Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и выявить основные показатели оценки устойчивости их развития;
исследовать современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции, так как улучшение продовольственной ситуации имеет важное экономическое и политическое значение, что делает разработку рекомендаций по восстановлению и интенсивному развитию сельскохозяйственного производства крайне актуальной.
Введение
Достижение оптимального
соотношения между
Регулирование процесса производства сельскохозяйственной продукции должно стать неотъемлемой частью экономической программы развития аграрного сектора экономики. Однако разрозненность регулирования по региональным признакам ведет лишь к углублению негативных тенденций, так как экономические рычаги должны действовать в совокупности с другими конструктивными методами, в едином экономическом пространстве, на всей территории России. Поэтому актуальность избранной нами темы, именно в проблеме оптимизации действия рыночного механизма и разработки системы, действующей при любых преобразованиях в сфере экономики, очевидна.
Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и выявить основные показатели оценки устойчивости их развития;
- обосновать
основные стратегические
Объектом исследования являются рынок сельскохозяйственной продукции, хозяйствующие субъекты и государственные контролирующие органы, а в частности Министерство экономического развития Ставропольского края.
Предметом
исследования выступают социально-
Информационную базу исследования составляют официальные статистические данные Ставропольского края, материалы Министерства экономического развития Ставропольского края.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, освещен уровень изученности проблемы, сформулированы цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы функционирования и развития рынков сельскохозяйственной продукции» рассмотрена сущность процесса реализации сельскохозяйственной продукции, изучены экономический механизм, функциональные инструменты, институты формирования рынков сельскохозяйственной продукции и Система экономических показателей функционирования рынков сельскохозяйственной продукции.
Во второй главе «Современное состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края» анализируются показатели производственного потенциала сельскохозяйственной продукции Ставропольского края, приводится динамика спроса, предложения на сельскохозяйственную продукцию и уровень ее реализации в Ставропольском крае.
В третьей главе «Пути повышения эффективности функционирования рынков сельскохозяйственной продукции» разработана модель системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукции в условиях административного района, разработана математическая модель оптимального размещения и специализации сельского хозяйства по трем зонам сельскохозяйственной деятельности в АПК региона.
В заключении формулируются выводы, рекомендации и предложения по кругу проблем, рассмотренных в дипломной работе.
1 Научные основы функционирования
и развития рынков сельскохозяйственной продукции
1.1 Сущность процесса реализации сельскохозяйственной продукции
Насущная потребность
человека в продуктах питания
способствовала возникновению примитивного
сельскохозяйственного производ
Дальнейшая целенаправленная деятельность человека по отношению к природе, приспособление к ее условиям, пристрастие одних к скотоводству, других к земледелию привели к возникновению простейших элементов рыночных отношений – натурального обмена излишками сельскохозяйственной продукции. Процессы товарообмена перерастают в процессы купли-продажи, являющиеся качественно новыми, так как происходит смена форм стоимости. Наряду с производственной деятельностью, появляется деятельность по реализации, т. е. развивается рынок сельскохозяйственной продукции. В конечном итоге сельхозпродукция, начавшись в производстве и пройдя через все стадии распределения, обмена, завершается в потреблении. Таким образом, потребление является целью и одновременно движущим мотивом производства. Ведь именно потребление диктует заказ производству, перераспределяет обмен, влияет на структуру и качество сельскохозяйственной продукции. Распределение и обмен являются связующим звеном между производством и потреблением, образуют своеобразный механизм их взаимоотношений и взаимодействий (рисунок 1).
Все стадии прохождения сельскохозяйственной продукции не существуют сами по себе изолированно друг от друга, а образуют части единого, целого процесса, и объединены прямыми и обратными связями, то есть составляют систему.
Рисунок 1 - Схема взаимосвязи производства и потребления
Таким образом, одновременно с разделением человечества на земледельцев и скотоводов стали развиваться общие формы рынка сельскохозяйственной продукции, закладываться фундамент некоторой системы, возникают договорные отношения, информационное обеспечение, появляется импульс к развитию структуры сбыта сельскохозяйственной продукции. Наряду с этим влияние таких факторов, как сезонность производства и потребления, привело к структуризации системы сбыта сельскохозяйственной продукции (хранение, заготовка, переработка). Специфичность рынков сельхозпродукции, заключается в одновременном существовании как минимум трех их видов: рынка сельскохозяйственного сырья, рынка сельскохозяйственной готовой продукции, и рынка сельскохозяйственных товаров. При этом сельхозпродукция может выступать на рынке как сырье, готовая продукция, и товар одновременно (зерно, мука, хлебобулочные изделия).
