Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:04, магистерская работа
В монографии предпринята попытка исследовать сущность и социальные механизмы широко распространившегося в образовании феномена инновации. Интерес авторов К этой проблеме объясняется тем, что инновации, занимающие особое место в реформации образования и ставшие своеобразной «педагогической модой», в силу эффекта социальной диффузии, неизбежно сопровождающего это явление в педагогической действительности, обретают тенденцию к утере собственной сущности. Одной из причин этого является недостаточное научно-теоретическое обеспечение содержательной стороны процесса.
Введение.......................................................................................... 3
Глава I. Генезис понятия инновации:
обретение сущности .................................................... 11
1. Инновация: восхождение к системе ...................................... 13
2. Инновационная трансформация образовательного пространства: от теории к практике................................................... .........35
Глава II. Инновации как фактор развития
образования.............................. ..................................47
1. Типология инноваций в образовании: ...................................49
инновация как система
2. Инновационная деятельность - способ
развития образования............................................................. 70
Глава III. Специфика субъекта инновации
в образовании............................................................91
1. Инновационный тип личности...............................................92
2. Коллективный субъект инновации
в системе образования ......................................................... 106
Заключение................................................................................. 122
Литература................................................................................. 126
С другой стороны, необходимо учитывать и то, что инновация, как одна из разновидностей человеческой жизнедеятельности , настолько связана с другими и составляет некоторые грани разных деятельностей, что её вычленение и типизация наталкивается на естественные трудности разграничения и деления про-
70 См.: Управление развитием школы. / Под ред. ГЬлашника М.М. и
71Лазарева B.C., ... С. 113-118
Радугин А.А, Радугин К.А. Введение в менеджмент... С..82-83
72Бестужев- ЛадаИ.В. «Алгоритм» социального нововведения... С. 78
73Ангеловски К. Учителя и инновации..., С.37-43
Инновации как фактор развития образования___________51
явлений человеческой сущности. Однако «... инновационные устремления, не обеспеченные мировоззренчески и поведенчески, - пишет Ю. Турчанинова, - не только, как правило безрезультативны, но порой и просто опасны - они дискредитируют идеи...»74. Здесь явно не хватает ещё одного компонента - «гуманитарно-системной методологии», которая, по мнению автора, «... давала способ понимания происходящего в образовательных взаимодействиях и образовательных процессах, определяла основные направления их проектирования и организации, снимала тревожность и неадекватные ожидания в отношении их результатов, помогала ставить реалистичные, цели, предлагала систему понятий и представлений, в которых происходившее могло быть осмыслено, понято и описано»75. Как видим, теоретико методологический компонент, лежащий между мировоззренческим выбором и социальным механизмом поведения позволяет сохранить упорядоченность оснований при необходимости обеспечить высокую степень неопределённости как условия творческого поиска.
С этой точки зрения, если вернуться ко всему спектру деления новшеств, нововведений, инноваций, то можно поставить задачу определения необходимых и достаточных условий их классификации. В рамках выше названных подходов образуется множество типов и видов. Обозначим некоторые из них. Так В.Д. Джю-рич, подчеркивает, что его попытка упорядочить виды «социологических» новшеств, сводится к определению наиболее общих категорий, из которых можно вывести все частные случаи. Однако при этом перечисляются «...предпочтительные и второстепенные (вытесненные) новшества, положительные и отрицательные, формальные и неформальные, большие и малые, значительные и незначительные, сиюминутные и длительные, символизированные и не символизированные, институционализированные и организованные, оригинальные и производные, простые и слож-
74 Турчанинова Ю., Гусинский Э. Переподготовка педагогических кадров и инновации в образовании. // Инновационное движение в российском школьном образовании. М.. 1997. С..312
75 Там же. С.302
52____________________________
ные, заменимые и незаменимые, родовые и специфические...»76. К этому можно добавить достаточно часто употребляемые научно-технические и технико-технологические, фундаментальные и частные, стратегические и тактические, вялотекущие, динамичные и скоротечные и т.д., и т.п. Вот уж, что называется, «всё смешалось в доме Облонских...». Причём надо отдавать себе должное в понимании того, что это не то естественное состояние хаоса в самоорганизующихся системах, которое наделено формо-образующей силой и способно к структуризации77. Это хаос в большей степени рукотворный, привнесённый в процессе неадекватного отражения действительности, а потому и нуждающийся в столь же искусственно организованной форме его преодоления.
В этих целях, на наш взгляд, следует отсечь те видовые проявления, которые не отражают сущность инновации как системы и установить уровни взаимодействия инновации с социальными системами в структуре организации общества. Таким образом, единым основанием типизации инновации в её социологическом измерении выступает взаимодействие (уровни, типы, виды, способы, средства) двух сущностей в их организационной форме: инновации как системы деятельности и общества как системы деятельности и отношений.
