Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Определения, приведенные выше, лаконичны и просты, но чтобы понять, что такое стресс вовсе не обязательно заглядывать в словари – достаточно посмотреть вокруг. Стресс – это все, что нас окружает. Стресс – это наша жизнь. В мире Pepsi и компьютеров мы не можем жить вне этого состояния. Он врывается в нашу жизнь с самого утра, вместе со звонком будильника, а потом... Потом все по накатанной схеме - пробки (для автомобилистов), утренняя толкотня в транспорте (для остальных), работа, вызов к начальнику, проблемы с детьми, ссоры с близкими, плохой сон.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....2
1.1Открытие стресса……………………………………………………………….…3
1.2Понятие об эмоциональном стрессе……………………………………….…….4
1.3Стресогенные факторы и регуляция эмоциональных состояний………….…..8
Заключение…………………………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

кон по психол.docx

— 90.59 Кб (Скачать файл)

Интеграция поведения  — это система взаимосвязи  между элементами психической структуры  личности, позволяющая успешно решать задачи в интересах адаптации  индивида, и в первую очередь добиться согласованности его мотивов  и требовании окружения. Интеграция поведения реализуется через  такие психологические образования, как установка, отношение, ролевые  структуры. Интрапсихический конфликт отношений, которые формируются на основе ролевых и личностных установок, может приводить к дезорганизации поведения и нарушению сложившихся структур личности — «я-образа», «я-концепции», самооценки. При этом дезорганизация поведения будет сопровождаться негативным эмоциональным фоном, так как эмоции сопряжены с мотивами и обеспечивают осуществление некоторых регуляторных функций, при этом интеграция эмоций в единую систему определяет характер эмоционального состояния.

Построение интегрированного поведения — существенная часть  адаптационного процесса. Нарушение  поведения на любом уровне интеграции сопровождается снижением качества психической адаптации, возрастанием фрустрацнонной напряженности и соответствующими физиологическими сдвигами. В зависимости от того, насколько наше поведение интегрировано, т. е. целостно, осознанно и подчинено определенной цели, настолько высок у нас порог фрустрации, который можно рассматривать в качестве меры потенциальной стабильности психической адаптации и способности противостоять возникающему напряжению.

Одним из важнейших составных  элементов структуры личности, влияющих на уровень интеграции поведения, а следовательно, и на процесс адаптации в целом, является «я-концепция». «Я-концепция» — это относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлении индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Как следует из данного определения, «я-концепция» — это система отношений человека к себе и окружающим его предметам, людям и другим явлениям. Всю информацию, которую человек получает из внешней среды, он воспринимает в контексте системы таких отношений, и, исходя из степени соответствия пли несоответствия своим целям, из того, что в себе несет полученная информация — угрозу или одобрение, — человек строит свое поведение. Неслучайно принято считать, что «я-концепция» составляет ядро системы саморегуляции человека. В основе «я-концепции» лежат самооценка и уровень притязаний, отражающие общую направленность мотивационной сферы, ориентированной на достижение успеха (мотивация достижения) или на избежание неудач (мотивация избегания), В свою очередь, исследования мотивации показали зависимость между характером мотивации и выбором поведенческих стратегий, а также особенностями адаптации к условиям изменяющейся среды. При преобладании мотивации достижения поведение отличается отсутствием видимой тревог», и наоборот, мотивация избегания неудач сопровождается проявлением тревоги.

Поскольку мы заговорили о  системе отношений личности, то нельзя не вспомнить о В. Н. Мясищеве —  авторе концепции отношений личности. По мнению Мясищева, система отношении составляет ядро личности. Эта система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности. Данная концепция нашла широкое применение в медицинской психологии, особенно в области исследования и лечения неврозов.

Неврозы — эта группа нервно-психических расстройств, психогенных  по своей природе, являющихся следствием длительного или чрезмерно интенсивного эмоционального напряжения. Главная  причина невроза — нарушение  системы регуляции эмоциональной  связи, вызванное противоречием  между установками и взглядами  личности и внешней действительностью, т. е. в основе такого нарушения лежит  интрапсихический конфликт.

Невроз, являясь нервно-психическим  расстройством, сопровождается вегетативными  проявлениями: мышечным напряжением, тремором, нарушениями работы сердца, тревогой, чувством подавленности, головными  болями, слабостью. Причем эти вегетативные изменения происходят не сразу, а постепенно. Прежде всего изменяется сон. Он становится поверхностным, человек легко просыпается. Постепенно изменяется чувствительность человека к внешним раздражителям. Звук, свет, разговоры необыкновенно раздражают человека. Даже шумы обычного уровня могут стать непереносимыми. Повышенная чувствительность выступает, с одной стороны, как приспособительный механизм к недостатку информации, обеспечивая приток дополнительных сигналов, с помощью которых можно разрешить ситуацию. С другой стороны, повышенная чувствительность делает человека более восприимчивым к любым раздражителям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на слабые сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринимались.

Однако главной особенностью невроза является конфликт. Конфликт обнаруживается в основе большинства  неврозов и всегда сопровождается чрезвычайно  интенсивными переживаниями. Переживания  могут быть различны. Например, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травмирующая ситуация, и др. В то же время следует  отметить, что переживания становятся источником невроза лишь в том  случае, если они особо значимы  для человека, Поэтому большинство  эмоциональных, или интрапсихических, конфликтов, послуживших причиной заболевания, по своей природе социальны. Например, человек заболевает не потому, что он стал жертвой несправедливости, а потому, что проявленная по отношению к нему несправедливость (действительная или кажущаяся) нарушила его представления о справедливости, его веру в добро и зло, в смысл человеческого существования.

Таким образом эмоциональный стресс чаще всего оказывается связанным с социальными явлениями, т. е. эмоциональный стресс является неотделимой частью социальной адаптации человека. Существуют характеристики личности, которые определяют успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях. Эти характеристики формируются в процессе всей жизни человека, и к их числу в первую очередь следует отнести уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих (социальная референтность), уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственную ориентацию, ориентацию на требования ближайшего окружения.

Все эти характеристики при  детальном изучении оказались взаимосвязаны  друг с другом. Более того, они  формируют одну интегральную характеристику, которая была названа нами личностным адаптационным потенциалом. Данная характеристика рассматривается  как  системное свойство личности, которое  заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной среды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более  жестким и суровым условиям социальной среды может приспособиться человек.

В ходе экспериментальных  исследований было установлено, что  даже в условиях реальной угрозы для  жизни люди с более высоким  адаптационным потенциалом не только имеют больше шансов уцелеть, но могут  успению выполнять профессиональные обязанности. Также следует отметить, что впоследствии лица с более  высоким уровнем развития адаптационного потенциала личности имеют больше шансов по сравнению с другими восстановить функциональное состояние организма  и вернуться к нормальной жизни.

Существуют и другие подходы  к рассмотрению проблемы регуляции  эмоциональных состояний и эмоционального стресса.

Р. М. Грановская делит все  стратегии выхода из напряженной  ситуации на три группы: изменить или  ликвидировать проблему; уменьшить  ее интенсивность за счет смешения своей точки зрения на нее; облегчить  ее воздействие с помощью включения  ряда способов.

Ключевую роль в управлении своим состоянием играет осознание  жизненных целей и соотнесение  с ними конкретных ценностей. Чем  быстрее человек определит свои жизненные ценности и цели, тем  у него больше шансов избежать негативных последствий внезапно возникшего чрезмерного  эмоционального напряжения, поскольку  человек, сделавший главный жизненный  выбор, в значительной мере определил  все дальнейшие решения и тем  самым избавил себя от колебаний  и страхов. Попадая в трудную  ситуацию, он соотносит ее значение со своими главными жизненными ориентирами. Своевременность подобного взвешивания  нормализует его состояние. При  этом критическая ситуация рассматривается  на фоне общей перспективы, например всей жизни человека, в результате чего значимость этой ситуации может  резко снизиться. Известно много  примеров, когда с людьми происходили  несчастные случаи, от которых можно  было оправиться в течение нескольких часов. Но реакция на них была столь  неадекватна, столь несоотносима с личной шкалой ценностей, что развивались значительные жизненные кризисы. Поэтому неблагоприятные последствия возникают часто не из-за самих случаев, а из-за реакции на них.

