Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Проблема мотивации в школе К.Левина.
2. Проблема мотивации в глубинной психологии.
3. Представления о мотивации в гуманистической психологии. Мотивация самоактуализации.
4. Проблема мотивации в психологии деятельности.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивационных образований.
6. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.
7. Мотивация, эмоции и деятельность. Эмоции как форма субъективного существования мотивации и как внутренний

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ЧАСТЬ3.docx

— 175.98 Кб (Скачать файл)

II. Лазарус. Физиологический и психологический стресс.

Стрессоры – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

Виды стрессов:

1.        Физиологический  стресс. Это стресс, вызванный физиологическими  стрессорами (оказывают непосредственное  действие на ткани тела; к ним  относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная  физическая нагрузка и др.).

2.        Психологический  стресс, это стресс, вызванный психологическими  стрессорами. Психологические стрессоры  – это стимулы, которые сигнализируют  о биологической или социальной  значимости событий. Это сигналы  угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной  задачи. Психологический стресс  подразделяется на:

a)        Информационный  стресс (возникает в ситуации  информационных перегрузок: сложная  задача, быстрое решение и т.п.).

b)       Эмоциональный  стресс (возникает, когда индивид  не может удовлетворить свои  потребности, биологические и социальные: обиды, угрозы, конфликты и т.п.).

Физиологический стресс

Психологический стресс

1. Характер воздействия стимула

Непосредственно, контактно

Непосредственно, предвосхищающее

2. Структуры, реализующие данный  вид стресса

Нейроэндокринная система.

•          Психические процессы (оценивают стимул и соотносят его с опытом)

•          Психологическая структура личности

3. Характер ответа

Стереотипный

Индивидуальный, имеет физиологическую основу

III. Клинические реакции на стресс. Посттравматическое стрессовое  расстройство (ПТСР).

Клинические реакции на стресс:

1.        Острые стрессовые  реакции, продолжительность которых  может колебаться от нескольких  часов до нескольких дней.

2.        Реакции адоптации, реакции на жизненные изменения.

3.        Реакции невротического  типа.

4.        Посттравматическое  стрессовое расстройство.

Классификация стрессов по международной классификации болезней девятого пересмотра (МКБ-9), психосоциальные стрессы, выборка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Проблема тревоги, два аспекта ее изучения.

Миллер, Маурер. Тревога – приобретённое влечение.

Хорни. Тревога – реакция на опасность (реальную или воображаемую).

Березин. Тревога – ощущение неопределённости, неоправданной угрозы, результат воздействия фрустрации, механизм психического стресса (наиболее полное определение).

Отличие тревоги от страха

ü  Критерий Ясперса (связь с объектом). В случае тревоги нет прямой связи с объектом. Связь не осознаётся, тревога беспредметна. Страх ВСЕГДА связан с объектом.

ü  Фрейд. Критерий беспомощности. Тревога беспредметна → отсутствует мотив, направляющий деятельность → человек чувствует себя беспомощным. Страх имеет предмет → с ним можно бороться.

ü  Хорни. Тревога – эмоциональное состояние. Страх – эмоция. Пример: если ребёнок более, а мать волнуется – это объективный страх. Если ребёнок здоров, а мать боится, что он может заболеть – это беспричинная тревога.

ü  Гольдштейн. Тревога вызывается опасностью, которая угрожает «ядру» личности. Так как есть индивидуальные различия в структуре личности и ценностях, то тревога вызывает разные объекты (один тревожится за здоровье, другой – за отсутствие денег).

Хекхаузен. Экспериментальное исследование тревожности.

Этапы.  I.      50-е годы. Тейлор и Спенс. Разработали шкалу тревожности MAS. Отбирали вопросы, связанные с симптомами хронического страха из опросника MMPI. Результат: два типа людей (высокотревожные и низкотревожные). Высокотревожные: хорошо справляются с лёгкими задачами. Низкотревожные: хорошо справляются с трудными задачами. Тот же результат дала методика парных ассоциаций.

II.      Саразон, Спенс, Спилбергер. Тревожность зависит не только от личной диспозиции (индивидуальная особенность человека, заключающаяся в его тревожности), но и от ситуации, в которой эта диспозиция актуализируется. Соотношение ситуации и личной диспозиции:

  • Хроническая гипотеза. Выскотревожные проявляют тревожность во всех ситуациях. НЕ ВЕРНО!!!
  • Реактивная гипотеза. Существует лишь предрасположенность к тревожности, которая проявляется лишь в кризисных ситуациях. ВЕРНО!!!

III.      Девидсон, Эндрюс, Росс. Методика занижения достижений. Высокотревожные острее реагируют о сообщении о собственной неудаче.