Причем изначально необходимо учесть существование как минимум макро- и микро- уровней инновационного процесса. Многие исследователи выделяют в качестве макроуровня инновационную систему, включающую в себя в качестве компонентов общество, организацию и субъект инновационной деятельности78. Такой подход преодолевает специфику особенного и единичного и позволяет прорисовать наиболее общие закономерности, оказывающие безусловное влияние на социальное поведение всех включённых в эту систему элементов.
На этом уровне особое место занимает государственная инновационная политика, направленная на: создание инновационной инфраструктуры; развитие инновационного потенциала; целевые
76 См.: Ангеловски К. Учителя и инновации... С. 39
77См.: Режабек Е.Я. Что такое постиндустриализм // Инновационные
подходы в науке. Ростов-на-Дону, 1995, С. 30-31 78 Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование..., С. 39
Инновации как фактор развития образования___________53
инвестиции в инновационный процесс. Особенности инновационного процесса на макроуровне заключается в том. что. даже если он выстраивается на технико-технологических или научно-технических нововведениях, он оказывает влияние на экономические и социальные сферы общества, поскольку изменяет ценность и потребительские качества продукта или услуги, что меняет совокупность отношений потребителя79. Таким образом, воздействуя на социоэкономические и социокультурные компоненты, инновационная политика создает общий благоприятный инновационный фон, который вместе со структурными изменениями организации общества (децентрализация, деиерархизация и т.п.) формирует необходимые условия инновационного развития. Отметим так же тесную взаимосвязь одного и другого процессов. Хорошо известны факты существенного влияния особенностей культуры на поведенческие реакции людей, даже, если они заняты в жёстко алгоритмизированном, «закрытом» процессе80. Тем более это существенный фактор влияния на творческие по характеру, «открытые» процессы, к которым можно отнести инновацию. Что же касается организации общества, то «исследователи показывают, что общество с высокими показателями индивидуализма и низкой авторитарностью в управлении отличаются большим экономическим ростом и большей тенденцией к инно-
вациям»81 .
Достаточно высокая степень разработанности проблемы на макро-уровне относительно одного из его основных компонентов - общества в его отношениях с организацией (Бестужев- Лада И.В., Вахитов Д.Р., Глазьев С.Ю., Карпова Ю.А., Пригожий А.И. и дрчтие) позволяет нам. используя имеющиеся наработки, в предлагаемом исследовании особое внимание уделить иному аспекту и другим уровням анализа инновации как системы во всём многообразии её отношений.
79 См. : Санто Б . Инновация как средство экономического развития. М., 1990
80 См.: Верховин В.И. Профессиональные способности и трудовое поведение. М., 1993
81 Карпова Ю. А. Инновации, интеллект, образование..., С.46
54____________________________
Поскольку в качестве методологического основания в исследовании приняты системные отношения инновации и структурных компонентов общества, то на макроуровне, используя строение общества как системообразующее начало типологии инноваций можно утверждать, что в силу содержательной специфики, наполняющей социальный механизм инноваций, есть смысл различать инновации в соответствии с основными сферами их применения. Причём, как правило, инновации, даже локализованные содержательными рамками процессов, протекающих в одной из сфер общества, своими последствиями обязательно видоизменяют отношения в других сферах. Подобный подход индеферентен к принципу того или иного структурирования общества.
Отметим это, поскольку существуют различные модели структуры общества. В одних случаях называют экономическую, социально- политическую, духовную и семейно-бытовую сферы жизнедеятельности, подчеркивая при этом, что «в основных сферах общества помимо определяющих их производств важно вычленить внепроизводственные области»82. В других - предлагается принципиально отличная структура, включающая четыре сферы: материальную (продукт-вещи, материальное богатство); организационную (продукт-организации); духовную (продукт -информация); гуманитарную (продуто- -человек, люди). При этом сохраняется классическое внутрисферное разделение. «В каждой сфере происходят процессы воспроизводства: производства, распределения, обмена своего (сферного) продукта и потребления соответствующих частей всех сферных ресурсов»83.
Не смотря на столь явное отличие оснований структурирования общества, понимание инновации как системы позволяет и в том, и в другом случае (как возможно и в иных моделях) применять её к соответствующим сферам в виде социального механизма развития, который наполняется соответствующим содержанием, не меняя принципов действия самого механизма инновации . С этой точки зрения, следует говорить об инновации в экономике, социальной и т.д. сферах общества и лишь весьма условно на
82 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.,1998, С. 352-353 83 Семашко Л.М.. Сферный подход: философия, демократия, рынок, человек. СПб., 1992, С. 40-*2
Инновации как фактор развития образования_____________55
разговорном, но не категориально-научном уровне о «экономической», «социальной» и т.п. инновации. Именно в этом смысле следует согласиться с мнением П. Щедровицкого о том, что «... более правильно было бы говорить не об образовательных и педагогических инновациях, а об инновациях в педагогику, педагогические технологии, в школу, в образование и подготовку кадров»84. Хотя не всё в этом утверждении можно безоговорочно принимать.