Таким образом, одним из основных способов избегания чрезмерного  эмоционального напряжения является гармоничное  развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой  позиции. Причем это развитие начинается с первых дней жизни человека, а  его успех в значительной степени  зависит от того, насколько умело  строят воспитательный процесс родители ребенка, а затем и педагоги в  школе, насколько государство заботится  о воспитании подрастающего поколения, и от много другого.

Следующий способ регуляции  эмоциональных состояний, но мнению Грановской, заключается в правильном выборе момента для принятия решения  пли реализации своего плана. Как известно, экстремальная ситуация приводит к сужению сознания, что ведет к нарушению ориентировки в окружающем. Тревога, волнение меняют стратегию поведения. Пораженный смятением человек стремится избежать малейшего риска, боится идти в том направлении, которое грозит заблуждениями и ошибками, поэтому каждую новую информацию он стремится связать с аналогичной, уже известной ему. В этой ситуации человек очень часто совершает ошибки, принимая неправильное решение. Поэтому необходимо учиться правильно выбирать момент для реализации своих планов в сложной, эмоционально напряженной ситуации.

Еще один способ снизить  эмоциональное напряжение заключается  в ослаблении мотивации. Например, отказаться на время от достижения поставленной цели или снизить эмоциональную  напряженность через произвольное перенесение внимания, концентрируя его не на значимости результата выполняемой  деятельности, а на анализе технических  деталей задачи или тактических  приемах.

Для создания оптимального эмоционального состояния прежде всего нужна правильная оценка значимости происходящего события, поскольку на человека воздействует не столько интенсивность и длительность реальных событий, сколько их индивидуальная ценность. Когда событие рассматривается как чрезвычайное, то даже фактор малой интенсивности может вызвать дезадаптацию. Необходимо также иметь в виду, что при сильном эмоциональном возбуждении личностные характеристики человека играют очень существенную роль в оценке события. Так, хороший прогноз становится еще более оптимистичным у оптимиста, а плохой — еще более мрачным у пессимиста. Однако для того чтобы правильно оценить событие, необходима полная информированность о нем. Чем большим объемом информации по волнующему вопросу располагает человек, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Отсюда следует, что всеми силами надо увеличивать объем сведений о волнующей вас проблеме. При этом информированность должна быть разноплановой.

Грановская выделяет еще  один способ борьбы с эмоциональными стрессами и эмоциональной напряженностью. Этот способ заключается в заранее  подготовленных стратегиях отступления. Наличие запасного варианта поведения  в той или иной ситуации снижает  излишнее возбуждение и делает более  вероятным успех решения задачи на генеральном направлении. Не подготовив альтернативного решения, человек  необоснованно пессимистично оценивает  ситуацию, которая может возникнуть в случае провала основного варианта. Имея запасной вариант действий, в  случае провала первого человеку проще смириться с неудачей и  сохранить при этом оптимистическое  расположение духа. Следовательно, запасные стратегии уменьшают страх перед  неблагоприятным развитием событий  и тем самым способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

 Кроме перечисленных  способов выхода из стрессовой  ситуации следует иметь в виду, что бессмысленно бороться против  того, что является уже свершившимся  фактом. При некоторых обстоятельствах,  когда продолжение усилий превращается  в безрезультатные попытки «прошибить стену лбом», человеку полезно временно отказаться от усилий по немедленному достижению цели, осознать реальную ситуацию и свое поражение. Тогда он сможет сберечь силы для новой попытки при более благоприятной обстановке. Кроме этого, в случае поражения не вредно произвести общую переоценку ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без лишней траты сил. Неслучайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Стресс (от англ. — давление, напряжение) — это общая неспецифическая  реакция организма в ответ  на интенсивное воздействие любой  модальности (стрессор).

Термин «стресс» был введен канадским биологом и врачом Гансом Селье (1907—1982). Согласно его определению, стресс представляет собой общий адаптационный синдром, обеспечивающий мобилизацию организма для приспособления к трудным условиям.

По Селье, стресс имеет три стадии развития.

На первой стадии под воздействием стрессора активизируется симпатическая  нервная система. Человек при  этом может переживать тревожное  эмоциональное состояние (если стрессор носит угрожающий характер) или душевный подъем (если стрессор в принципе связан с позитивным прогнозом).

Информация о работе Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний