Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Жертва преступления и виктимность
1.1 Понятие жертвы преступления……………………………………………....7
1.2 Классификация жертв преступлений………………………………………18
1.3 Категория виктимности в современной криминологии ………………….25
Глава 2. Виктимизация несовершеннолетних и преступность: закономерности, тенденции, взаимосвязи
2.1 Общие проблемы ювенальной виктимологии …………………………….34
2.2 Возрастные особенности, особенности социализации подростков и виктимизация ……………………………………………………………………40
2.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема …………………………………………………………………………54
Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа
3.1 Проблемы эффективности виктимологической профилактики с подростками ……………………………………………………………………..60
3.2 Оценка эффективности организации виктимологической профилактики с несовершеннолетними подросткового возраста на примере МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» …………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….76
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..80

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 258.81 Кб (Скачать файл)

Все это происходит на стороне  изменения эмоционально-волевой  сферы. У подростка проявляется  эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность  в дружбе на основе общих интересов  и увлечений. У подростка формируется  умение самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются  настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества. Значительно изменяются интересы подростка. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов53. Результатом этого зачастую становится незанятость в свободное от учебы время и проведение его все в тех же подвалах, заброшенных стройках, а отсюда – высокий риск оказаться потерпевшим от преступного посягательства со стороны сверстников или других лиц.

Подросток – еще недостаточно зрелый и недостаточно возмужалый человек; личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и  качеств. Эта стадия пограничная  между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы  считаться взрослой, в то же время  настолько развита, что в состоянии  сознательно вступить в отношения  с окружающими и следовать  в своих поступках и действиях  требованиям общественных норм и  правил. Подросток способен принимать  продуманные решения, совершать  разумные поступки и нести за них  нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток  – лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.

Д.А. Ягофаров в своей статье отмечает, что самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные  трудные жизненные ситуации –  подростковый период. Это тот возраст, когда при отсутствии значительного  жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения  с лицами другого пола, сверстниками, к определенному времени возникает  проблема выбора профессии. Именно в  этот период наиболее активно формируется  личность, создается нравственное лицо индивидуума54.

Индивидуальная виктимная  предрасположенность в подростковом возрасте, по мнению Д.А. Ягофарова, определяется степенью выраженности личностных качеств  несовершеннолетнего. О.О. Андронникова к специфическим факторам возникновения  виктимного поведения подростков относит: индивидуальный опыт переживания или  наблюдения факта насилия, ранее сформированный комплекс психологических качеств (эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка), отсутствие ощущения социальной поддержки и определенные стратегии семейного воспитания отца и матери. Причем ни один из вышеперечисленных факторов сам по себе не приводит к виктимному поведению, для его реализации необходимо сочетание комплекса факторов, составляющих модель виктимного поведения.

Как свидетельствует социально-правовая практика, наиболее виктимными среди  несовершеннолетних оказываются подростки  в возрасте 12-14 лет. Виктимологическая  статистика по этому поводу неумолима.

По статистике в РФ в 2010 году от всех видов преступлений пострадали 100227 детей, в 2009 – 108 тыс. Также, более 4 тыс. детей пострадали от преступлений, совершенных их родителями. Еще 1684 ребенка  погибли (в 2009 г. было зарегистрировано 2 тыс. насильственных смертей). 3161 ребенок  был искалечен преступниками, из них 2386 детей нанесен тяжкий вред здоровью, 775 – вред средней тяжести. Снижение, конечно, есть, но цифры все  равно страшные. Разделим их на 365 дней и получим, что каждый день убивают 4-5 детей. Однако омбудсмен Павел  Астахов подчеркивает, что возросло число малолетних детей, которые  пострадали от преступлений – на 4,3%, т.е. 16041 ребенок в возрасте до 14 лет.