IV.      Спилбергер. Опросник «Состояния и свойства тревожности». 20 высказываний  типа «я нервничаю» (это Т-состояние) или «мне не хватает уверенности в себе» (это Т-диспозиция). Т-состояние – субъективная сознательно воспринимаемая ситуация, сопровождающая активацией автономной нервной системы (вегетативная) чувства в данный момент. Т-свойство (Т-диспозиция) – это черта личности, мотив

или приобретённая поведенческая диспозиция, которая определяет круг ситуаций, вызывающие тревогу.

§  Чем выше Т-свойство, тем заметнее проявляется Т-состояние

§  Чем сильнее Т-свойство, тем шире круг ситуаций, которые вызывают тревогу

§  Сила и продолжительность Т-состояний зависит от когнитивной оценки, которая завит от внешний особенностей ситуации, от Т-диспозиции, прошлого опыта, обратной информации Т-состояния.

Решение задач.

Высокотревожные Плохо справляются со сложными задачами. Боятся неудачи. При снижении избегания сосредоточение внимания на самой задаче (а не на самооценке) эффективность решения улучшается. Чем сильнее ситуация связана с самооценкой, чем выраженней Т-диспозиция, тем заметней Т-состояние. Мало ошибок в лёгких задачах, много – в трудных. Лучше делают, если их хвалят. Плохо решают в условиях ограниченного времени. Хорошо решают при ориентации на задание, плохо – при ориентации на достижение.

Низкотревожные. Хорошо справляются с трудными задачами, но делают ошибки в лёгких. Лучше решают, если их критикуют. Лучше решают, если присутствует мотивация достижения, хуже, если ориентация на задание.

V.      Истербрук. Повышенная эмоциональная активность снижает зону внимания, что ухудшает решение задачи. Уменьшается поле поиска решений, так как испытуемый отвлекается на мысли о самооценке.

Области исследования тревожности.

v  Мендлер. Исследование экзаменационной тревожности.

v  Либерт, Моррис. Два компонента экзаменационной тревожности: когнитивный – оценка себя, мнение в себе, не изменяется на всех этапах экзамена; эмоциональное возбуждение вегетативные реакции, к конце экзамена спадает.

Итог. Успех/неуспех на экзамене коррелирует с когнитивной оценкой (то есть с самооценкой, у высокотревожных она низкая).

Стадии развития тревоги (Березин)

Страхом и тревогой управляет гипоталамус. Если его стимулировать у животного, то сначала возникает настороженность, потом страх, затем паника. На основании этих исследований Березин заключил, что тревожность человека – это единое функциональное явление. Идея тревожного ряда – переход разных по интенсивности эмоциональных переживаний.

Стадии тревоги:

1)       ощущение внутренней  напряжённости;

2)       гиперстезические реакции: повышается значимость ранее нейтральных стимулов, субъективное ощущение увеличения силы раздражителей, так как повысилась чувствительность (пример: начинают мешать звуки, которые другим безразличны), появляется неадекватное поведение, нарушение адаптации;

3)       тревога –  ощущение непреодолимой угрозы;

4)       страх – если  объективные причины тревоги  не осознаются и деятельность  не налажена, то на данном этапе  происходит смешение с беспричинной  тревоги на объект;

5)       ощущение неотвратимости  катастрофы, вызывается интенсивностью  тревоги;

6)       тревожно-боязливое  возбуждение, возникает необходимость  в разрядке, которая ведёт к  неорганизованной активности, это  ВЕРШИНА нарушения адаптации.

1.       Фрейд. Объясняет  возникновение тревоги через  теорию «Я-ОНО-Сверх-Я». Ощущение  опасности проистекает от страха  инстинктивных влечений, от страха  наказаний со стороны сверх-Я. Я испытывает страх конфликта.

2.       Хорни. Ставит вопрос о базовых потребностях. Одна из базовых потребностей – стремление к безопасности. Тревога возникает в результате конфликта в её удовлетворении. То есть другие люди могут дать безопасность, но сами являются источником опасности. Индивид решает конфликт на основе своих ценностей (они у всех разные). Механизм зависит от типа личности. Пример: мазохист, который боится быть отвергнутым, поэтому предпочитает зависеть, испытывает тревогу, когда нарушаются отношения подчинения; нарцисс, для которого внимание к себе – главное, стремится к привилегиям, когда их теряет, испытывает тревогу (при потере места работы или переезде).  

 

 

45. Исследования радости, симпатии и любви.

Пространство положительных эмоций.

Три шкалы:

приятно - неприятно

активация торможения

интенсивность, глубина переживания.

Существует несколько видов положительных эмоций:

ü  радость, экзальтация, эйфория

улыбка, уверенность в себе, спокойствие

ü  Возбуждение, интерес

»искатели острых ощущений», радость + возбуждение=смех

ü  Удовлетворенность, релаксация, чувство комфорта.

