Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 05:20, реферат
Краткое описание
Понимание сущности религии является весьма сложной проблемой, к решению которой религиоведение сегодня подошло так же близко, как правоведение подошло к решению проблемы сущности права. Вместе с тем, для моделировании отно шений между религией и правом необходим такой подход, который усматривал бы в них общие начала и при этом устраивал бы в целом и религиоведов, и юристов. В религиоведении такой подход существует и набирает силу как так называемый «экзистенциальный подход», согласно которому ядром всякой религии является вероучение, содержащее предельные ответы на вопрос о смысле человеческой активности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Право 1.1. Возникновение и понятие права……………………………………….………5 1.2. Признаки права………………………………………………………………….9 1.3. Функции права…………………………………………………………………13
Глава 2. Религия 2.1. Возникновение религии………………………………………………….……14 2.2. Функции религии………………………………………………………………18
Глава 3. Связь права и религии 3.1. Соотношение права и религии………………………………………….……19 3.2.Соотношение……..……………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………....31 Список литературы................
3.1. Соотношение права и религии………………………………………….……19
3.2.Соотношение……..……………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………....31
Список
литературы................................................................................................33
Введение
Понимание сущности религии
является весьма сложной проблемой, к
решению которой религиоведение сегодня
подошло так же близко, как правоведение
подошло к решению проблемы сущности права.
Вместе с тем, для моделировании отно шений
между религией и правом необходим такой
подход, который усматривал бы в них общие
начала и при этом устраивал бы в целом
и религиоведов, и юристов. В религиоведении
такой подход существует и набирает силу
как так называемый «экзистенциальный
подход», согласно которому ядром всякой
религии является вероучение, содержащее
предельные ответы на вопрос о смысле
человеческой активности. Среди крупных
философов, социологов и религиоведов
данный подход, так или иначе, разделяют
такие мыслители и исследователи, как
И.Кант, М.Вебер, А.Дж. Тойнби, К.Г.Юнг, Э.Фромм,
Т.Парсонс, Р. Белла, Б.Г. Ирэхарт и другие.
Ну, чужд этот подход и правоведам. Назначением
религии является выработка «смыслов»,
позволяющих человеку, так или иначе освоиться
и определить своё место в том мире, в котором
он живёт. В соответствии с указанным подходом,
всякое право есть, в конечном счёте, итог
эволюции экзистенциальных, или, что то
же самое, религиозных, оснований человеческой
активности. В религии кроется предельная
основа, конечный источник всякого права,
однако право как система требований является
наиболее отдалённой и независимой от
религии системой. Самый естественный
и логичный путь духа в право лежит через
последовательность религия - мораль -
обычай. Однако бывают ситуации, когда
религиозные требования непосредственно
превращаются в правовые. Право возникает
непосредственно из требований религиозной
идеи лишь тогда, когда группа людей, одержимых
этой идеей, силой подчиняет себе группу
других людей, не разделяющих данных религиозных
убеждений. Чаще всего такое превращение
происходит в тех случаях, когда данная
религиозная идея предполагает смысл
такого навязывания. Например, носители
исламской идеи в соответствии со своими
убеждениями видят смысл в том, чтобы обратить
неверных в правоверие силой (так называемый
«джихад меча»), если исчерпаны все иные
пути обращения. Идея, согласно которой
в основе всякого правопорядка, в конечном
счёте, лежит религия, ненова и неоднократно
высказывалась крупнейшими мыслителями
в сфере философии и права. Особенно характерна
эта идея для тех мыслителей, которые главную
основу всякого права видели в государственной
власти. Так, Гегель, определяя государство
как духовно-нравственную идею, проявляющуюся
в форме человеческой воли и её свободы,
вследствие чего исторический процесс
по существу дела совершается при посредстве
государства. Обобщение подобных высказываний
даёт повод отождествлять право с властью
как с проявлением чистой силы.
1.1.Возникновение
и понятие права
Социальное регулирование бывает
двух видов: нормативное и индивидуальное.
Первое носит общий характер: нормы (правила)
адресованы всем членам конкретного
адресата. Второе относится к конкретному
субъекту, является индивидуальным приказом
действовать неразрывно связано между
собой. Нормативное регулирование в конечном
итоге приводит к воздействию на конкретных
индивидов, приобретает конкретного адресата.
Индивидуальное же невозможно без общего,
т.е. нормативного, установления правил
осуществляющего такое регулирование
субъекта на подачу соответствующих команд.
