Информационные технологии в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая информационные технологии в функционировании и развитии социальной сферы, важно проанализировать понятие информационных технологий.
Информационная технология - система методов и средств реализации информационных процессов, а также способов использования этих средств.
Информационная технология - автоматизированное рабочее место социолога социальной сферы.
Информационная технология - представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс.
Информационная технология - современные виды информационного обслуживания, организован

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, классификация и свойства информационных технологий
1.1 Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса
1.2 Информационные технологии и их свойства
1.3 Классификация информационных технологий
1.4 Концепция информационного общества и информационные технологии в процессе социально-экономического и политического анализа
Глава 2. Специфика использования информационных технологий в социальной сфере
2.1 Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере
2.2 Социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере
2.3 Применение информационных технологий в социальной работе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инф. технологии в соц. сфере.docx

— 148.79 Кб (Скачать файл)

     Соответственно, далеко не все имеющиеся в системе  дистанционного обучения технологии могут  быть применены при обучении слабовидящих детей. Применение же некоторых из них  приобретает определенные особенности.

     Не  вызывает сомнения, что в педагогическом процессе, обращенном к таким детям, возможности использования технологий, требующих участия зрительного  анализатора, крайне малы. Это становится возможным только для частичнозрячих и слабовидящих детей.

     Для таких категорий обучающихся  информационные технологии, прежде всего, могут быть использованы как средство тренировки зрительного анализатора. Для детей-инвалидов  по  1-ой и 2-ой группы могут быть использованы специальные компьютерные тренажеры, направленные на развитие зрительного гнозиса. В соответствии с этим возможно создание электронных тренажеров, предъявляющих обучающемуся комплекс специальных упражнений, направленных на развитие функций цветоощущения, зрительной фиксации, балансировки зрительных полей, морфологического восприятия и др.

     Для рассматриваемой категории детей-инвалидов  возможно частичное использование  визуальной информации и в процессе обучения. С экрана компьютера такого рода обучающиеся могут считывать  текстовую информацию при размере  знаков высотой не менее 40-50 мм и  картинки соответствующего размера  без мелких деталей, с отчетливыми  краями, на контрастном фоне.

     В целях сенсорной реабилитации слабовидящим и частичнозрячим детям показана аудио-видеостимуляция по системе НАСА, представленная на основе новых информационных технологий.

     Как уже отмечалось, особую роль в системе  образовательной деятельности, направленной на обучение детей-инвалидов играет использование в ее рамках материалов глобальной компьютерной сети Интернет. Непосредственно при работе с  детьми-инвалидами по зрению могут  быть использованы технологии IP-телефонии, потокового аудио и материалы  аудиофайлов.

     В условиях удаленного доступа контакт с преподавателем или с членами виртуальной группы для слепого, слабовидящего и частичнозрячего ребенка может быть установлен с помощью вышеперечисленных средств. Последнее способствуют решению одной из важнейших методических задач обучения ребенка-инвалида - организация его коммуникативной адекватности. Только таким способом возможна организация обратной связи при образовательном общении в режиме Off-line и On-line, при недоступности таких технологий, как электронная почта, чат-семинары и чат-консультации.

     Особую  роль в системе обучения слепых, слабовидящих и частичнозрячих детей играет аудиоматериал, который, в зависимости от конкретных образовательных задач, может быть оформлен в следующих вариантах:

     1) аудиолекция;

     2) аудиотренажер;

     3) аудиотест;

     4) аудиопособие.

     Аудиолекция представляет собой аудиозапись теоретического учебного материала, организованную по принципу классического учебного пособия на бумажном носителе. При ее записи необходимо учитывать особые требования к интонационному рисунку текста: интонация должна соответствовать содержанию представляемого материала. Например, учебная информация об общественных процессах истории государства должна подаваться в среднем, равномерном темпе речи, без утрирования мелодического рисунка, без затягивания и сокращения пауз и.т.д. Аудиолекция может быть использована как при индивидуальном, так и при групповом обучении, как в присутствии преподавателя, поясняющего ее содержание и организующего обсуждение результатов прослушивания, так и при самостоятельной работе.

     Аудиотренажер может содержать совокупность компактно сформулированных вопросов и задач, которые записаны через определенный временной интервал, определенный необходимым для ответа/решения временем. Аудиотренажер, как и аудиолекция, может быть использован и при индивидуальном обучении, и при работе в рамках традиционной учебной группы. В последнем случае важным достоинством аудиотренаяета является предоставление обучающимся возможности работать в индивидуальном режиме, имея в то же время возможность в любой момент обратиться за помощью к преподавателю. Возможность использовать индивидуальный учебный режим - необходимое для ребенка-инвалида, имеющего отклонения не только физического, но и личностного характера (что обусловлено ограниченностью социальных контактов), условие комфортного обучения.

     Аудиотест отличается от аудиотренажера тем, что предоставляет обучающемуся или преподавателю возможность проверить правильность ответа. Аудиотесты могут быть использованы для внешнего контроля и для самоконтроля. В условиях внешнего контроля аудиотесты могут фиксировать ответы учеников с помощью аудиозаписи, давая возможность преподавателю или членам виртуальной группы проверить их правильности в дальнейшем. В целях самоконтроля обучающемуся может быть предъявлена система формализации ответа по типу тестов закрытой формы. При этом в связи с технической сложностью унификации звуковых сигналов, необходимой для формализации ответа, обучающийся может давать формализованный ответ через кинестезические каналы, например, при определенном количестве щелчков определенной кнопкой мыши или при нажатии определенной клавиши.

