Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:37, курсовая работа
Эмоциональная сфера, выступая в качестве одного из важнейших факторов регуляции деятельности человека, играет важнейшую роль для человеческого самосознания и социальных отношений. Эмоциональная сфера личности охватывает широкий спектр состояний, оценивающих степень значимости для индивида действующих на него стимулов. Тем не менее, эмоции как особый класс психических состояний, более века, то есть, фактически весь срок существования психологии как самостоятельной науки, оставались вне специального научного рассмотрения и научной интерпретации. Как отмечает Изард, психология, вплоть до 80-х гг. XX века не ставила задачи рассматривать эмоциональную сферу в качестве особого психического феномена [16;12] Это закономерно порождает вопрос – возможно ли изучение психических особенностей человека, его взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей деятельности вне контекста изучения эмоциональной сферы?
Введение. 3
1. Понятие эмоции в современной психологии. Основные подходы. Классификация эмоциональных проявлений. 7
1.1 Понятие эмоций в современной психологии: общий обзор 7
1.2 Подходы к изучению эмоциональной сферы. Психологические теории эмоций. 8
1.2.1 Эволюционная теория Чарльза Дарвина 8
1.2.2 Теория Джеймса – Ланге 8
1.2.3 Теория эмоций как организмического возбуждения 9
1.2.4. Эмоции в рамках теория когнитивного диссонанса 10
1.2.5. Эмоция как функция когнитивных процессов 10
1.2.6 Двухфакторная теория эмоций 11
1.2.7 Эмоции в рамках теории личностных конструктов 11
1.2.9. Эмоции в контексте биологической теории эмоций П.К. Анохина. 13
1.2.10. Трактовка эмоций в рамках психоанализа 13
1.2.11 Рудиментарная теория эмоций 14
1.2.12. Особенности трактовки эмоций в концепции Л. С. Выготского 14
2. Классификация эмоций и виды эмоциональных проявлений 16
2.1 Классификация эмоций. Основания классификаций. 16
2.2. Фундаментальные эмоции по К. Изарду 17
2.2.1. Интерес 17
2.2.2. Радость 18
2.2.3 Удивление 18
2.2.4. Печаль 19
2.2.5 Гнев 20
2.2.6. Отвращение 20
2.2.7. Презрение 21
2.2.8 Страх 21
2.2.9 Смущение 22
2.2.10. Стыд 22
2.3. Аффекты 23
2.3.1 Психологические особенности аффективных состояний 23
2.4. Настроение 25
2.5. Чувства 28
3. Эмоции как регуляторы активности. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 32
3.1 Биологическая целесообразность эмоций 32
3.3 Связь эмоций с мотивационно - потребностной сферой 36
3.1.2. Связь эмоций с мотивационной сферой личности. 37
4. Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе. 39
4.1 Развитие эмоциональной сферы в младенческом возрасте. 39
4.2. Развитие эмоциональной сферы в раннем детстве. 40
4.3 Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 41
4.4 Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте 42
4.5 Развитие эмоциональной сферы в отрочестве 43
Заключение 44
Библиографический список 47
Говоря более подробно о компенсаторной функции эмоций, необходимо отметить, что свое проявление данная функция находит в ситуациях недостаточности (дефицита) информации, необходимой для принятия решения. Эмоциональное отношение к недостаточно знакомому объекту придает ему соответствующую окраску, основываясь на предшествующем опыте подобного рода отношений.
Подкрепляющая функция эмоций проявляется в ситуациях стабилизации рационального поведения субъекта. В условиях достижения приемлемого результата, достижения поставленной цели, возникают положительно окрашенные эмоции, которые в свою очередь, запоминаются, и в ситуации аналогичных условий извлекаются из памяти для получения сходного результата. В свою очередь, отрицательно окрашенные эмоции, выступая а качестве антипода, выполняют функцию ограничения от повторения аналогичного, нецелесообразного в данных условиях поведения.
Сигнальная функция находит проявление в ситуациях субъектного взаимодействия и основывается на внешнем выражении (экспрессии), сопровождающей проявление эмоций. Данная функция направлена на взаимопонимание при общении, на распознавание потребностей, на предупреждение агрессии.
Защитная функция эмоций напрямую связана с возникновением страха в опасной ситуации. Страх направлен на предупреждение организма о действительной или мнимой опасности, что способствует защите организма от неблагоприятных последствий, которые могут быть следствием данной ситуации.
С той точки зрения, согласно которой человек рассматривается как субъект теоретической и практической деятельности, познающий и преобразовывающий мир, важным является факт того, что в этом контексте человек не является ни бесстрастным созерцателем происходящих в окружающей его действительности событий, ни такой же бесстрастной, хорошо слаженной машиной, производящей разного рода действия. Иными словами, он переживает то, что совершает, определенным образом относясь к своим действиям, а также к тем событиям, которые происходят вокруг него. Именно переживание этого отношения и составляет основу эмоциональной сферы личности.
3.1.1 Связь эмоций с потребностной сферой личности.
Как известно, в качестве одного из основных моментов, определяющих природы эмоций, их функциональные особенности, является сложная взаимосвязь эмоциональных процессов с потребностной сферой индивида. Эмоциональные процессы непосредственно связаны, с одной стороны, с деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей, а с другой стороны – с течением внутренних процессов, имеющих органический характер и контролирующих витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом.
Модальность эмоционального проявления находится в непосредственной зависимости от того, находится ли производимое индивидом действие, а также воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, установкам, интересам.
Взаимосвязь эмоциональной и потребностной сферы личности может проявляться двояко, что определяется двойственным характером самой потребности, которая, представляя собой нужду индивида в чем-либо что лежит вне организма, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. Удовлетворение или неудовлетворение потребности, которая сама не проявилась в форме чувства, а испытывается в форме элементарного органического ощущения, может породить эмоциональное состояние. С другой стороны, сама потребность может испытываться субъектом как чувство, иными словами, чувство может выступать в качестве проявления потребности. Определенного рода чувства субъекта к конкретным предметами или лицам формируются именно на основе потребности по мере того, как происходит осознание зависимости их удовлетворения от этого предмета или лица. Таким образом, эмоции выражают активную сторону потребности, выступая в качестве конкретной психической формы ее существования.
В связи с этим, эмоции включают в себя стремление, влечение к тому, что привлекательно для субъекта, ровно как и желание, влечение всегда носит эмоциональный характер. Поскольку субъект осознает предмет, способствующий удовлетворению возникшей потребности, у него появляется желание, направленное на данный предмет. Более того, субъект, испытывая зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое порождается предметом, формирует по отношению к нему то или иное чувство. В этом и проявляется теснейшая взаимосвязь эмоциональной и потребностной сфер личности.
Тем не менее, взаимосвязь эмоций и потребностей неоднозначна. Как известно, потребности человека имеют многогранное проявление и не сводятся исключительно к органическим потребностям. Для человека как социального существа, как носителя материальной и духовной культуры, как субъекта и объекта исторического процесса, характерна сложнейшая иерархия потребностей. В русле данного положения, одно и то же действие или явление в контексте соотношения с различными потребностями может приобрести различное эмоциональное значение. Это выступает в качестве причины амбивалентности человеческих чувств.
Эмоции, выступая в качестве важнейшего фактора регуляции активности человека, играют значительную роль на каждом из этапов мотивационного процесса – в процессе оценки значимости внешнего раздражителя, в процессах сигнализации о возникшей потребности и оценки ее значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели.
На первом этапе мотивационного процесса эмоции выполняют функцию оценивания значимости внешнего раздражителя с точки зрения его полезного или вредоносного характера. Таким образом, эмоции определяют значимость стимула еще до непосредственной сознательной, логической оценки субъекта.
По мнению П. К Анохина, «Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма» [25;173]
Важным является факт того, что эмоции отражают не только биологическую, но и личностную значимость ситуация и стимулов для конкретного человека.
Важным является то, что эмоции не только указывают на важность стимула и направленность явления действительности. Эмоции поддерживают установку на определенный функционально – энергетический уровень жизнедеятельности.
Рассматривая эмоцию в качестве одного из компонентов мотивации, необходимо отметить двойственность ее психологической сущности, которую подчеркивает Додонов [15;37]. Эмоции выступают в качестве оценки других ценностей с одной стороны, а с другой стороны – выступают в качестве ценности сами по себе.
Анализируя работы Вилюнаса, необходимо отметить, что в них акцентируется внимание на связи эмоций и мотивов как двух неразрывных сторон мотивационной сферы личности. Подобно мотивам, чувства личности также многочисленны, противоречивы и иерархически организованы. Более того, среди них могут выделяться доминантные чувства, которые определяют значимость предмета потребности. Вилюнас, подобно Рубинштейну, подчеркивает положение, согласно которому эмоции являются субъективной формной существования мотивации [6;106]. Таким образом, мотивация тесно связана с эмоциональными проявлениями, сигнализирующими субъекту о потребностной значимости объектов, и побуждающих его направить на них свою деятельность. Таким образом, эмоциональные проявления могут выступать в качестве итоговой формы существования мотивации, то есть, ее результата.
Развитие эмоциональной сферы человека в онтогенезе связано, в первую очередь, с фактом того, что конкретные ситуации и явления, непосредственно предшествующие возникновению эмоций, приобретают способность вызывать эмоции. Благородя ориентации на эмоции, субъект совершает определенные действия, целесообразные в данной ситуации. Нельзя при этом не отметить, что эмоции, осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, способствуют научению эффективным и целесообразным формам поведения и устранению неэффективных, нецелесообразных форм.
С той точки зрения, согласно которой развитие эмоциональной сферы детерминируется социальными закономерностями, важную роль играет направленность эмоций на новые социальные явления.
С физиологической точки зрения, возникновение эмоций обусловлено сложноорганизованными процессами, происходящими в организме в целом, и, в частности, в головном мозге, как результат интегрированных корково–подкорковых комплексов возбуждений, которые формируются на базе врожденного и приобретенного опыта. При этом, важно отметить, что за непосредственную реализацию эмоций отвечают структуры головного мозга разных уровней: новая кора, лимбическая система, в частности, гиппокамп, миндалины, гипоталамус. Важно отметить, что эмоции, подобно каждой из высших психических функций, проходят закономерный путь развития от внешних, социально – обусловленных форм, к внутренним, психическим процессам. Таким образом, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.
Известен факт, согласно которому первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Эти эмоции представляют собой отрицательные переживания, детерминированные физиологическими причинами. На данном этапе онтогенеза эмоции выполняют защитную функцию, подавая сигнал о неблагополучии младенца. В конце первого и начале второго месяца жизни ребенка возникновение отрицательных эмоций определяется голодом или отнятием младенца от груди во время кормления, а также, при перевозбуждении перед сном и действии кожных и болевых раздражителей. По мере удлинения времени бодрствования младенца, происходит снижение числа отрицательных эмоций. Важно, что на 3 недели жизни младенца у него возникает улыбка – реакция в ответ на проявление заботы и ласки со стороны взрослого. После третьего месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» - феномена специализированного поведения в отношении взрослого. Процесс сообщения информации ребенком взрослому в довербальный период основывается именно на выразительных эмоциональных реакциях, выступающих на данном этапе в качестве главного коммуникативного средства общения. Развитие эмоциональных реакций ребенка на взрослого в период младенчества проходит в трех направлениях: во-первых, из локальной реакции улыбки, эмоции становятся выражением полноценной радости, которая входит в комплекс оживления. Во-вторых, сигналом, порождающим эмоции, являются лицо или голос значимого взрослого. В – третьих, эмоции начинают носить избирательный характер, ребенок реагирует только на значимого взрослого. В возрасте до полугода общение вызывает у младенца исключительно положительные эмоции. Во втором же полугодии жизни, младенец адресует взрослому не только положительные, но и отрицательные эмоции, что связано с развитием ситуативно – деловой сферы общения.
К 3-4 месяцам у ребенка значительно расширяется спектр предметов, прямо не связанных с удовлетворением биологических потребностей, доставляющих ему положительные переживания. К пяти месяцам у младенца развивается яркая реакция на новые предметы. Ориентировочная деятельность сопровождается эмоциональными реакциями, являясь тем самым первым звеном познавательного процесса. В полугодовом возрасте освоение действий приводит к изменению переживаний. К концу первого года жизни важнейшим новообразованием в сфере эмоций и чувств является появление эмоции удивления, возникающей на действие нового раздражителя, прямо не удовлетворяющего биологической потребности.
Подобно динамике эмоциональной сферы в младенческом возрасте, в период раннего детства эмоции также носят неустойчивый и кратковременный характер. Важным является формирование ко второму году жизни нравственных эмоций, что выступает следствием похвалы или порицания со стороны значимого взрослого. На третьем году жизни формируются эстетические чувства, что ознаменовывает появление радости не столько на блестящее и яркое (что характерно для младенческого возраста), сколько на действительно эстетически – приемлемое. В основе этого различения лежат оценки значимого взрослого, причем постепенно эти оценки становятся все более независимыми. Мощное развитие получают интеллектуальные чувства, иллюстрирующие удовольствие при удовлетворении интереса к окружающему. Посредством развивающейся речи ребенок начинает формулировать вопросы познавательной направленности. В раннем детстве эмоции социализируются, иными словами, модальность эмоций тесно обуславливается успешностью или неуспешностью в овладении умениями и навыками, а также результатом предметной деятельности.
В раннем детстве происходит закладывание речевой регуляции поведения, в основе которой лежит возникающая связь слов и представлений, что, в свою очередь, лежит в основе формирования целенаправленных действий ребенка. Более того, важным является формирование у ребенка представлений о социально - приемлемых образцах поведения, складывающихся на основе положительной или отрицательной оценки действий ребенка со стороны значимого взрослого.
В дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребенка претерпевает значительные изменения, обусловленные формированием иерархии мотивов, появлением новых потребностей и интересов. Эмоциональная сфера становится на данном этапе менее импульсивной, приобретая более глубокий характер в контексте смыслового содержания. Однако, эмоции, обусловленные органическими причинами, по-прежнему слабо поддаются сознательному контролю. Оценка значимого взрослого перестает носить определяющий характер, а положительные эмоции могут вызываться предвосхищение результата конкретной деятельности. Экспрессия, с одной стороны, позволяет дошкольнику выражать многообразие эмоций, с другой стороны, понимать конкретные эмоции других людей. В контексте развития познавательной сферы личности ребенка, эмоциональная сфера, посредством включения речи в эмоциональные процессы, приобретает интеллектуальную направленность. В возрасте 4-5лет у ребенка дошкольного возраста зарождается чувство долга. Развитие формы это чувство приобретает уже к семи годам. Интенсивное развитие получает эмоция удивления, в основе чего лежит развитие любознательности. Усложнение художественно - творческой деятельности дошкольника способствуют дальнейшему развитию эстетических чувств.
Информация о работе Эмоции и их роль в регуляции поведения и деятельности человека