Обратимся к региональной статистике. По инициативе прокуратуры  Архангельской области в связи  с выявлением преступлений, совершенных  в отношении детей и подростков, возбуждено 387 уголовных дел. Всего  в 2009 г. 1365 несовершеннолетних стали  жертвами преступных посягательств, в  т.ч. насильственных – 999, включая преступления против половой неприкосновенности – 206. В отношении 209 несовершеннолетних совершены тяжкие и особо тяжкие преступления.

По каждому такому факту  прокурорами проводится проверка, выясняются причины и условия, по которым  ребенок стал жертвой преступления, принимаются меры к их пресечению. При этом в суд предъявлено 248 исков о возмещении морального вреда, причиненного детям противоправными действиями родителей и других лиц. Например, по иску прокурора Вельского района в интересах несовершеннолетней с отца, лишенного родительских прав, осужденного за преступления против ребенка, взыскано 100 тыс. рублей.

При этом возбуждено 88 уголовных  дел – по ст. 156 УК РФ (жестокое обращение  с детьми), 749 – по ст.157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты алиментов на детей), 87 – по ст.ст. 150, 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и иных антиобщественных действий).

По данным прокурорской статистики за 2010 г. по Архангельской области  от преступлений насильственного характера  пострадали 1011 несовершеннолетних, причем 252 несовершеннолетних пострадало от преступлений сексуального характера.

Прокурорами выясняются причины  и условия, по которым дети стали  жертвами преступлений, принимают меры к их пресечению. В 2011 году было зарегистрировано 31 преступление по статьям «жестокое  обращение с детьми», «злостное  уклонение от уплаты алиментов на детей», «вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и иных антиобщественных действий».

Подводя итоги вышесказанному, необходимо выделить характерные особенности  подросткового возраста: эмоциональная  незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять  желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать  взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой  неблагоприятных условий социализации, а в дальнейшем и преступления в отношении данного подростка. Для того, чтобы приостановить  рост жертв неблагоприятных условий  социализации необходима виктимологическая  профилактика населения, в особенности  подростков.

2.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема

 

В современном российском обществе, по нашему мнению, давно назрела  необходимость разработки эффективной  системы виктимологической профилактики.

Под профилактикой понимается совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. В социальной сфере – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным  предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные  последствия.

Поскольку негативные явления, обстоятельства могут быть вызваны  разными причинами и обстоятельствами, необходимо выделить несколько типов  профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие, предупреждающие возникновение  обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий, по мнению М.А. Галагузовой, может быть обеспечена только при  условии обязательного включения  следующих составляющих:

  1. направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
  2. обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
  3. решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

В интересах каждого ребенка  – снижение виктимности, предупреждение виктимного поведения. По мнению А.М. Столяренко, опасность стать жертвой преступления снижается, когда человек обладает:

  • знаниями: роли виктимного поведения и его недопустимости; правил поведения, снижающих вероятность возникновения криминогенно опасных ситуаций; криминогенно опасных мест и условий; способов, повышающих личную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и др.;
  • воспитанными привычками безопасного поведения в общественных местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами;
  • развитыми культурными интересами, увлечениями, способами проведения досуга, исключающими попадание в «злачные места», компании повышенного криминального риска, секты, увлечение алкоголем, употребление наркотиков и токсических веществ, совершение действий и общения в компаниях, повышающих опасность подвергнуться нападению;
  • разумной осторожностью, бдительностью, наблюдательностью, собранностью, самообладанием, находчивостью, быстротой реакций, ловкостью, умением разбираться в людях и быть стойким к успокаивающим уговорам малознакомых и незнакомых людей;
  • специально освоенными приемами самозащиты: поведенческими, словесными, техническими (использование защитных средств, газовых пистолетов и др.), двигательной самообороны.

Для насилий, грабежей, мошенничества  и других видов преступлений имеются  свои виктимные предпосылки в  особенностях личности и поведения  намечаемых жертв, которые стоит  учитывать для построения бдительного, обеспечивающего личную безопасность поведения. Для того, чтобы уберечься от указанных преступных посягательств, нами были выработаны некоторые правила поведения для подростков: не быть наивным и беспечным в повседневной жизни, сохранять бдительность и не совершать действий, повышающих вероятность попадания в трудные, экстремальные, кризисные ситуации; быть разборчивым в знакомствах; не испытывать судьбу, действуя в рискованных и опасных ситуациях на авось; не подставляться под удары судьбы и криминала, не совершать действий, которые дают возможность недоброжелателям и преступникам воспользоваться ими, чтобы поставить человека в трудное положение.

Полагаем, что система  виктимологической профилактики должна представлять собой организованную целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов, специалистов правоохранительных органов и т.д.), направленную на выявление  и устранение различных виктимологически-значимых явлений и процессов в сфере  внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию личности человека как потенциальной  жертвы преступных посягательств конкретного  индивида либо конкретных обстоятельств. Так, своевременное и продуманное  планирование в области социальной инфраструктуры микрорайона или  города (строительство жилья, учреждения социальной сферы, обеспечение сохранности  рабочих мест) может предотвратить  миграционные процессы среди жителей  данной территории (на поиски новой  работы, более подходящей школы для  ребенка и т.д.); организация и  проведение групповых и психологических  тренингов (или индивидуальных занятий) обучающего характера (приобретение навыков  эффективного разрешения межличностных  конфликтов, навыков психологической  саморегуляции и т.п.) позволит людям, прошедшим данный тренинг, более  эффективно взаимодействовать с  окружающими, снижая риск возникновения  конфликтных ситуаций в своей  жизни; своевременное консультирование и профессиональная поддержка социальным педагогом, психологом образовательного учреждения, инспектором ОДН, специалистом КДН и ЗП и другими специалистами родителей из курируемой ими семьи значительно снизит риск возникновения внутрисемейной напряженности, которая может сказаться на детях и т.д.

Помимо профилактических мер предусматривается также  деятельность по помощи и поддержке  лиц, ставших жертвами неблагоприятных  обстоятельств (кризисные центры или  специализированные отделения для  детей, переживших насилие, применительно  к нашему району – это ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям «Скворушка»; создание в районах компактного проживания беженцев национальных культурных и образовательных центров и т.д.).

В России более миллиона детей живут в детских интернатных учреждениях. Причинами отказа от несовершеннолетних и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жизненные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей оставляется родителями из-за обнаруженных у них при рождении физических дефектов.

Результаты воздействия  виктимологической профилактики детей-сирот  является одной из ключевых проблем  в деятельности детских домов, интернатов. При выходе из стен выпускники зачастую оказываются неподготовленными  к взрослой жизни, не имеют надлежащего  социального опыта, не получают соответствующей  помощи. Повышенная внушаемость и  психическая неустойчивость делают их объектами для преступных деяний. Для социальной адаптации детей-сирот  необходимы следующие меры55:

  1. Развить навыки и способности к различным видам трудовой деятельности. В условиях рынка дать конкурентоспособные специальности.
  2. Формировать общую положительную направленность личности ребенка, увлекая его каким-либо делом, способствующим повышению его самооценки.
  3. Организовать работу каждого детского сиротского учреждения по индивидуальной виктимологической программе, которая была бы ориентирована на имеющихся в нем конкретных детей.
  4. Всемерно способствовать «открытости» интернатных учреждений.
  5. Поощрять усыновление (удочерение) детей-сирот как в форме получивших распространение в настоящее время детских семейных домов, так и индивидуальных усыновлений (удочерений).

Одним из виктимологических  профилактических мероприятий является разрешение проблемы бездомности, усугубляемой наиболее характерными для многих стран  в настоящее время причинами56:

  1. недостаточное количество жилищного фонда, нехватка дешевого жилья;
  2. безработица, обуславливающая отсутствие средств для оплаты жилья;
  3. малодоходность  многих семей и отдельных граждан;
  4. социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с девиантным поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);
  5. слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.

Информация о работе Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход