Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 14:49, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет и задачи детской практической пихологии
Предметом детской практической психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации, на определенном этапе филогенеза.
Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу.

Вложенные файлы: 1 файл

дпп шпаргалки.docx

— 227.66 Кб (Скачать файл)

Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый требует от них сравнить то, как они выполнили задание, с тем, что от них требовалось, найти собственные ошибки. При этом в чужой работе дети достаточно легко находят ошибки. То есть умения, необходимые для действия проверки, сформированы, но применить эти навыки к контролю за собственной работой ребенок еще не может.

Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста и являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства

 

 

 

22. Психологическая готовность детей  дошкольного возраста к обучению  в  школе

Л. И. Божович (1968) рассматривает два аспекта психологической готовности к школе: личностную и интеллектуальную готовность.

При характеристике интеллектуальной готовности к школе акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а науровень развития его интеллектуальных процессов. С точки зрения Л. С. Выготского и Л. И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе.

Если он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д. Б. Эльконин (1981, 1989) и его сотрудники на первое место ставят:

 умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

 и умение ориентироваться  на заданную систему требований.

К психологическим предпосылкам к обучению в школе необходимо отнести и качество речевого развития ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Кроме того, применяемая сегодня методика обучения чтению основывается на звуковом анализе слов, что предполагает развитый фонематический слух.

Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка

Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями»

Социальные мотивы учения, связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. И позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или другими словами, произвольном поведении ученика.

Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности (БожовичЛ. И., 1968).

Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития чем игра в одиночку. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения

Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:

♦  умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

♦  умение ориентироваться на заданную систему требований;

♦  умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

♦  умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу1.

Произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности выделяет и Н. Г. Салмина (1988, 1999).

Существуют исследования, в которых степень готовности к школе определяется в зависимости от степени развития сферы общения Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития.

Ц.В- Нижегородцева и В. Д. Шадриков (1999, 2001) представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Структура учебно-важных качеств, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят значительные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовности к обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка.

Практически все авторы, исследовавшие психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка.

Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Уровень психического развития ребенка как предпосылка к успешному обучению в школе должен проявляться в следующих психологических сферах: мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Соответственно сферам выделяются и компоненты психо логической готовности к школе.

Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника.

 

 

 

23.Диагностическая  программа по определению психологической  готовности детей 6-7 лет к школьному  обучению

Диагностика готовности к школе является одной из наиболее распространенных и актуальных задач деятельности психолога в системе образования. На сегодняшний день существует множество методик диагностики готовности к обучению в школе. Среди них «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению» Гуткиной Н.И. представляется наиболее обоснованной теоретически и методологически последовательным инструментом. Несомненным достоинством данной методики является заложенный в ней принцип коррекционности. Программа позволяет не только констатировать особенности развития и прогнозировать успешность обучения ребенка, но и составить адекватную коррекционно-развивающую программу. 

Плюсы:    *Обладает прогностической значимостью      *Области применения:

Программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе, а также для контроля за динамикой психического развития детей в группе развития. В последнем случае программа применяется с 5,5 лет до 8 лет.

Используется для исследования развития аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной, речевой сфер.

Общее описание: Методики, из которых состоит программа, не являются тестами и позволяют дать качественную характеристику психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Диагностическая программа состоит из 7 методик, 6 из которых являются оригинальными авторскими разработками, и позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению. Диагностическая программа включает следующие методики:

- ориентационный тест  школьной зрелости Керна-Йирасека;

- методика по определению  доминирования познавательного  или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребёнка;

- экспериментальная беседа  по выявлению "внутренней позиции  школьника";

- методика "Домик" (умение  ориентироваться на образец, произвольность  внимания, сенсомоторная координация, тонкая моторика руки);

- методика "Да и нет" (умение действовать по правилу);

- методика "Сапожки" (изучение  обучаемости);

- методика "Последовательность  событий" (развитие логического  мышления, речи и способности  к обобщению);

- методика "Звуковые прятки" (фонематический слух).

Методические рекомендации: в зависимости от условий и особенностей ребенка обследование может проводиться в один или два этапа. Два этапа рекомендуется при проведении обследования в детском саду или школе, когда возможно коллективное проведение методики «Домик». Первый этап может включать в себя собеседование и выполнение методики «Домик». Остальное обследование проводится индивидуально.

На время проведения обследования кабинет должен быть оформлен определенным образом, в соответствии с тестовыми заданиями: все должно быть под рукой педагога-психолога, необходимо также исключить из обстановки яркие игрушки и предметы, которые могут отвлекать ребенка.

Для каждого ребенка предварительно готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов для рисования по заданиям, а также для фиксирования ответов по заданиям не обеспеченным бланками.

Диагностика психологической готовности к школе должна проводиться прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка. Если диагностика проводится непосредственно перед поступлением детей в школу, то детскому практическому психологу следует понимать, для чего он это делает. Могут быть следующие цели диагностики готовности к школе:

♦   понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

♦   выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

♦  распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

♦  отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе.

Последнее допускается только по отношению к детям шестилетнего возраста. Психологические исследования показали, что обучение с шести лет целесообразно лишь при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С шестилетками, не готовыми к школьному обучению, необходимо заниматься по специальным развивающим психологическим программам до начала систематического обучения в школе.

.

 

24.Гиперактивные дети  дошкольного возраста: признаки, особенности  поведения и психологическая коррекция

Гиперактивность – это такая форма расстройства, которая достаточно часто проявляется у детей дошкольного возраста, Гиперактивность, симптомы которой заключаются в чрезмерной энергичности и подвижности ребенка, патологическим состоянием не является и зачастую обуславливается нарушением внимания

Признаки гиперактивности  :

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к  нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом  берется за задание, но так  и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности  в организа ции.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и  требующих умст венных усилий заданий.

 

        7. Часто бывает забывчив.

 

        Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки  беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается  куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не  дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться  своей очереди, часто вмешивается, преры вает разговор.

3. Плохо сосредотачивает  внимание.

4. Не может дождаться  вознаграж дения (если между действием и воз награждением есть пауза).

5. Не может контролировать  и ре гулировать свои действия. Поведе ние слабоуправляемо правилами.

6. При выполнении заданий  ведет себя по-разному и показывает  очень разные ре зультаты: на некоторых занятиях спокоен, на других - нет; на одних занятиях успе шен, на других - нет.

Особенности поведения Характерными чертами поведения гиперактивного ребенка являются рассеянность, неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена настроения, вспыльчивость, упрямство, агрессивность Гиперактивные дети часто бывают неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности. Их чаще преследуют нечастные случаи, так как у этих детей страдают планирование действий и моторная обучаемость. Они постоянно становятся виновниками нарушения всевозможных правил, причем это не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. В результате неизбежны дисциплинарные наказания либо со стороны родителей, либо педагогов. Отношения этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличается несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. Обычным явлением считаются сниженные познавательные способности, что, прежде всего, отражается на познавательной деятельности. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных навыков и речи, трудности в овладении чтением, правописанием. Кроме того, наблюдаются довольно характерные проявления повышенной агрессивности, склонность к демонстративному поведению, и в конечном счете - асоциальное поведение, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения. Возникают проблемы эмоционального плана: дети испытывают чувства страха, подавленности, у них снижается самооценка. Их беспокоят проявления антипатии со стороны окружения, причины которой им непонятны. У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений, которую не представляется возможным удовлетворить. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"