В первую очередь вызывает сомнение не оставляющая автора мысль о «заёмном» характере инновации «в педагогику», «в образование», о чём мы уже говорили. Здесь он вступает в противоречие с самим собой, поскольку утверждает, что существует «инновационный тип развития» тех или иных систем или областей деятельности и «инновационная организация деятельности». Но и то, и другое, как социальный механизм развития, является принадлежностью определённого состояния культуры общезначимого для любой сферы человеческой деятельности. Вывод один - не «в педагогику» или «в образование», а «тип развития» или «организация» деятельности в образовании как специализированной области жизнедеятельности.
Что касается педагогики, то в каком смысле педагогика как наука может быть объектом инновации? У науки свой вид деятельности- исследовательский, свой способ- познающий незнаемое как факт общечеловеческой культуры, в отличие от образования, которое строится на онтогенетической природе «открытия для себя.» В сфере науки если и могут быть инновации, то они скорее связаны со средствами труда, технологиями и инструментарием, позволяющими «заглянуть за горизонт». Наука сама является «поставщиком» инновационных идей, поскольку призвана совершать открытия. Инновация, используя изменения, вызванные этим открытием, преобразует деятельность, меняет её характер, тем самым оказывает своё влияние на состояние культуры.
С этой точки зрения, мы вполне солидарны с подходом Б. Сазонова, определяющего природу инновации как «вторичный анализ социального знания» то есть «использование эмпирических
84 Щедровицкий П. Горизонты инновационного движения в современном отечественном образовании // Инновационное движение.... С. 72
56
данных, полученных и использованных в некотором другом, первичном исследовании»85. Что касается искусства педагогики как профессиональной деятельности, реализуемой в педагогической системе, то она, безусловно может быть предметом и объектом инновации. В таком случае, относительно сущности инновации упорядочиваются, перечисленные сферы , виды деятельности и формы её организации (образование, школа, система подготовки кадров).
Обобщая выше сказанное можно прийти к выводу, что на макроуровне основанием типизации инновации служит исторически оформившееся и отраженное в структуре общества разделение труда, поскольку оно лежит на взаимопересечении жизнедеятельности людей, организаций, общности и общества. При этом следует учитывать, что в системе общественного разделение труда особое место занимает область обучения и воспитания, поскольку «... будучи одной из отраслей духовного производства, она имеет относительно самостоятельное значение» 86. Это самостоятельное значение образования, относительно сфер основной деятельности в том или ином виде общественного производства, объясняется тем, что любые виды деятельности осваиваются непосредственно в процессе образования и подготовки, которые стали областью специально организованной профессиональной деятельности. Следовательно, инновация в образовании- вполне определённый тип инновации, который, в свою очередь, имеет уже другой уровень типизации. Учитывая необходимость «чётко различать появления отдельных новшеств, направления, подобные социальной инженерии, и собственно инновационную организацию деятельности» , более подробно остановимся на пояснении инновации как системы, направленно меняющей характер деятельности, в качестве одного из методологических оснований
Сазонов Б. Институт образования: смена вех // Инновационное движение... С. 86
87 Волков Ю.Г. , Мостовая И В. Социология... С. 354
88 Сазонов Б. Институт образования: смена вех // Инновационное движение... С. 84
Инновации как фактор развития образования____________57
типизации. Для этого обозначим ряд её характерологических признаков, исходя из определения системы.
В первую очередь, следует говорить об инновации как о системе, которая состоит из имманентно ей присущих и взаимодействующих на едином основании частей и компонентов в составе: инновационно новое, переводимое в новшество (в качестве со-держания),выражаемое в нововведении (как организации )и нацеленное на изменение качественного состояния инновируемой социальной системы включённой в определенную сферу жизнедеятельности общества и регулирующей столь же определённую деятельность человека. Следовательно, в рамках инновации каждый из её отдельно взятых компонентов теряет свою самостоятельность и обретает иной смысл.
Во- вторых, инновация как система отличается собственной организацией в виде взаимодействия социальных механизмов, обеспечивающих отношения координации и субординации образующих её компонентов. Она проживает свой полный жизненный цикл: возникновение (зарождение)- освоение (внедрение)-распространение (диффузия), связанные специфическими алгоритмами и , только в таком случае, выполняет всю совокупность функций, изменяющих социальную реальность.
Информация о работе Инновации в образовании, сущность и социальные механизмы