Модели рыночных
отношений, сформировавшиеся в развитых
странах, достаточно многообразны, но
по сути различаются степенью социальной
ориентированности хозяйственной
деятельности, местом и ролью государства
в экономическом регулировании воспроизводственного
процесса. При оценке этих моделей следует
иметь ввиду, что на практике не существует
так
называемого „свободного рынка", хотя
рынок по своей природе тяготеет к стихийности
и непредсказуемости развития. Это действие
рыночного механизма проявляется в вероятностных
стохастических процессах, в постоянном
колебании основных его параметров.
Изначально на рынке боролись две труднопримиримые тенденции: стремление хозяйствующих субъектов к концентрации капитала и, как следствие, движение к монополизму, с одной стороны, и безудержное расширение конкуренции как главного средства против стагнации, с другой. Стихийность рынка и непредсказуемость его развития грозит обществу сильнейшими потрясениями: экономическими и социальными. Именно поэтому еще в конце прошлого века в США появились первые законы, направленные против монополизма и регулирующие конкурентную борьбу, а в 80-90-х годах XX века некоторые американские ученые-экономисты занялись разработкой теории, имевшей целью существенно ограничить стихийность рынка и сделать процессы товарного обращения управляемыми (в дальнейшем эта теория получила название маркетинга).
Центральная идея, заложенная в теории маркетинга, заключается в необходимости подчинения и распределения продукта интересам покупателей. Еще в XVIII веке Адам Смит утверждал, что единственной конечной целью производства является потребление. Эту мысль почти сто лет спустя подтвердил в „Капитале" К. Маркс. Ее восприняли и развили экономисты XX века, исследовавшие законы развитого рынка.
Современная концепция маркетинга исходит из приоритета интересов потребителей и подчиняет этой идее производство и распределение товара.
В конце 80 - начале 90-х годов в российской экономике проходили глубокие преобразования, ориентированные на формирование рыночного механизма. Процесс этот оказался сложным, противоречивым и достаточно болезненным, затронув интересы всего общества. В сфере товарного обращения происходят такие преобразования, которые в конечном итоге должны привести к формированию полноправного рынка товаров, созданию действенного рыночного механизма. Нельзя забывать, что рынок представляет собой специфический механизм взаимосвязей экономически самостоятельных субъектов хозяйствования, основанный на использовании товарно-денежных отношений и конкуренции. Наиболее существенными функциями рынка являются:
Различные подходы к теоретической разработке моделей рынка, наличие неоднородных толкований в настоящее время широко представлено рядом экономистов [12,13,14,15,17]. В данной литературе приводится определение рынка, понятие его как в широком, так и в узком смысле. В узком смысле рынком определяется сфера совершения сделок купли- продажи, место взаимодействия предложения и спроса. Реализация товаров происходит по известной формуле Т – Д – Т (где Т – товар, Д – деньги) при оплате наличными; или по формуле Т – О – Д – Т (где О –обязательство платежа) при оплате в кредит. В соответствии с одной из современных точек зрения рынок предполагает не только обмен, но и производство, не только прямые, но и обратные воздействия (саморегулирование)" [18]. На основании этого можно сказать, что у одних авторов рынок отождествляется со сферой товарного обращения: „Рынок представляет собой сферу товарного обращения, которая возникла одновременно с общественным разделением труда и товарным производством". Другие рассматривают рынок как комплекс условий, позволяющих продать товар: „ Рынок – сфера обмена, особая экономическая категория" [46].
Рынок сельскохозяйственной продукции, являясь подсистемой общего рынка товаров и услуг в целом, в то же время сам представляется сложной системой.
Сельскохозяйственный
рынок – это
Для рынка сельскохозяйственной продукции характерно множество поставщиков и потребителей, взаимосвязанных между собой посредством купли-продажи товаров на основе определения цен, количества, качества и ассортимента в зависимости от информации о спросе и предложении в пространстве и во времени. Политику этих взаимоотношений должен диктовать покупатель, потребности которого и определяют структуру и объем производства.
Производитель – это важный субъект рынка; он стремится не только удовлетворить насущные потребности потребителя, но и создать условия для возникновения у него новых потребностей. Таким образом, можно сказать, что успешное функционирование рынка сбыта сельскохозяйственной продукции определяется следующими критериями:
Основой рыночного механизма являются спрос и предложение, а его элементами – цена, прибыль, покупательная способность, конкуренция. Спрос – желание и способность покупателя приобрести товар при сложившемся уровне цен и доходов. Объем спроса определяется ситуацией, когда физические потребители хотят и могут купить данный товар, по сложившейся рыночной цене в определенный момент времени на конкретном рынке. Величина объема спроса на продукцию обуславливается: ценой товара, ценами на товары-заменители, величиной дохода покупателя, его вкусами и наконец прогнозом уровня цен и доходов. Величина объема предложения зависит от цены товара; цен ресурсов, используемых при производстве товара; уровня технологии; цен товаров – заменителей; количества производителей; роста уровня цен и доходов [24].