Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:53, дипломная работа
Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Жертва преступления и виктимность
1.1 Понятие жертвы преступления……………………………………………....7
1.2 Классификация жертв преступлений………………………………………18
1.3 Категория виктимности в современной криминологии ………………….25
Глава 2. Виктимизация несовершеннолетних и преступность: закономерности, тенденции, взаимосвязи
2.1 Общие проблемы ювенальной виктимологии …………………………….34
2.2 Возрастные особенности, особенности социализации подростков и виктимизация ……………………………………………………………………40
2.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема …………………………………………………………………………54
Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа
3.1 Проблемы эффективности виктимологической профилактики с подростками ……………………………………………………………………..60
3.2 Оценка эффективности организации виктимологической профилактики с несовершеннолетними подросткового возраста на примере МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» …………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….76
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..80
Итак, виктимность характеризует
предрасположенность человека стать
жертвой неблагоприятных
Важнейшее психическое новообразование подросткового возраста – чувство взрослости – представляет собой преимущественно новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг. Повышенная виктимность подростка обусловлена тем, что подросток действует исходя из чувства взрослого поведения. В данной ситуации на первый план выходят проблемы социально-педагогической профилактики виктимности.
Таким образом, нами сформулирован
следующий вывод о том, что
система виктимологической
Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа
В условиях российской действительности
среди приоритетных задач по развитию
виктимологии, как науки о жертве,
является проблема эффективности практической
работы по предупреждению виктимного
поведения среди
Применительно к виктимологии
понятие эффективности
Для изучения проблемы эффективности деятельности учреждений, органов и служб по профилактике виктимного поведения необходимо определение критериев эффективности, выступающих системой ориентиров, нацеливающих на достижение действенных результатов проводимой работы, адекватных реальным потребностям и нуждам различных категорий населения. Основанием для разработки критериев могли бы послужить федеральные и региональные профилактические программы, которые в настоящее время отсутствуют.
К проблеме эффективности
профилактической работы по предупреждению
возможности стать жертвой
Второй подход связан с оценкой фактически достигнутых и необходимых результатов. Здесь имеют значение мнения, суждения, умозаключения, высказывания субъекта, который производит оценку эффективности проводимой профилактической работы.
Существует и другой противоположный
подход, согласно которому определяющим
условием для эффективности профилактики
виктимности среди подростков является
«человеческий фактор», т.е. качества
специалистов, работающих с несовершеннолетними
подросткового возраста: умение устанавливать
взаимоотношения с детьми, их родителями,
приводящие к положительному результату;
желание отдавать все свои силы ради
достижения успеха; работать вдохновенно,
с пониманием относиться к системе
ценностей подростка и
В настоящее время нет достаточно обоснованной методики оценки эффективности профилактической деятельности органов, учреждений, служб по работе с несовершеннолетними, что в целом диктует многообразие подходов к данной проблеме.
В частности, если индивидуальная или групповая работа приводит к увеличению уровня уверенности подростка в себе, приобретению практических навыков по противодействию насилия в отношении него, умению сохранять самообладание в стрессовой ситуации, если семья подростка начинает относиться с уважением к своим членам и возможностям семьи, если члены семьи начинают понимать пути повышения своего статуса, увеличивается уровень доходов, снижается уровень совершенных в отношении подростков преступных посягательств, то можно говорить об эффективности проводимой работы с конкретным подростком (семьей). Об эффективности межведомственного взаимодействия специалистов в решении проблем предупреждения совершения в отношении несовершеннолетних преступлений можно судить также по наличию консилиумов, совещаний, конференций, где обсуждаются вопросы оперативного, срочного и межведомственного характера, степени согласованности и решения вопросов по организации виктимологической помощи конкретному подростку или конкретной семье.
В исследовании проблем эффективности профилактической работы важнейшее место занимает вопрос о сущности критериев и показателей как инструментов измерения эффективности.
Поскольку работа с несовершеннолетними
должна быть организована при участии
различных специалистов, то важную
роль должны занимать критерии эффективности
труда специалистов, исходя из взаимосвязей
системы «личность – его
Критериями или показателями эффективности практической работы с несовершеннолетними могут быть признаки, содержащие количественную и качественную информацию о функционировании системы: количество подростков, перешедших из разряда благополучных в разряд «группы риска»; количество детей, переставших употреблять психоактивные вещества; количество несовершеннолетних, ставших жертвой того или иного преступления за определенный временной период57.
Вместе с тем, важно
отметить, что формирование системы
критериев и показателей
В целом можно выделить ряд методов, которые могут использоваться для оценки эффективности практической профилактической работы с подростками:
Также могут использоваться:
Таким образом, разработка критериев эффективности практической профилактической работы по предупреждению виктимности подростков позволяет анализировать процесс и ее результаты, а также обоснованно искать пути их улучшения.
Для отслеживания эффективности организации профилактической работы по предупреждению виктимности подростков в МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» в рамках нашего исследования была осуществлена работа, которая состояла из нескольких этапов:
На п е р в о м э т а п е нами были выделены ряд критериев эффективности, которые позволят впоследствии определить эффективность межведомственной работы учреждений, органов, служб по профилактике виктимного поведения подростков в МБОУ «СОШ №15 п.Кулой», а именно:
Данные критерии эффективности, в той или иной мере, нашли свое отражение в составленных нами анкетах для подростков58, а также для их родителей (законных представителей)59.
На в т о р о м э т а п е работы мы использовали метод анкетирования учащихся 5-7 классов МБОУ «СОШ №15 п.Кулой», а также их родителей.
В результате анкетирования были получены следующие данные:
Пол |
Возраст подростков |
Возраст родителей | |||||||
Родители |
Подростки |
12 лет |
13 лет |
14 лет |
30-40 лет |
41-50 лет |
Более 50 | ||
ж |
м |
ж |
м |
31 |
17 |
7 |
39 |
4 |
2 |
40 |
5 |
28 |
27 | ||||||
Всего 45 |
Всего 55 |
Большинство вопросов предложенной
нами анкеты для подростков и их
родителей совпадает, поэтому для
большей наглядности
Предложенные нами анкеты для подростков и их родителей содержали также вопросы, которые не пересекались друг с другом. Их обработанные результаты для удобства было решено представить в таблицах61.
На основе полученных в
ходе исследования данных мы составили
сводную таблицу «Критерии
Из данных указанной таблицы можно сделать выводы, что профилактическая работа по предупреждению виктимного поведения подростков, которая должна проводиться родителями, специалистами системы различных органов, учреждений и служб, проводится не в полном объеме. Такая работа должна охватывать практически все проблемы подростков и их семей: материальные, проблемы с улучшением жилищных условий, проблемы воспитания детей, взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, между детьми и их сверстниками и т.д.
Недостаток ресурсов, как специалистов, так и семей, значительно влияет на проведение профилактической работы. Современные семьи часто не имеют достаточных материальных ресурсов, родители все свое время проводят на работе, что значительно осложняет решение проблем самостоятельно, не привлекая специалистов. Работу специалистов, в свою очередь, осложняет недостаточность материального обеспечения (отсутствие отдельных помещений для организации профилактической деятельности, транспорта, адекватных современности методических материалов и методик по проведению виктимологической профилактики и т.д.), отсутствие доверия и уважения к ним. Это рассматривается нами как существенные препятствия к достижению более эффективных результатов проводимой работы.
Информация о работе Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход