Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Жертва преступления и виктимность
1.1 Понятие жертвы преступления……………………………………………....7
1.2 Классификация жертв преступлений………………………………………18
1.3 Категория виктимности в современной криминологии ………………….25
Глава 2. Виктимизация несовершеннолетних и преступность: закономерности, тенденции, взаимосвязи
2.1 Общие проблемы ювенальной виктимологии …………………………….34
2.2 Возрастные особенности, особенности социализации подростков и виктимизация ……………………………………………………………………40
2.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема …………………………………………………………………………54
Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа
3.1 Проблемы эффективности виктимологической профилактики с подростками ……………………………………………………………………..60
3.2 Оценка эффективности организации виктимологической профилактики с несовершеннолетними подросткового возраста на примере МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» …………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….76
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..80

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 258.81 Кб (Скачать файл)

Итак, виктимность характеризует  предрасположенность человека стать  жертвой неблагоприятных обстоятельств, в частности преступлений. Виктимогенность  же обозначает наличие в объективных  обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых  может сделать человека жертвой  этих обстоятельств. Соответственно, виктимизация понимается, с одной стороны, как  процесс влияния на человека совокупности негативных внешних условий и  факторов, а с другой – как  процесс социально-психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий и факторов, формирующих в нем «психологию жертвы».

Важнейшее психическое новообразование  подросткового возраста – чувство  взрослости – представляет собой  преимущественно новый уровень  притязаний, предвосхищающий будущее  положение, которого подросток фактически еще не достиг. Повышенная виктимность  подростка обусловлена тем, что  подросток действует исходя из чувства  взрослого поведения. В данной ситуации на первый план выходят проблемы социально-педагогической профилактики виктимности.

Таким образом, нами сформулирован  следующий вывод о том, что  система виктимологической профилактики должна представлять собой организованную на социально-педагогических принципах  целенаправленную деятельность специалистов различных служб и учреждений, направленную на выявление и устранение виктимогенных факторов и процессов  в сфере внутрисемейных общественных, неформальных отношений, обуславливающих  виктимизацию подростка как потенциальной  жертвы преступных посягательств конкретного  индивида либо конкретных обстоятельств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа

 

    1. Проблемы эффективности виктимологической профилактики с подростками

 

В условиях российской действительности среди приоритетных задач по развитию виктимологии, как науки о жертве, является проблема эффективности практической работы по предупреждению виктимного поведения среди несовершеннолетних, а также отслеживания результатов  и анализ деятельности существующих органов и учреждений, в чьи  обязанности непосредственно входит проведение подобных мероприятий.

Применительно к виктимологии понятие эффективности рассматривается  как максимально возможное удовлетворение потребностей населения (в нашем  случае – несовершеннолетних, их родителей) при оптимальных затратах. Вместе с тем, совершенно очевидно, что сегодня  представление об эффективности  виктимологической профилактики расширяется  и углубляется в силу осознания  значимости указанной работы как  действенного средства не только на личность и социальные группы, человеческое бытие и поведение людей, но и  как важный инструмент воздействия  на функционирование социальных систем современного общества.

Для изучения проблемы эффективности  деятельности учреждений, органов и служб по профилактике виктимного поведения необходимо определение критериев эффективности, выступающих системой ориентиров, нацеливающих на достижение действенных результатов проводимой работы, адекватных реальным потребностям и нуждам различных категорий населения. Основанием для разработки критериев могли бы послужить федеральные и региональные профилактические программы, которые в настоящее время отсутствуют.

К проблеме эффективности  профилактической работы по предупреждению возможности стать жертвой преступного  деяния неоднократно обращались российские исследователи и практики правоохранительной сферы. Первый связан с оценкой соотношения  достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Ключевая проблема при таком подходе  – измерение результатов, а также  затрат.

Второй подход связан с  оценкой фактически достигнутых  и необходимых результатов. Здесь  имеют значение мнения, суждения, умозаключения, высказывания субъекта, который производит оценку эффективности проводимой профилактической работы.

Существует и другой противоположный  подход, согласно которому определяющим условием для эффективности профилактики виктимности среди подростков является «человеческий фактор», т.е. качества специалистов, работающих с несовершеннолетними  подросткового возраста: умение устанавливать  взаимоотношения с детьми, их родителями, приводящие к положительному результату; желание отдавать все свои силы ради достижения успеха; работать вдохновенно, с пониманием относиться к системе  ценностей подростка и постоянно  держать ситуацию под контролем.

В настоящее время нет  достаточно обоснованной методики оценки эффективности профилактической деятельности органов, учреждений, служб по работе с несовершеннолетними, что в  целом диктует многообразие подходов к данной проблеме.

В частности, если индивидуальная или групповая работа приводит к  увеличению уровня уверенности подростка  в себе, приобретению практических навыков по противодействию насилия  в отношении него, умению сохранять  самообладание в стрессовой ситуации, если семья подростка начинает относиться с уважением к своим членам и возможностям семьи, если члены  семьи начинают понимать пути повышения  своего статуса, увеличивается уровень доходов, снижается уровень совершенных в отношении подростков преступных посягательств, то можно говорить об эффективности проводимой работы с конкретным подростком (семьей). Об эффективности межведомственного взаимодействия специалистов в решении проблем предупреждения совершения в отношении несовершеннолетних преступлений можно судить также по наличию консилиумов, совещаний, конференций, где обсуждаются вопросы оперативного, срочного и межведомственного характера, степени согласованности и решения вопросов по организации виктимологической помощи конкретному подростку или конкретной семье.

В исследовании проблем эффективности  профилактической работы важнейшее  место занимает вопрос о сущности критериев и показателей как  инструментов измерения эффективности.

Поскольку работа с несовершеннолетними  должна быть организована при участии  различных специалистов, то важную роль должны занимать критерии эффективности  труда специалистов, исходя из взаимосвязей системы «личность – его трудовая деятельность – достигнутые успехи».

Критериями или показателями эффективности практической работы с несовершеннолетними могут  быть признаки, содержащие количественную и качественную информацию о функционировании системы: количество подростков, перешедших из разряда благополучных в разряд «группы риска»; количество детей, переставших употреблять психоактивные вещества; количество несовершеннолетних, ставших жертвой того или иного преступления за определенный временной период57.

Вместе с тем, важно  отметить, что формирование системы  критериев и показателей эффективности  виктимологической профилактической работы находится на начальной стадии своего развития, поэтому в современных  условиях любая точка зрения на заявленную проблему имеет место быть. Но в целом, критерии оценки могут варьироваться в зависимости от цели и задач учреждения, органа, службы, вида деятельности, специфики вопросов, необходимых для оценки действенности организации.

В целом можно выделить ряд методов, которые могут использоваться для оценки эффективности практической профилактической работы с подростками:

  1. Параметрический метод – предполагает сопоставление двух ключевых параметров: каким было первоначальное состояние подростка и его нынешнее состояние.
  2. Метод оценки эффективности на основе изучения удовлетворения потребностей несовершеннолетнего, его родителей, удовлетворения специалистов результатами проделанной работы. Данный метод исследует субъективные оценки проведенной работы, удовлетворенность клиента, специалистов.
  3. Затратный метод, изучающий эффективность работы с точки зрения соотношения затрат и планируемых результатов.
  4. Экспертная оценка – предполагает подключение экспертов, которые оценивают деятельность учреждения, органа, службы по результатам проделанной работы.

Также могут использоваться:

  • анкетирование специалистов, клиентов (несовершеннолетних и их законных представителей), руководства учреждений, органов, служб с целью изучения процесса, результатов совместной работы;
  • опросы, интервью, беседы;
  • психологические тесты для исследования личностных качеств несовершеннолетних, а также личностных и профессиональных качеств специалистов, работающих с детьми;
  • изучение документации о деятельности специалистов в конкретном учреждении, органе, службе;
  • наблюдение динамики контрольных показателей (динамики включенности подростка, ставшего жертвой преступления, в различные виды социальной деятельности, динамика отношения к ребенку в семье, в коллективе, динамика социальных статусов членов семьи);
  • метод изучения текущей документации учреждения, органа, службы по работе с несовершеннолетними и т.д.

Таким образом, разработка критериев  эффективности практической профилактической работы по предупреждению виктимности  подростков позволяет анализировать  процесс и ее результаты, а также  обоснованно искать пути их улучшения.

 

    1. Оценка эффективности организации виктимологической профилактики с несовершеннолетними подросткового возраста на примере МБОУ «СОШ №15 п.Кулой»

 

Для отслеживания эффективности  организации профилактической работы по предупреждению виктимности подростков в МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» в рамках нашего исследования была осуществлена работа, которая состояла из нескольких этапов:

  1. Февраль 2012 г. – выделение ряда критериев эффективности и разработка на их основе анкеты для несовершеннолетних подросткового возраста, а также их родителей, цель которой – выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации, а также эффективности проводимой по этому поводу профилактической работы.
  2. Март 2012 г. – непосредственно анкетирование подростков 12-14 лет МБОУ «СОШ №15 п.Кулой», их законных представителей; статистическая обработка результатов.
  3. Апрель 2012 г. – разработка на основе полученных данных рекомендаций для различных учреждений, органов, служб, занимающихся проблемами виктимного поведения подростков; разработка примерной программы по работе с подростками «Безопасность: от А до Я».

На  п е р в о  м   э т а п е  нами были выделены ряд критериев эффективности, которые позволят впоследствии определить эффективность межведомственной работы учреждений, органов, служб по профилактике виктимного поведения подростков в  МБОУ «СОШ №15 п.Кулой», а именно:

  • ресурсность семьи;
  • ресурсность специалистов;
  • комплексность проводимой работы;
  • удовлетворенность результатами помощи (например, органов правопорядка, педагогов, степень доверия к ним);
  • количество несовершеннолетних, ставших жертвами насилия;
  • отношение к активному сотрудничеству;
  • оценка эффективности профилактической работы по 5-бальной шкале.

Данные критерии эффективности, в той или иной мере, нашли свое отражение в составленных нами анкетах  для подростков58, а также для их родителей (законных представителей)59.

На  в т о р о  м   э т а п е  работы мы использовали метод анкетирования  учащихся 5-7 классов МБОУ «СОШ №15 п.Кулой», а также их родителей.

В результате анкетирования  были получены следующие данные:

Пол

Возраст подростков

Возраст родителей

Родители

Подростки

12 лет

13 лет

14 лет

30-40 лет

41-50 лет

Более 50

ж

м

ж

м

31

17

7

39

4

2

40

5

28

27

Всего 45

Всего 55


 

 

Большинство вопросов предложенной нами анкеты для подростков и их родителей совпадает, поэтому для  большей наглядности обработанных результатов было принято решение о представлении их в форме совмещенной таблицы60.

Предложенные нами анкеты для подростков и их родителей  содержали также вопросы, которые  не пересекались друг с другом. Их обработанные результаты для удобства было решено представить в таблицах61.

На основе полученных в  ходе исследования данных мы составили  сводную таблицу «Критерии эффективности  виктимологической профилактики среди  подростков»62.

Из данных указанной таблицы можно сделать выводы, что профилактическая работа по предупреждению виктимного поведения подростков, которая должна проводиться родителями, специалистами системы различных органов, учреждений и служб, проводится не в полном объеме. Такая работа должна охватывать практически все проблемы подростков и их семей: материальные, проблемы с улучшением жилищных условий, проблемы воспитания детей, взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, между детьми и их сверстниками и т.д.

Недостаток ресурсов, как  специалистов, так и семей, значительно  влияет на проведение профилактической работы. Современные семьи часто  не имеют достаточных материальных ресурсов, родители все свое время проводят на работе, что значительно осложняет решение проблем самостоятельно, не привлекая специалистов. Работу специалистов, в свою очередь, осложняет недостаточность материального обеспечения (отсутствие отдельных помещений для организации профилактической деятельности, транспорта, адекватных современности методических материалов и методик по проведению виктимологической профилактики и т.д.), отсутствие доверия и уважения к ним. Это рассматривается нами как существенные препятствия к достижению более эффективных результатов проводимой работы.

Информация о работе Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход