Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
ГЛАВА VI. КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ.
В этой главе повествуется о необходимости хорошей подготовки перед
выступлением, о том, зачем она нужна и по какому плану её вести.
Вводя понятие « рабочий план «, автор рассказывает и
его составляющих, о способах нахождения и использования фактов, о
работе с литературой.
Составитель учебника выводит учащимся важное правило:
РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА!
В конце главы располагается схема подготовки к выступлению. Само же
выступление учащиеся должны подготовить самостоятельно, сделав план и
подробно расписав своё выступление. Для большей пользы свою работу
они должны и проанализировать, учтя все « + « и « - «
её.
ГЛАВА VII. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ.
Автор раскрывает само понятие « композиция речи «,
разбивает речь на составляющие и подробно разбирает каждый пункт.
Особое место уделено вступлению, основной задачей которого является
привлечь внимание и заинтересовать. В качестве образца приводится
множество примеров из ПЛЕХАНОВА и АНДРЕЕВА.. Не
последнее место уделено и главной части - основному содержанию
выступления. Упомянуто о главных его приёмах: изложение, логические
формы изложения, объяснение; о различении аргументов и о сути самого
понятия « аргумент «.
Последнее по схеме, но не последнее по значимости в композиции
место занимает завершение речи ( и тоже приведено множество
классических примеров ).
Практикум: поиск логических форм изложения и из ряда примеров,
нахождение известных элементов композиции, выделение основной мысли в
тексте.
И в завершении учащимся предложено составить доклад – размышление над
прочитанным и сделать собственное резюме, отталкиваясь от схем,
сравнить его с авторским.
ГЛАВА VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЯ.
Глава об ораторском диалоге и монологе, о их своеобразии, о
языковых средствах создания эмоциональности и оценочности в речи.
Практикум предлагает сделать своё выступление, учтя новое из
прослушанной главы и помня о работе на слушателя.
Автор возвращает учащихся к предыдущим главам с разбором отрывков из
выступлений великих ораторов. Ещё здесь даны вопросы на определение
стиля в предложениях, где могут встретиться ошибки, предназначенные
для нахождения и исправления их учащимися. Но свою правоту нужно
ещё и доказать словесно.
Читателям предлагают поразмыслить на заданные темы, имея перед глазами
пример выступления КЛЮЧЕВСКОГО « Евгений Онегин и его
предки «.
В конце главы даются вопросы, проверяющие знание предыдущих глав,
слегка усложнённые новой темой и учащимся предлагается озвучить схему
краткого содержания главы.
ГЛАВА IX. ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ.
Здесь доказывается возможность письменного стиля употребляться в речах
разного типа ( вновь с примерами: КОНИ, МЕТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО
И КОЛОМЕНСКОГО НИКОЛАЯ, КЛЮЧЕВСКОГО, ПАВЛОВА ). Даны примеры
использования разных типов речи.
В практикуме - задания на определение стиля. Автор задаёт вопрос:
« КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НЕПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ ОРАТОРА? «
Учащимся предложено на основании некоторых статей составить инструкции
по работе над языком публичного выступления и переделать газетную
статью на разговорный язык.
Резюме состоит из 3 – ёх пунктов, на основании прочитанного учащимся
предлагают 4 – ый пункт составить самостоятельно.
ГЛАВА Х. СЛОВЕСНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
В главе идёт речь о том, что такое ассоциации, как они действуют
на чувства слушателя. Перечислены типы, передающие словесную
наглядность. Много внимания уделено выражению авторской оценки,
рассказу о том, что такое тропы, художественные образы, что они
дают оратору.
Вопросы этой главы направлены на определение учащимися видов тропов,
задания - на пропущенные слова ( эпитеты ) в речи ТУРГЕНЕВА:
необходимо подобрать нужные слова, а затем сравнить с подленником.
Резюме автором лишь начато - написан 1 пункт, а остальные нужно
додумать.
НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА ПРОЩАНЬЕ.
Автор советует не забывать пройденное и использовать приобретённые
навыки в любых видах деятельности.
В конце пособия даны ответы на вопросы, которые отмечены во всей
книге определённым значком, также приведены вопросы, которые можно
поставить к каждой главе дополнительно.
СЛОВАРЬ ПРАВИЛЬНО ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЙ В ТРУДНЫХ СЛОВАХ расположен
на 8, 5 страницах ( 733 слова ).
2. 3. А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ.
Книга состоит из конкретных рекомендаций по различным областям
риторики и коммуникативной лингвистике. Автор показывает все речевые
условия, оптимизирующие правильную правильную речь на многих её
уровнях: проблемы формирования дикции, проблемы диалога и монолога.
Большое внимание уделено речевому этикету, умению полемизировать,
культуре высказываний.
Риторика Мурашова состоит из IX глав.
ОТ АВТОРА.
Приведена замечательная авторская аргументация в пользу необходимости
изучения риторики учащимися и учителями в первую очередь.
ГЛАВА I. РИТОРИКА. ПРЕМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Основные положения главы:
Работа учителя - искусство, и важно знать психологию восприятия,
чтобы быть правильно понятым.
Дидактическая риторика - дисциплина, способствующая организации и
функционированию прозаической устной речи в ходе учебного занятия.
В любом общении закономерности риторики актуальны для наиболее
полного взаимопонимания, для оптимальной коммуникации.
Автор знакомит нас с историей риторики, упоминает имена людей, на
неё повлиявших. Формирует её задачи.
ЗАДАЧИ РИТОРИКИ:
1. Способствовать
формированию направленной и направляющей речи, а также определённых
реакций на неё со стороны слушателей. ЦЕЛЬ РИТОРИКИ -
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОВОРЯЩЕГО.
2. Учить: А) Аргументированному доказательству
собственной точки зрения, не подвергая даже частичному, незаметному на
первый взгляд оскорблению достоинства собеседника; Б) Умению
стоять на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть предмет,
сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув своё утверждение,
если оно неверно.
3. Осуществлять организованное словесное и невербальное
воздействие, логически и эстетически оправданное.
4. Формировать риторические приёмы как средство
отклонения от речевой нормы, эстетически допустимые и психологически
обусловленные. При этом важно помнить положение академика Л. В.
ЩЕРБЫ: “ Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то и
начинает он осознавать всю прелесть обоснованных отступлений от неё “.
5. Создавать ситуации информационной и коммуникативной
комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия новой
информации и общения. Способствовать культуре монолога и диалога.
6. Стремиться к формированию яркой и эмоциональной
речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными
потребностями и психологическими особенностями собеседника или
слушателя.
7. Помогать формированию индивидуальной речевой манеры
говорящего. ( 45; 15 – 16 )
Даются рекомендации к прочитанному и упражнения на развитие ритмико –
интонационной и стилистической зоркости.
ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.
По мнению автора, РИТОРИКА - система функций
художественного мышления. ( 45; 28 ) Отсюда следует, что каждый раз
необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое.
В этой главе говорится об особенностях общения ученика и учителя.
Приведены веские доводы по необходимости привнесения риторики во все
предметы.
Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из содержания
главы. Для учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку
всевозможных афоризмов и формирование собственных высказываний.
ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ.
Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо
без владения нормами грамотной речи.
В конце главы даны упражнения на акцентологические, лексические,
морфологические и синтаксические нормы.
ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ: