Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
Как нами уже было упомянуто ранее, в настоящее время риторика все
чаще стала вводиться в программу не только специализированных школ,
лицеев и гимназий, но ею заинтересовались и общеобразовательные школы
( что, на наш взгляд, более важно ). Возникает вопрос: может быть,
следует восстановить ту риторику, которая существовала в XVIII – XIX
вв., переиздать лучшие учебники, и тем самым проблема будет решена?
Нет. Это не было бы удачно найденным выходом, хотя, безусловно,
переиздать популярные в своё время риторики И. С. РИЖСКОГО, А. С.
НИКОЛЬСКОГО, А. Ф. МЕРЗЛЯКОВА, Н. Ф. КОШАНСКОГО, М. СПЕРАНСКОГО было
бы очень полезно.
Дело в том, что все эти учебники также безнадёжно устарели, как и
учебники грамматики того же периода, несмотря на то, что и в тех,
и в других есть много ценного.
Повышенный интерес к риторике неминуемо нашёл отклик во многих
издательствах. К сожалению, далеко не всю литературу можно
рекомендовать в качестве обучающей для школьников. Всё чаще она
рассчитана на людей, имеющих за плечами солидный багаж знаний по
этому предмету. А иногда авторы пускаются в столь туманные
рассуждения, что читатель не всегда уверен в том, что сам автор до
конца понимает, о чём он говорит. На наш взгляд, первейшим
критерием в подборе методической литературы должна быть ясность
изложения мысли и простота в понимании не только самим автором, но
и аудиторией, на которую и рассчитано учебное пособие.
Из всех учебных пособий по риторике мы отобрали следующие:
- Н. А. Михайличенко. Риторика.
- Н. Н. Кохтев. Риторика.
- А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.
- Т. А. Ладыженская. Школьная риторика.
- Немного расскажем о содержании этих
учебников, после чего попробуем оценить их с точки зрения
пригодности для работы в школе.
2. 1. Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА.
Это пособие представляет собой краткий конспект лекций по основам
риторики, дополненный вопросами для самопроверки, практическими
заданиями и упражнениями, которые, по мнению автора, должны помочь
учащимся выработать и закрепить необходимые навыки и умения. В
основе пособия лежит опыт преподавания составителем курса риторики на
факультетах Института Молодёжи и в старших классах гимназий
Петровского района города Москвы. Пособие является учебно –
методическим; предназначено для старших классов ( 8 – 11 ) гимназий,
лицеев и школ гуманитарного профиля. Оно состоит из следующих
частей:
- Введение;
- VI разделов;
- Заключение;
- Упражнения;
- Краткий словарь трудных слов;
- Список рекомендуемой литературы;
- Литература по проблемам риторики;
- Список словарей.
Немного поподробнее о каждом из пунктов.
Во введении говорится о проблемах правильной речи в современное время.
Риторика определяется как особая наука о законах “ изобретения,
расположения и выражения мыслей в речи “.
Автор также упоминает определение риторики, данное ПЛАТОНОМ (
“ Искусство управлять умами “ ( 44; 4 ) ), подводя, таким
образом, к другому названию риторики - ораторское искусство
. Судя по всему, данное учебное пособие только с этой точки зрения и
будет рассматривать риторику.
Далее автор ставит ряд вопросов:
· Как достичь цели, поставленной оратором?
· Как завоевать аудиторию, привлечь
её на свою сторону?
· Какую речь считать наиболее действенной?
· В чём секреты убедительности
устного публичного выступления?
· Из чего слагается успех хорошей ораторской речи?
· Какие возможные способы убеждения
следует считать наиболее эффективными?
По всей вероятности, эти вопросы можно считать в данном пособии
установочными.
РАЗДЕЛ I. РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ.
В этом разделе идёт речь о мастерстве оратора, о вопросах,
поставленных перед ним, и о его целях. Немалое место уделено
вопросу взаимодействия оратора и аудитории. Автор классифицирует
ораторское выступление. Раздел снабжён опорными схемами:
Схема 1. Основные виды красноречия;
Схема 2. Основные этапы работы перед речью;
Схема 3. Основные этапы подготовки и проведения публичной речи;
и таблицами. Определяются науки, являющиеся слагаемыми речевого
мастерства.
В конце раздела учащимся предлагается ряд вопросов, направленных не
только на знание лекции, но и на её понимание. В завершении -
предложение подготовить учащимися трёхминутную речь на тему: «
Зачем нужна риторика? «.
РАЗДЕЛ II . ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ.
В этом разделе говорится о возрасте риторики (одна из древнейших
наук ), о возрастающем к ней интересе в переломные моменты истории
и в современное время. Автор убеждает учащихся в необходимости
последовательного изучения риторики с античности по современное время.
Отсюда и логическое деление раздела на 3 главы:
1. Античная риторика;
2. Развитие теории красноречия в средние века и в
новое время;
3. Ораторское искусство России.
В этих главах упоминаются авторы: ПЕРИКЛ, АРИСТОТЕЛЬ, ДЕМОКРИТ,
ЦИЦЕОН, КВИНТЛИОН (даны разные понимания и трактовки красноречия
и риторики этими философами ), ПАСКАЛЬ, БЭКОН, ГЁТЕ, М.
М.СПЕРАНСКИЙ ( и его « Правила высшего красноречия « ),
М. В. ЛОМОНОСОВ ( и его структура публичной речи ). В качестве
примеров приведены работы различных ораторов от средневековья до
современности, в числе которых КОНИ и П. С. ПОРОХОВЩИКОВ.
Рассмотрены формы красноречия от элементарных до судебного и
политического.
Как и прежде, раздел завершается рядом вопросов и заданием написать
небольшое выступление на тему: « Великие ораторы прошлого «.
РАЗДЕЛ III. ЛОГИКА В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ.
В этом разделе автор рассуждает о последовательности в выступлении
оратора и о роли аргументов. Здесь же даётся толкование логической
культуры, как способности определённо изложить содержание основных
идей; непротиворечивость в рассуждении; последовательность перехода от
одной мысли к другой; доказательное изложение материала.
Вновь приведён ряд схем.
На Схеме 4. показано, использование каких законов логики
обеспечивает вышеперечисленные качества. Здесь же указаны и требования
логики к различным этапам работы над речью.
На Схеме 5. намечены целевые установки каждой части
работы оратора над речью и названы основные приёмы, которые он
должен использовать для достижения поставленных целей.
На Схеме 6. - подчинение начала и конца речи тезису, к
которому относится все приводимые аргументы. Схема
отражает главное правило композиционно – логического строения речи,
сформулированное М. М. СПЕРАНСКИМ: « Обозначить свой предмет,
раздробить его на части, слить одну часть с другой, приметить, какое
положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в
каком расстоянии они более друг на друга отливают света; приметить
всё сие и установить их в сем положении, дать сию связь, поставить
в сём расстоянии « ( 47; 90 – 91 ).
Раздел несколько сложнее предыдущих не только по своему содержанию и
терминологии, но и по подобранным к нему вопросам. Много вопросов
на понимание материала и его самостоятельный разбор с указанием
ряда авторов.
РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА РЕЧИ ОРАТОРА.
Автор рассуждает о составляющих речи оратора, где немаловажное место
занимает знание родного языка и личный стиль оратора.
Даётся перечень частых ошибок учащихся. Например, тафтология, слова –
паразиты, неправильное и неуместное употребление цитат.
Говоря о богатстве речи, составителем упоминаются литературные
средства выразительности речи, даются определения основных из них.
Перечислен ряд советов для будущих ораторов.
Вновь приложены схемы. Их 3:
Схема 7. Стили русской речи.
Схема 8. Требования к языку публичного выступления.
Схема 9. Языковая норма.
Кроме традиционных вопросов в конце раздела содержатся и вопросы