Источники положительных эмоций:

ü  Еда, выпивка, секс

ü  Отдых, сон

ü  Брачные, дружественные и другие близкие отношения

ü  Успех, продвижение по работе

ü  Использование умением и навыков

ü  Ощущение здоровья, физическая активность, спорт

ü  Чтение, музыка и другие культурные развлечения

ü  Интенсивные переживания (эстетические, религиозные)

Счастье.

Составляющие счастья:

Ø  Общая удовлетворённость (удовлетворённость в конкретных областях: работой, здоровьем и т.д.)

Ø  Благосостояние

Ø  психологический дистресс

Влияние взаимоотношений на счастье:

1.       Любовь и брак

Люди, состоящие в браке, счастливее одиноких. Мужчине брак даёт бóльшую удовлетворенность. Брак – источник конфликтов и возможность для удовлетворения. Для счастливых браков типичны бóльшая удовлетворённость интимной жизнью, согласие в финансовых вопросах и т.д.

2.       Друзья обеспечивают:

ü  Социальную поддержку в форме совета, сочувствия, доверительных разговоров

ü  Материальную помощь, информацию

ü  Совместные занятия, общие интересы

3.       Человек в  роли родителя

Дети доставляют большую удовлетворённость, с ними связаны чувства самореализации и зрелости. Дети оказывают и негативное влияние, с ними связаны значительные затраты: физические (младенчество) и эмоциональное (подростки). В основном, семейные пары с детьми более счастливы, чем бездетные.

4.       Родственники

Конструктивная помощь намного выше, чем помощь, оказываемая друзьями. Крепкие продолжительные привязанности, радость от общения, взаимная забота.

5.       Взаимоотношения  на работе.

Удовлетворение, получаемое от взаимоотношений на работе, имеет инструментальный характер, складывается из сотрудничества в совместном решении задач.

Влияние положительных эмоций:

Позитивное мышление.

Люди в хорошем настроении воспринимают больше позитивных, чем негативных действий, как в своём собственном поведении, так и в поведении других (исследования по ТАТ).

Память.

В хорошем настроении лучше вспоминаются положительно окрашенные слова и события. Процесс припоминания более эффективен, если испытуемые при запоминании и воспроизведении находятся в одинаковом настроении.

Решение проблем, задач.

Люди в хорошем настроении находят решение быстрее и эффективнее, чем люди в нейтральном или плохом настроении. Часто их решения более просты, изящны и творчески.

Помощь и альтруизм.

Счастливые люди отличаются щедростью, готовностью придти на помощь, люди в хорошем настроении замечают расхождения между своим состоянием и состоянием окружающих, стараются компенсировать это неравенство, т.е. помогают им.

Симпатия.

Гозман Л.Я.

1)       Симпатия как  реакция на свойство объекта.

Основное внимание уделяется физической привлекательности. Так как:

a)       Красота –  положительное подкрепление.

b)       Большее развитие  коммуникативных навыков у красивых.

c)       Стереотипы, связывающие  уровень физической привлекательности  с определёнными чертами характера.

Существует тенденция выбирать «равного», особенно у людей с мотивацией избегания неудач.

2)       Симпатия и  соотношение свойств между субъектом  и объектом.

Большинство работ свидетельствует о положительном влиянии совпадения или близости установок на аттракцию. Это работает, когда общения практически нет. Большее значение имеет не сходство установок, а сходство способа их обоснования.

3)       Симпатия и  взаимодействие:

a)       Большую роль  играют условия, в которых разворачиваются  процессы общения

b)       Главный фактор, определяющий возникновение симпатии  в паре: участи в совместной, значимой  для обоих партнёров деятельности

c)       На аттракцию  влияет величина подкрепления, которая  определяется не абсолютной величиной, а как результат сравнения  данного взаимоотношения с взаимоотношениями  в других парах или с другими  партнёрами.

Любовь. Ощущения, связанные с любовью: эйфория, депрессивные ощущения, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.

Кемпер выделил типы любовных отношений:

1.       Романтическая

2.       Братская

3.       Харизматическая (например, учитель - ученик)

4.       «Измена»

5.       Влюблённость

6.       «Поклонение» (например, любовь к герою фильма, книге)

7.       Родительская

Каспер обозначил причины любви:

1.       Потребность  в подтверждении своих установок  и знание о мире.

2.       Только по  любви можно регулярно удовлетворять  сексуальную потребность, не испытывая  стыда.

3.       Любовь –  конформная реакция по отношению  к нормам общества.

4.       Любовь –  сплав самых разных эмоций, прежде  всего страха (потерять объект  любви)

Маслоу. Любовь характеризуется снятие тревожности, ощущение поной безопасности и психологического комфорта. Любовь по Маслоу – любовь вопреки недостаткам партнёра.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"