и усиление внимания на предмете, а также поддержание внимания на данном предмете в течение определенного времени. Аналогичную мысль о физиологическом механизме внимания высказывал А. А. Ухтомский. Он считал, что физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения, усиливающийся под действием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.

Совр. российские психологи стали первыми изучать ориентировочный рефлекс, или ориентировочную реакцию, к-рая состоит из кластера физиолог. изменений, происходящих в организме в ответ на изменения в его окружении. Считается, что эти изменения являются физиолог. коррелятами внимания. Эти корреляты включают изменения электрической активности мозга и электрической активности кожи, расширение зрачка, напряжение скелетных мышц, усиление мозгового кровотока и перемены позы. Ориентировочный рефлекс ведет к повышенной рецепции стимуляции и улучшенному научению. Работа, начатая российскими психологами, была продолжена в США. В частности, проведены исслед., посвященные индивидуальным различиям в силе ориентировочной реакции и сопутствующим обстоятельствам таких различий.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"