Социальное регулирование приходит
в человеческое сообщество от далеких
предков, а его развитие осуществляется
вместе с развитием человеческого общества.
При первобытнообщинном строе основным
регулятором общественных отношений были
обычаи. Они закрепляли выработанные веками
наиболее рациональные, полезные для общества
варианты поведения в определенных ситуациях,
передавались из поколения в поколение
и отражали в равной степени интересы
всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно,
что вполне соответствовала темпам изменения
самого общества, происходившим в тот
период. В более позднее время появились
тесно связанные с обычаями и отражавшие
существовавшие в обществе представления
о справедливости, добре и зле, нормы общественной
морали и религиозные догмы. Все эти нормы
постепенно сливаются, чаще всего на основе
религии, в единый нормативный комплекс,
единство, обеспечивающее достаточно
полную регламентацию ещё не очень сложных
тогда общественных отношений. Такими
обычаями, одобренными моралью и освещенными
религией, были и существовавшие в первобытном
социуме нормы, определяющие порядок обобществления
добытого членами сообщества продукта
и его последующего перераспределения,
которые всеми воспринимались как не только
правильные и, безусловно, справедливые,
но и как единственно возможные.
И поскольку все нормы расценивались
как ниспосланные свыше, правильные, справедливые,
то естественно, у многих народов за содержанием
этих норм, а нередко и за самими нормами
и их совокупностью закрепились такие
наименования как «право», «правда» и
т.д. В этом смысле право появилось раньше
государства, и обеспечение его реализации,
соблюдения всеми правовых предписаний
было одной из причин возникновения государства.
Можно выделить два основных пути
развития права. Там, где господствующее положение
занимает государственная собственность,
основным источником, способом фиксации
правовых норм становятся, как правило,
сборники нравственно-религиозных (Поучение
Птахотепа – в Древнем Египте, Законы
Ману – в Индии, Коран – в мусульманских
странах и т.п.). Зафиксированные в них
нормы зачастую казуальный характер. Дополняются
они, в случае необходимости, другими обычаями
(например, адатами) и конкретными (ненормативными),
но имеющими силу закона установлениями
монарха или по его уполномочию – чиновника
государственного аппарата.
В обществе же, основанном на
частной собственности, которая обусловила
необходимость равенства прав собственников,
развивалось, как правило, более обширное,
отличающееся более высокой степенью
формализации и определенности законодательство,
и прежде всего гражданское, регулирующее
более сложную систему имущественных
общественных отношений. В некоторых случаях
достаточно древнее законодательство
отличалось такой степенью совершенства,
что пережило на многие века использовавший
его народ и не потеряло значения и сегодня
(например, частное римское право).
Но так или иначе, в любом государственно-организованном
обществе тем или иным способом нормы
права возводятся в закон, освященный
свыше, поддерживаемый и обеспечиваемый
государством. Правовое регулирование
общественных отношений становится важнейшим
методом государственного руководства
обществом. Но в тоже время возникает и
противоречие между правом и законом,
поскольку последний перестает выражать
всеобщую справедливость, отражает интересы
только части, и, как правило, меньшей части,
общества.
Право, как и государство, принадлежит
к числу наиболее сложных общественных
явлений. В повседневной жизни люди понимают
под правом общеобязательные правила
поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов,
указов и т.д.
Право не исчерпывается формальными
характеристиками, хотя в специально юридическом
смысле право определяется этими характеристиками;
это юридические тексты, сформулированные
властью и содержащие правовые нормы.
Право имеет глубокие корни
в культуре, как мировой, так и национальной
духовной истории народа.
Право имеет закономерные связи
с такими институтами, как гуманизм, права
человека, социальная справедливость,
которые выступают объектами научных
и социально-политических дискуссий. Поэтому
представление о праве, его сущности, ценности,
способах реализации могут быть как общими,
так и конкретно-историческими; данные
правовые отношения задаются направленностью
и смыслом каждого этапа жизни общества.
Право является государственным
регулятором. Оно регулирует отношения
между людьми с соответственно воплощенной
волей общества. Поэтому в отличие от других
социальных регуляторов, право данного
общества может быть только одно, оно едино
и однотипно с государством. Право – единственный
нормативный, регулирующее воздействие
которого, на отношения между людьми, влечет
для их участников определенные юридические последствия.
Право есть система общеобязательных,
формально-определенных норм, которые
выражают обусловленную экономическими,
духовными и другими условиями жизни государственную
волю общества, ее общечеловеческий и
классовый характер; издаются и санкционируются
государством в определенных формах и
охраняются от нарушений, наряду с мерами
воспитания и принуждения; являются регулятором
общественных отношений.
Право – это обусловленная
природой человека и общества и выражающая
свободу личности система регулирования
общественных отношений, которой присущи
нормативность, формальная определенность
в официальных источниках и обеспеченность
возможностью государственного принуждения. В современной юридической
науке термин «право» используется в нескольких
значениях. Во-первых, правом называют
правовые притязания людей, например,
«право человека на жизнь», «право народов
на самоопределение». Эти притязания обусловлены
природой человека и общества и считаются
естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается
система юридически норм. Это право в объективном
смысле, ибо нормы права создаются и действуют
независимо от воли отдельных лиц.
В-третьих, названным термином
обозначают официально признанные возможности, которыми располагает
физическое или юридическое лицо, организация. « Граждане имеют право на труд,
отдых, охрану здоровья, имущество» и т.д., организации располагают
правами на имущество, на деятельность
в определенной сфере государственной
и общественной жизни. Во всех этих случаях
речь идет о субъективном смысле права,
т.е. о праве, принадлежащем отдельному
лицу – субъекту права.
В-четвертых, термин «право»
используется для обозначения системы
всех правовых явлений, включая естественное
право, право в объективном и субъективном
смысле. Здесь его синонимом выступает
«система права». Например, англосаксонское
право, романо-германское право, национально-правовые
системы.
1.2.Признаки права
Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общ-ественных отношений.
1.
Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно отмерено и определено в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что «в нормативности выражается
потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения». Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.
2. Формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.
На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность
граждан и организаций.
3.
Иерархичность норм
права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую
силу, например, конституционные нормы
обладают высшей юридической силой, им
не могут противоречить нормы другого
уровня.
4.
Интеллектуально-волевой характер права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу.
Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуютюридические нормы.
5.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение – специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.
Суммируя указанные выше признаки,
право можно определить как систему общеобязательных,
формально определенных нормативных установок,
регулирующих общественные отношения
и исходящих от государства, обеспеченных
к выполнению принуждением со стороны
государства.
1.3.Функции права
Под функциями права понимают
вытекающие из его содержания и назначения
основные направления правового воздействия
на общественные отношения.
Выделяют две главные функции
права – регулятивную и охранительную.
регулятивная - упорядочение общественных
отношений путём закрепления соответствующих
общественных связей и порядков (статическая
регулятивная функция; например, фиксирование
правомочий собственника по владению,
пользованию и распоряжению вещами) и
обеспечения активного поведения тех
или иных субъектов (динамическая регулятивная
функция; например, возложение обязанности
уплачивать налоги);
охранительная - установление мер юридической
защиты и юридической ответственности,
порядка их возложения и исполнения.
Помимо названных право выполняет
некоторые дополнительные функции. К ним
можно отнести воспитательную, идеологическую,
информационную и др. Воспитательная функция
заключается в воздействии права на волю,
сознание людей, воспитывая у них уважение
к праву;
идеологическая функция состоит
во внедрении в жизнь общества идей гуманизма,
приоритета прав и свобод человека, демократизма;
информационная функция позволяет
информировать людей о требованиях, которые
предъявляются государством к поведению
личности, сообщать о тех объектах, которые
охраняются государством, о том, какие
поступки и действия признаются общественно
полезными или, напротив, противоречат
интересам общества.
2.1.Возникновение
религии
Современная религия чрезвычайно
многообразна и динамична, она отражает
реалии нашего времени и стремится соответствовать
его требованиям и запросам. С начала своего
существования человек выдумал бесчисленное
множество суеверий, люди создали 50 тысяч
больших и малых религий. Одно только христианство
породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих,
отделившихся от господствующей церкви.
В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей
планеты было свыше 3 миллиардов верующих
различных исповеданий. Распространенность
религии не означает, что она истинна.
Известны племенные, национальные, мировые
религии. Племена Африки и Австралии почитают
духов, предков- покровителей. Наиболее
крупные национальные религии - индуизм,
синтоизм ("путь богов" у японцев),
конфуцианство и даосизм (религия Китая),
иудаизм (религия евреев). Мировые религии
- буддизм, ислам, христианство. Они распространены
во многих странах и у многих народов.
В различных религиях, вероисповеданиях,
устанавливаются обязательные для верующих
правила - религиозные нормы. Они содержатся
в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый
Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний
верующих или духовенства, в произведениях
авторитетных религиозных писателей.