     Аудиопособие представляет собой аудиозапись любого сопровождающего учебный процесс материала. Это может быть запись диалога на иностранном языке, аудиоинсценировка текста художественного произведения и т.п. При записи такого пособия, в отличие от аудиолекции, интонационный рисунок должен быть ярким, иногда (например, при разучивании диалога на иностранном языке) даже утрированным. Новые для ребенка слова должны произноситься отчетливо, содержание текста должно поддерживаться приемами актерского мастерства. Промежуточное положение между аудиопособием и самостоятельным учебным средством занимает электронный справочник. Процесс его создания достаточно трудоемкий, так как поисковые системы для обнаружения определенных информационных объектов должны быть приспособлены к восприятию звуковых или кинестетических импульсов. В связи с этим продуктивным видится создание небольших по объему информации узкоспециальных справочников и тематических словарей.

     Одной из основных специфических особенностей педагогической деятельности при работе с детьми-инвалидами является необходимость  владения коррекционными принципами обучения, знание особенностей перестройки взаимоотношений  анализаторов, а также знакомство с психолого-педагогическими моделями обучающихся.

     В такой образовательной системе  использование электронных средств  учебного назначения выступает в  качестве одного из средств специальных  образовательных и реабилитационных технологий, представляющих собой особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств  и методов, оптимальным образом  обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитационная и образовательная деятельность проводится с учетом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей.

     Процесс обучения лиц с ограничениями  по здоровью имеет следующие особенности, которые могут быть частично решены в рамках создания и использования  электронных средств учебного назначения:

     - возможная нерегулярность посещения  учебных занятий, связанная с  ограничением передвижения;

     - сокращение количества часов  учебной нагрузки;

     - щадящий режим обучения;

     - ограничение возможности развития  творческих способностей;

     - ограничение информационных и  иллюстративных возможностей преподавателей  в учебном процессе.18 

 

     Заключение

     Функционирование  и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Внедрение  современных компьютерных информационных технологий в социальную сферу определяется усложнением социально-экономических  процессов в обществе, все большей  их зависимостью от информации и организованных информационных потоков, невозможностью в современных условиях решать социальные, экономические, управленческие и иные задачи при обработке информации вручную. Автоматизированная обработка, хранение и распространение социальной информации с использованием современных  компьютерных и телекоммуникационных средств позволяет повысить качество социальной информации, ее точность, объективность, оперативность и, как следствие  этого, возможность принятия эффективных  и своевременных управленческих решений. Появление, развитие и функционирование информационных технологий сопровождается процессом информатизации, который  представляет собой «организованный  социально-экономический и научно-технический  процесс создания оптимальных условий  для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

     Министерство  труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает  правовой, научно-практический и методологический базис для формирования информационной политики в социальной сфере, предлагает единые программные и технические  решения.

     Сейчас  уже можно констатировать тот  факт, что без использования средств  вычислительной техники и информационных технологий отрасль не может эффективно функционировать и развиваться.

     Проведенный анализ литературных источников, изучение информационных ресурсов в разных структурных  подразделениях социальной сферы позволяет сделать вывод: внедрение современных информационных средств, и технологий, организованных в виде распределенных баз данных общего пользования позволит повысить эффективность работы территориальных органов управления и организаций социальной сферы за счет автоматизации операций по сбору, учету, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для принятия решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1. Демкин В.П., Можаева Г.В., Тубалова И.В. Особенности использования новых информационных технологий для обучения детей-инвалидов по зрению. Томск: Томский государственный университет, 2009 г.

2. VII Державинекие чтения. Экономика. Юриспруденция. Социальная работа. Социология. История: Материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февр. 2002 г. / Редкол.: И.Г.Саяпин и др. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2008 г.

3. Курин, А.Ю. Применение информационных технологий в социальной работе: Учеб. Пособие/А.Ю. Курин; Федеральное агентство по образованию, Тамб. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина,2006 г.

4. Наберушкина Э.К., Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. СПб: Питер, 2010 г.

5. Ореховский, А. Об информатизации в отрасли социальной защиты населения// Социальное обеспечение. – М.: 2011 г. – №3.

6.   Поспелов, П. Социальные информационные технологии. Государственное управление//Социальное обеспечение. – М.: 2008 г. – №2.

7. Тапхаева, Е. Практика применения информационных технологий// Социальное обеспечение. – М.: 2007 г. – №1.

8.   Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие.— М.: Академический Проект, 2010 г.

9.  Тринкунас, В.Б. Современные тенденции развития компьютеризации в органах социальной защиты населения//Отечественный журнал социальной работы. – М.: 2009. – №2.

10. Хохлова, М.М. Значение информационных технологий в функционировании и развитии социальной сферы региона//Социальные технологии, исследования. – М.: 2009 г. – №2.

11.  Холостова Е.И.,  Социальная работа с инвалидами. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 г.

12.   Информационный бизнес-портал http://market-pages.ru/infteh/12.html

13.    Кибер-портал http://allteam.my1.ru/forum/6-20-1

14.    http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_технологии


Информация о работе Информационные технологии в социальной сфере