Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:03, шпаргалка

Краткое описание

Генезис психологии художественного творчества
Композиционно-пространственные приемы ИЗО: психологическое измерение
Искусство и жизнь
Эмоцианально-художественные приемы ИЗО: психологическое изменение
Художественный потенциал произведений ИЗО в психологическом развитии личности
Колористические и световые приемы ИЗО: психологическое измерение
Предмет дисциплины «Психология художественного творчества»

Вложенные файлы: 1 файл

Voprosy_po_psikhologii_khudozhestvennogo_tvorchestv.docx

— 603.60 Кб (Скачать файл)

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности в изобразительном искусстве. Цветовая гармония, колорит, контрасты, существующие в действительности, художник по-своему воспринимает, обобщает, интерпретирует в соответствии с творческим замыслом, а иногда и значительно трансформирует, переосмысляет.

Для художников, работающих в области живописи и декоративно-прикладного искусства, большое значение имеет знание психофизиологического воздействия цвета на человека, обусловленного законами его восприятия.

    Вопросами эмоционального  воздействия цвета на человека  интересовались многие практики  и теоретики искусства - Леонардо  да Винчи, И.В.Гёте, Э.Делакруа, М.Дерибере, М.Алпатов, И.Грабарь, К.Юон. Н.Волков  и др.

По определению Гете, желтый цвет «обладает прелостью», производит «безусловно теплое впечатление и вызывает благодушное настроение», синий цвет «всегда приносит что-то темное», «синяя поверхность как будто уплывает от нас вдаль», красный цвет создаст впечатление «как серьезности и достоинства, так и прелести и грации», зеленый цвет дает глазу «реальное удовлетворение».

В течение длительного времени историческою развития в сознании людей закреплялись определенные ассоциативные связи различных цветов или цветовых сочетаний с разными жизненными явлениями.

    В отдельные периоды  истории изобразительного искусства  символике цвета принадлежала  важная роль, например в искусстве  средневековья.

    В религиозном западноевропейском искусстве применялись белый, красный, зеленый, черный и голубой цвета. Белый цвет олицетворял чистоту и непорочность, красный - кровь святого, зеленый - надежду на бессмертие души, голубой цвет символизировал печаль.

Известно символическое значение каждого цвета в русской иконописи, обусловленное различными художественными течениями, как местными, так и привнесенными из Византии и от южных славян.

    В русской иконописи цвет золота символизировал идеи библейского рая, был символом истины и славы, непорочности и нетленности, олицетворял идею очищения души. Красный цвет в иконописи символизировал прежде всего кровь Иисуса Христа, истинно радеющего о грядущем спасении рода человеческого. Красный цвет в иконописи был также символом пламенности, огня, символом жизни. (Красный цвет (пурпур) в искусстве Византии олицетворял идею императорской власти.) Голубой цвет олицетворял идеи созерцательности, являлся цветом неба и горнего мира. Зеленый цвет символизировал идеи надежды, обновления, юности. Часто применялся для обозначения растительного мира райского сада. Белый цвет в русской иконописи символизировал причастность к божественному свету.

Различные цвета и их сочетания в искусстве разных народов символизировали радость и гоpe, жизнь и смерть. Однако одни и те же цвета у разных народов олицетворяли часто различные эмоциональные и жизненные ситуации. Например, если у славянских народов цвет траура черный, то у некоторых восточных народов цвет траура белый и т.д.

    Известно символическое  значение цвета в народном  искусстве, которое в значительной  степени складывалось под воздействием  красок окружающей среды. У многих  народов красный цвет символизирует  солнце и любовь, зеленый цвет - символ надежды, белый цвет - символ  чистоты и невинности.

    В произведениях живописи  отдельные цвета в различные  периоды наделялись определенной  символической смысловой нагрузкой, но она оказывалась неустойчивой  даже в одну и ту же историческую эпоху.

 

32. Тема творчества  в онтологии и философии жизни

Творчество - это особая форма деятельности духа (человеческого или сверхчеловеческого), а поскольку дух существует лишь в каком-либо реальном существе, обладающем бытием, то в самом общем виде творчество - такой же онтологический феномен, как и все реально существующее в мире. Однако поскольку в философии сложилось различение собственно онтологии, т.е. учения о бытии самом по себе, вне его образов, отражений и моделей в познании, переживании, ценностных подходах, постольку и возникает проблема соотношения объективной реальности и субъективных духовных процессов. И проблема творчества - т.е. той деятельности, в которой человек наиболее специфичным для него образом активно воздействует на мир - приобретает особые онтологические аспекты.

Прежде всего надо отметить наличие "негативистской" концепции творчества, когда оно понимается как созидание абсолютно нового, творение из ничего, без всякой связи с уже существующим бытием. В средние века подобные идеи развивали исламские мыслители школы "калама" (Аль Ашари), считавшие, что Бог постоянно творит каждый "атом" времени со всеми его событиями заново и из ничего.

В последнее время в теории творчества был предложен "новационный" подход к его пониманию (В.Н.Николко), базирующийся на "законе несохранения содержательности" мира, согласно которому новое возникает в ходе скачка, не содержась в своих предпосылках, и является результатом "функциональной связи условий, предпосылок и обстоятельств".

В онтологическом плане как раз в творчестве синтезируются естественная потенция развития бытия (материи) с целенаправленной деятельностью духа (человека). Поэтому вечное и неизбежное наличие в творческом процессе бессознательного (сверхсознательного) и сознательного, случайного и необходимого, необходимости и свободы, чьи соотношения и характер этих соотношений меняются исторически.

Практика творчества обширна – это всё то, что создано человеческим интеллектом, разумом и вдохновенным трудом человечества с фантастическим разнообразием. Весь прогресс человечества обязан творчеству. 

Наиболее интересным, теоретически и практически значимым является онтологический аспект самого процесса творчества, механизмов творческого акта. Можно отметить, что в творчестве при участии человека происходит самодвижение и саморазвитие предмета мышления через последовательное разрешение его внутренних противоречий различного уровня.

Творчество является свойством жизни, инструментом или способом приспособления к изменениям окружающей среды. Творчество – это фундаментальное свойство жизни, как реализация инстинкта самосохранения. Попробуйте обойтись без творчества. 

Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. 

 

33. Психологические  условия творчества

- Психологическая безопасность  может быть достигнута за счёт  следующих связанных с ней  процессов. Признание безусловной  ценности индивида. Учитель, родитель, терапевт или другой человек, создающий условия для развития, всегда способствует творчеству, если он чувствует, что данный  индивид ценен сам по себе, какими бы ни были его проявления, состояния и поступки в данный  момент. Такое отношение может, по  всей вероятности, быть искренним  только тогда, когда учителя, родители  и др. чувствуют потенциальные возможности индивида и поэтому могут верить в него безо всяких условий, независимо от его состояния в данный момент. Индивид чувствует себя в безопасности, испытывая такое отношение. Он постепенно понимает, что может быть тем, кем он есть на самом деле, без фальши и притворства, потому что его считают стоящим человеком независимо от того, как он себя ведёт. 

 

 Создание обстановки, в которой отсутствует внешняя оценка. Когда мы перестаём судить об индивиде с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству. Индивид чувствует своё освобождение в атмосфере, где его не оценивают с помощью внешней мерки. Оценка всегда воспринимается как угроза, всегда приводит к нужде в защитной реакции, всегда означает, что какая-то часть опыта будет закрыта для сознавания. 

 

 - Психологическая свобода. Творчество  развивается если человек, занимающийся  развитием, предоставляют индивиду  полную свободу символического  выражения. Это означает для индивида  полную свободу выражать своё  самое сокровенное в своих  мыслях, чувствах и состояниях. Это  способствует открытости, а также  причудливому и неожиданному  сочетанию образов, понятий и  значений, которое есть частью  творчества. Заметим, что мы говорим  о полной свободе выражения  с помощью символов. Не во всех  случаях поведение, выражающее чувства, намерения и результаты, может  освобождать. В некоторых случаях  на поведение могут накладываться  ограничения общества, что и должно  быть. Но символическое выражение  не нужно ограничивать. Поэтому  уничтожение символа предмета, вызывающего  ненависть (будь то символ матери  или символ здания в стиле  рококо), – это освобождение. Действительное  разрушение объектов может привести  к ощущению вины и сузить  чувство психологической свободы. 

- условия ближайшего окружения: широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми; взрослое окружение, выступающее как образец для подражания; демократический стиль взаимоотношений родителей и детей; разрешение ребенку эмоционального самовыражения; активная, деятельная позиция взрослых; ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду; приобщение к творчеству через посещение различных кружков; одобрение исследовательской деятельности ребенка и т.д.;

- моральные и материально-технические  условия обучения в образовательных  учреждениях: вовлечение преподавателями  всех обучающихся в активную  работу на занятиях [7, с.550]; использование  современных материально-технических  средств обучения, а также вспомогательных  средств; акцентирование при обучении  нравственных аспектов профессиональной  деятельности будущих социальных  работников; использование при обучении  профессиональным навыкам игровых  ситуаций, методов акцентирования эмоций и ценностей, решения моральных дилемм (Л. Кольберг) воспитывающих ситуаций [6, с. 3]; создание учебных ситуаций, требующих от обучаемого осуществления деятельности по планированию, проектированию и моделированию; приобщение к активным занятиям физической культурой и спортом [8, с. 139] и др;

- условия рабочей среды и  трудового коллектива: доброжелательные  взаимоотношения с сотрудниками; достойный размер оплаты труда; демократический стиль управления персоналом; целенаправленность, последовательность, алгоритмичность профессиональной деятельности (перед человеком должны стоять конкретные задачи, решение которых приводит к достижению ясной цели) и т.д.

 

34. Каллиграфия: концепция и психология

На протяжении столетий письмо и каллиграфия на Руси были неразрывно связаны с духовным и культурным становлением наших предков, помогали укреплять национальное самосознание, свидетельствовали о духовном делании. Древнерусское письмо и каллиграфия чутко реагировали на различные изменения в жизни - политические, экономические, культурные и религиозные. Они испытывали влияние и Запада и Востока, но в то же время сохраняли и развивали свою самобытность и своеобразие.  На Руси было немало каллиграфических школ, а крупные монастыри имели скриптории, где в богоугодном письменном делании оттачивали свое мастерство многие монахи. Дух народа заключен в Слове и Букве, поэтому во времена невзгод и опасностей в первую очередь спасали и прятали самое ценное - рукописи и книги.

На Востоке каллиграфию по значимости ставили в один ряд с боевыми искусствами как метод укрепления духа и путь совершенствования. Каллиграфия является одним из самых изящных искусств Востока. Издревле она была частью дворянского воспитания. В рисовании иероглифов много дзен, каллиграфия учит аккуратности, сосредоточенности и собранности. Путь каллиграфии» (Сёдо) из Китая далее был продолжен в Японию. «В китайской каллиграфии главное — это энергия, внутренняя сила кисти... Ведущую роль играет здесь чуткое осязание кистью бумаги... В японской же каллиграфии решающее значение имеет внешняя сила кисти-мазка, в ее языке главное — не осязание, не проникновение, а жест, танец».

Концепции всех каллиграфических стилей Японии строились на представлении о том, что написанный текст должен доставлять эстетическое наслаждение. Зрительное восприятие текста по значению не уступало зрительному восприятию картины и играло важную роль в смысловом восприятии того же текста. Отсюда и получил громадное распространение культ каллиграфии.

С помощью каллиграфии воспитывается чувство линии, пластики, формы, фактуры, пространства, пробуждается ритм. Каллиграфия помогает пониманию природы интонации в нюансах. Занятия каллиграфией требует немало внутренних усилий, но плоды их бесценны для воспитания таких качеств, о которых многие педагоги уже позабыли: прилежание, аккуратность, терпение, внимание, сдержанность. Благодаря регулярным занятиям с помощью каллиграфического пера и кисти преодолевается леность души, активируется наблюдательность, умение сосредоточиться и последовательно логически мыслить, что в свою очередь помогает развитию творческого мышления и воображения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"