Этими нормами определяется порядок организации
и деятельности религиозных объединений,
регламентируются отправление обрядов,
порядок церковных служб.
Ряд религиозных норм имеет
моральное содержание (заповеди).
В истории права были целые
эпохи, когда многие религиозные нормы
носили юридический характер, регулировали
некоторые политические, государственные,
гражданско-правовые, процессуальные,
брачно-семейные и иные отношения.
В некоторых современных исламских
странах Коран ("арабский судебник")
и Сунна - основа религиозных, правовых,
моральных норм, регулирующих все стороны
жизни мусульманина, определяющих «правильный
путь к цели»
Тысячелетие назад наша страна
приняла христианство, как государственную
религию. Распространение христианства
проводилось княжеской властью и формирующейся
церковной организацией. все время существования
религия тесно переплетена с государством
и правом. При крещении Руси народ принуждали
принимать новую веру. Митрополит Илларион
киевский признавал "...никто не сопротивлялся
княжескому приказу, угодному богу, и крестились
если не по собственной воле, то их страха
перед приказанием, ибо его религия была
связана с властью." Церковь сыграла
важную роль в развитии и укреплении государственности.
Постепенно церковь становится землевладельцем,
ей платится "налог", церковная десятина.
Церкви в древней Руси принадлежало три
больших круга судебных прав:
судебная власть над всем христианским
населением Руси по некоторым делам;
право суда над некоторыми группами
людей (церковные люди);
судебная власть над населением
тех земель, которые были феодальной собственностью.
С течением времени церковь была неотделима
от государства, в России были церковные
школы, монастыри, храмы. Ведущую роль
играла Русская Православная церковь.
Ряд брачно-семейных и некоторых иных
норм, признаваемых и установленных православной
церковью ("каноническое право"),
был составной частью правовой системы.
После отделения церкви от государства
эти нормы утратили юридический характер,
в 1917 году церковь была отделена от государства.
декрет, принятый Советом Народных Комиссаров
20 января 1918 года, уравнивал православную
церковь с остальными религиозными объединениями,
из государственной организации она превратилась
в частное общество, образованное на добровольных
началах для удовлетворения потребностей
его членов и содержащихся за их счет.
Предусматривалось, что граждане могут
обучаться религии частным образом. К
сожалению, в прошлом (религиозное) законодательство
о религиозных культах не всегда соблюдалось.
В 30-е годы разгул беззакония повлек за
собой необоснованные репрессии, жертвами
которых стали многие священнослужители
русской православной церкви. В 60-е закрывались
храмы.
В наше время восстанавливаются
храмы, монастыри, церкви, разрушенные
до основания за годы советской власти.
Но сейчас церковь выступает
как центр духовной культуры русского
народа, а не "...как часть государственного
механизма...". Патриарх Пимен, отвечая
на вопросы агентства печати Новости,
сказал: "Церковь отделена от государства,
и это положение мы считаем правильным,
ибо Церковь и государство различны по
своей природе.
В настоящее время нормы, установленные
религиозными организациями, соприкасаются
с действующим правом в ряде отношений.
Конституция создает правовую основу
деятельности религиозных образований,
гарантирует каждому свободу совести,
включая право "свободно исповедовать
индивидуально или совместно с другими
любую религию или не исповедовать никакой,
свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними"
Религиозное объединение может
иметь статус юридического лица, иметь
храмы, молитвенные дома, учебные заведения,
культовое и другое имущество необходимое
для религиозных целей.
Некоторые религиозные праздники
официально признаны государством с учетом
исторических .
Гражданину Российской Федерации
предоставлено право заменять военную
службу выполнением альтернативной гражданской
службы, если несение военной службы противоречит
его убеждениям или вероисповеданию.
Верующие имеют возможность
беспрепятственно совершать религиозные
обряды, такие как: вступление в брак, рождение
ребенка, его совершеннолетие, похороны
и многие другие, только юридическое значение
имеют лишь документы, полученные в органах
записи актов гражданского состояния
либо других государственных органах,
правомочных выдавать такие документы.
Вывод: Начавшееся в нашей стране
восстановление культуры, исторического
сознания, невозможно без возрождения
самой цивилизации. А нужно признать, что
религия на протяжении тысяч лет служила
основой любой известной истории цивилизации,
определяла нормы отношений принадлежащих
к каждой из них огромных масс людей. Целенаправленная
политика уничтожения религии неизбежно
приводит к уничтожению основ цивилизации.